христианство на северном кавказе до XV века | версия о св. максиме исповеднике
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ • Версия о св. Максиме ИсповедникеОГЛАВЛЕНИЕ



 Христианство на Северном Кавказе до XV века 

Версия о св. Максиме Исповеднике

Следующий по времени известный нам контакт алан Северного Кавказа с христианством относится к середине VII в. Заметим, кстати, что нижеприводимые факты и армянские источники о Сукиасянцах остались неизвестными Ю. А. Кулаковскому и не попали в его труд. В середине VII в. в ходе борьбы против монофслитской ереси из Византии были высланы в изгнание римский папа Мартин I и один из столпов православия Максим Исповедник.

История ссылки Максима Исповедника изложена в «Scholion sive Hypomnesticum», сохранившейся в коллекции Анастасия апокрисиария и вошедшей в известную патрологию Ж. Миня.

Прибыв со спутниками в страну лазов, больной Максим на плетеных носилках был доставлен в место заключения «Схемарий — укрепление по соседству с племенем аланов» вместе с двумя своими учениками — Анастасием апокрисиарием и Анастасием монахом. Затем изгнанники были разлучены: Анастасия монаха заключили в крепость Скоторий в Апсилии, а Анастасия апокрисиария — в крепость племени мисимиан Букул (Buculus) «на границе с вышеупомянутыми аланами». Отмечено, что «это именно укрепление те же аланы в настоящее время захватили и удерживают в своих руках». 18 июля 662 г. обоих Анастасиев перевели в Мухирис, но здесь они вновь расстались. Анастасий монах был доставлен в укрепление Свании, где через несколько дней умер. Анастасий апокрисиарий был заключен в крепость Тацирия (Thacyria) «близ Иверии» — Грузии. После двухмесячного заключения он из Тацирии властителем области переводится в пределы Апсилии и Мисимианы и попадает в крепость Фуста (или Пуста). Здесь с Анастасием апокрисиарием происходят интересные информативно важные для нас приключения. Анастасий рассказывает о заступничестве за него авазгийской (абхазской. — В. К.) знати перед властителем Алании, бежавшим из своей области, при помощи авазгов восстановленном на престоле и вновь изгнанном. Суть этих споров, вероятно, состоит в том, что абхазы, давно ставшие православными христианами, сочувствовали Анастасию апокрисиарию и не хотели отдавать его в нехристианскую Аланию. Однако властитель алан, изменив данным авазгийской знати обещаниям, снова послал Анастасия в Схемарий (Himar), где Максим Исповедник скончался 13 августа 662 г. Анастасий еще не доехал до Схемария, когда в Алании произошел новый политический переворот и к власти пришел «богобоязненный и христолюбивый» Григорий. Обстановка изменилась в пользу Анастасия. Он был возвращен, не достигнув Схемария, и доставлен в спокойное место, «поистине подобающее для монахов», на расстоянии около пяти миль от резиденции властителя алан Григория. В схолии это место охарактеризовано довольно подробно: «в крепости, именуемой Thusume, расположенной выше хутора Mochoes, на границах области Апсилии, на востоке Понта, у самой подошвы Кавказских гор, близ страны христолюбивых авазгов, у племени алан, около пяти миль от поместья Зихахория (Zichachorio), т.е. резиденции (prima domus) истинно христолюбивого патриция и правителя той самой области Алании Географическая номенклатура делает этот документ исключительно важным источником не только по истории христианства, но и по исторической географии Алании и Кавказа.

Попытаемся проанализировать приведенные факты. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в середине VII в. в Алании, прилегающей к Абхазии с севера, сложилась явная конфессиональная неустойчивость и даже борьба: правивший Аланией, очевидно, недоброжелательный к христианству и дважды оттуда изгнанный властитель, уступает место «богобоязненному» христианину Григорию, сразу вмешавшемуся в судьбу Анастасия и приблизившему его к себе. Смена властителей симптоматична и отражает истинное положение дел в противостоянии дохристианских верований и христианства, а также в расслоении аланского правящего класса на сторонников и оппонентов греко-византийской религии. Судя по тому, что новый властитель Григорий богобоязнен, христолюбив и носит христианское имя, он был крещен, и для понимания состояния христианства в Алании VII в. это весьма существенно. Для совершения таинства крещения должны были существовать вполне объективные и реальные условия, такие, как храм или баптистерий с купелью, священники, церковный инвентарь. Мы можем предполагать, что все это было.

Данные косвенные предположения подтверждаются документом, на русском языке опубликованным А. Бриллиантовым. Анастасий апокрисиарий написал о своих похождениях на Кавказе письмо, адресованное пресвитеру Феодосию Гангрскому, находившемуся тогда в Иерусалиме.

После смерти Анастасия Феодосии Гангрский побывал в Лазиен и крепости Тусуме, где скончался Анастасий. На обратном пути из Лазики он получил это письмо вместе с реликвиями «от Григория, настоятеля монастыря Иоанна Крестителя, так называемого Betapapсos в Алании, 20 августа 668 года». А. Бриллиантов не без основания подчеркивает, что сообщения Анастасия и Феодосия «не могут возбуждать никаких сомнений в своей достоверности» и указывают на «неверные сообщения» грузинского перевода жития св. Максима и его путаницу. Далее мы будем иметь дело только с греческими источниками.

Следовательно, можно с уверенностью говорить о существовании монастыря Иоанна Крестителя в Алании во второй половине VII в. Тем самым положительно решается вопрос о возможности крещения как правителя Алании Григория, так и его окружения. Полагаем, что это было первое серьезное знакомство алан с христианством и, вероятно, наиболее ранние акты крещения, еще не охватившие широкие массы населения.

Коснемся проблемы локализации пунктов, названных в приведенных выше источниках. Прежде всего следует подчеркнуть, что источники эти даны нами в старых переводах, за аутентичность которых мы поручиться не можем, как и за обоснованность их комментариев. Новых и современно комментированных изданий нет. Все это обязывает проявить осторожность и не спешить с далеко идущими выводами, имея дело с такой фигурой, как Максим Исповедник. Он стоит в центре событий, поэтому наиболее актуален вопрос о местоположении крепости Схемарий, где Максим умер и был погребен. Попытки локализации Схемария уже предпринимались. Некоторые авторы отождествляли древний Схемарий с современным селением Хумара на правом берегу Кубани в 11 км севернее г. Карачаевска. Это мощная крепость на горе «Калеж» около с. Хумара. Другие исследователи считают, что сопоставление с Хумарой не подходит, ибо Хумара лежит за пределами Лазики. Видимо, это действительно так, ибо в используемом нами источнике прямо говорится, что Схемарий — укрепление по соседству с племенем аланов, тогда как Хумаринская крепость находилась на территории Алании. Наконец есть мнение о том, что Максим Исповедник был заключен в крепость Кимарин в Лазике, что соответствует неприступной Такверской крепости в среднем течении рек Риони и Цхенис-Цкали.

Не будем обсуждать последнее отождествление Схемария с крепостью Таквери и лишь заметим, что оно кажется слишком необоснованным. Автор этих строк присоединяется к версии о крепости в верховьях р. Сакен. К этому варианту склоняют не только общий географический фон, обрисованный в приведенных выше источниках, но и топоним сванского происхождения, «Сгимар», зафиксированный в ущелье р. Сакен у истоков Кодора, на территории Мисимиании. Но это иной, нежели Ухимерий Прокопия, вариант. Думаю, он предпочтителен потому, что крепость «Сгимар» на р. Сакен, точнее реальная крепость, названия которой мы не знаем, выявлена Ю. Н. Вороновым близ Сакенского озера. Исследователь называет ее «гигантской циклопической крепостью» со стенами толщиной до 4-5 м. Есть здесь и две небольшие церкви-капеллы. Это не только топонимические, но и археологические реалии. Наконец, нужно учесть и фольклорный фон: известно, что за последний период записано свыше 20 вариантов легенд о пребывании Максима в Грузии, локализующих местонахождение его в нынешнем Лечхуме. Применительно к Хумаре зафиксировано предание о пребывании здесь будущего императора Льва Исавра в начале VIII в.; преданий о Максиме Исповеднике нам неизвестно. Другие, упоминаемые в источниках, крепости или населенные пункты относятся к Лазике (Мухирис, Тацири) или к Абхазии в ее горной части (Скотор, Вукул-Букулус, Фуста или Пуста — «в Апсилии, что вблизи Авазгии» или в Мисимиане). Все эти крепости располагались рядом с аланами, отделенными от Абхазии хребтом, который аланы научились относительно легко преодолевать не только через перевалы, но и через снега и льды, пользуясь специальными снегоступами. Совершая время от времени набеги на упомянутые крепости и села горной Абхазии, аланы овладевали ими или претендовали на них, как это было в середине VI в. с крепостью Бухлоон (Букулус), по свидетельству Агафия. Поэтому известная путаница в показаниях источников, не всегда располагавших точными сведениями, легко объяснима.

Гибель Максима Исповедника на территории Мисимианы и, возможно, в крепости в верховьях р. Сакена (возможна аланская этимология этого гидронима - «саг» - олень. - В. К.) представляется нам допустимой, но не окончательной версией.

Предлагаемая версия не может быть твердо доказана. Но достаточно уверенно мы можем считать, что в VII в. христианство было не только знакомо верхнекубанским аланам, но и пустило здесь корни. В первую очередь об этом свидетельствует монастырь Иоанна Крестителя, а также христианское благочестие, по-видимому, крещеного аланского властителя Григория. Район верховьев Кубани, прилегающий к Абхазии с ее портами-эмпориями и старыми дорогами через перевалы Кавказского хребта, стал первым христианским ареалом Алании. Отсюда христианство распространялось на территории, прилегающие с запада и востока. Столь же уверенно можно говорить о греко-византийском православном влиянии на Западную Аланию, шедшем через Лазику и Абхазию. В VIII-IX вв. обозначилось другое направление византийского христианского влияния на Северо-Западный и Центральный Кавказ - из Таврики.


БИБЛИОТЕКА

ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
ДО XV ВЕКА

О книге
Вступительное слово
От автора
Христианская миссия Византии
Христианство в Закавказье и восточном Причерноморье
Распространение христианства на северо-западном Кавказе
Крым — форпост византийского православия
Проникновение христианства в Хазарию
Первые контакты алан с христианством
Версия о св. Максиме Исповеднике
Следы христианства VIII-IX вв. в Алании
Базилика Ильичевского городища. Bepcия
Принятие христианства Аланией
Нижне-Архызское городище Аланской епархии. Зеленчукские храмы
Структура Аланской епархии
Свет христианства из Грузии
Область Двалетия
Область Дзурдзукетия
Область Дидо
Римско - католическая экспансия
Венецианцы и генуэзцы в Причерноморье и на Кавказе
Католическая кафедра на Верхнем Джулате
Католическая миссия у алан в Китае
Заключение
Об авторе

БИБЛИОТЕКА
Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!