христианство на северном кавказе до XV века | следы христианства VIII-IX вв. в алании
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ • Следы христианства VIII-IX вв. в АланииОГЛАВЛЕНИЕ



 Христианство на Северном Кавказе до XV века 

Следы христианства VIII-IX вв. в Алании

Выше уже говорилось, что Таврика была оплотом византийского православия в Северном и Северо-Восточном Причерноморье. Однако, несмотря на миссионерские успехи, здесь, подобно Северному Кавказу, христианство встречалось с неприятием местного населения и пробивалось с трудом. Почти одновременно с Максимом Исповедником, изгнанным на Северный Кавказ, в Таврику был сослан римский папа Мартин I, умерший в Херсоне в 655 г. В письме из Херсона Мартин I жалуется на голод и на то, что «те, кто обитает в этой области, все являются язычниками». Свидетельству великого понтифика можно верить: триумфального шествия идей христианства не было.

В VIII-IX вв. на территории Алании появились первые материальные следы христианства. Пока они немногочисленны, и это соответствует вполне реальной картине начального этапа христианизации. Это каменный крест с греческой надписью в семь строк с городища Рим-гора на р. Подкумок, отнесенный по палеографическим признакам к времени не позднее VII-VIII вв. Надпись гласила: «(Помяни Господи) души рабов твоих Георгия, Иакова. 1С ХС». Возможно, что к VIII-IX вв. могут относиться кресты и следы греческих надписей на стенах пещер-катакомб на склонах той же Рим-горы, опубликованные Н. Е. Макаренко. Но уверенности в указанной дате нет, ибо она не имеет должной аргументации. Важны высеченные изображения крестов на стенах пяти катакомб VIII-IX вв. в местности Песчанка близ Нальчика. Это документальный факт, так как; датировка катакомб Песчанки установлена. Наконец, укажем новейшие находки С. Н. Малахова и Е. И. Нарожного в Успенском и Новокубанском районах Краснодарского края: три каменных надгробных креста (один со следами греческой надписи), которые датируются авторами публикации VII-X вв. и трактуются как «раннехристианские» (указанную дату определяют близлежащие древние поселения).

Аналогичные наблюдения недавно сделаны на поселении VIII-XII вв. «Козьи скалы» у юго-восточного склона горы Бештау, в 2 км от железнодорожной станции Машук. Пятигорский краевед Н. С. Колоколов на западной окраине поселения выявил остатки прямоугольной каменной ограды и два каменных надгробия из местного бештаунита. В их верхних частях высечены плоскорельефные кресты, вписанные в круг. Диаметр круга с крестом 24-25 см. Есть сведения, что подобных надгробий здесь было много, но они разобраны местными жителями на строительство. Видимо, на западной окраине поселения «Козьи скалы» находилось древнее христианское кладбище.

Надгробия из некрополя «Козьи скалы» дают нам ценную информацию. Каменных надгробных (или иных функций) плит с крестами на территории Алании много, но только крест из Кубранской балки был обрамлен четырехугольной рамкой. Типологически очень близкие аналогии на Черноморском побережье — плоскорельефные кресты в круге — найдены в 70-х годах в поселке Уташ близ Анапы, но они не датированы. Наиболее полные типологически и представительные статистически аналогии дает средневековый Крым. Кресты, вписанные в круг, известны в Херсоне, на черепице из Партенитской базилики VIII в., в крепости Каламита и на могильных стелах из Партенита и Тепсеня, на надгробии из Мангупа, надгробиях VIII-X вв. из Скалистого и Лучистого и т.д. Особое тождество наблюдается между надгробиями «Козьих скал» и Партенита и Тепсеня: одинаковы как конфигурация крестов в круге, так и округление верхнего конца плит и техника выборки фона вокруг креста. Поскольку в Крыму это VII-IX вв., мы можем предварительно надгробия «Козьих скал» датировать VIII-IX вв., соотнося эту дату с хорошо прослеживаемым на «Козьих скалах» комплексом керамики времени салтово-маяцкой культуры, VIII-IX вв.

Важны не только намеченная выше дата надгробий «Козьих скал», но и вероятное направление христианских связей и влияний между Крымом и Аланией, причем их исходной территорией был Крым. Надгробия с вписанными в круг крестами из района Анапы территориально представляют промежуточный ареал между Крымом и Центральным Кавказом. Выше мы уже говорили об активной миссионерской роли Крыма на Кавказе. «Козьи скалы» это подтверждают. Не исключено, что к крымскому по происхождению кругу древностей могут примыкать некоторые каменные кресты из Жанхотеко в Кабардино-Балкарии, по конфигурации очень близкие крымским крестам из могильника VIII-Х вв. Скалистого, но кресты Жанхотеко украшены столь своеобразной символикой, что прямолинейное отождествление их нецелесообразно. Здесь нельзя игнорировать действительно полную аналогию крестам Жанхотеко, причем с одинаковой символикой, из городища Нижний Джулат на Тереке. Если в местонахождение данного памятника не вкралась ошибка, и он связан с Нижним Джулатом, это, скорее всего, XIV в. - время существования золотоордынского города. В таком случае и кресты из Жанхотеко можно будет датировать XIV в. — если соответствующие христианские некрополи, пока не выявленные, это подтвердят.

Как видим, хорошо датированных материальных остатков христианства VIII-IX вв. на Северном Кавказе мало. Но они отражают очень важный процесс постепенного, через Крым и, возможно, Хазарию, проникновения этой религии в Предкавказье. О Хазарии не следует забывать, так как большая часть Предкавказья либо входила в границы Хазарии, либо находилась с нею в вассальных отношениях, а в самой Хазарии, как уже говорилось выше, основная масса населения исповедовала ислам и христианство.

Не занимаясь специально историей христианства на Северном Кавказе и опираясь на отдельные, иногда случайные факты, некоторые ученые давно допускали возможность раннего проникновения христианства в регион. Так, археолог А. А. Иессен, констатируя распространенное мнение о том, что христианство в Аланию проникло лишь в начале X в., писал: «В то же время археологические памятники, по-видимому, позволят значительно снизить эту дату». Ряд предметов христианского культа импортного происхождения (два реликвария и обломки стеклянных лампадок) найдены в скальном могильнике VIII-IX вв. Мощевая балка в верховьях р. Б. Лаба. Четкая этническая атрибуция могильника пока не установлена и определяется как адыгская (памятник находится в пограничной зоне). Тщательно рассмотрев упомянутые предметы, допускается возможность их интерпретации, как свидетельства деятельности христианских миссионеров, «подвизавшихся в западных районах Северного Кавказа на рубеже VIII и IX вв. и в самом начале X в.», хотя подобные факты нельзя расценивать как признак постепенной «христианизации» Алании. В этом построении легко заметить некоторую противоречивость: разве деятельность миссионеров нельзя связать с попытками (пусть и безуспешными) первого ознакомления местного населения с мировой религией?

Американский историк церкви епископ Ф. Дворник, ссылаясь на раскопки Т. М. Минаевой в верховьях Кубани, продатировал вскрытую ею маленькую церковь IX в., но не изложил никакой аргументации. С тех пор наша источниковая база расширилась ненамного за счет «Козьих скал». Но теперь мы можем более уверенно говорить о том, что начавшийся в VII в. процесс постепенной христианизации в VIII-IX вв. продолжался, хотя, вероятно, носил спорадический (случайный) характер. Не случайно в это время Алании еще нет в нотициях Константинопольской патриархии, опубликованных Н. Гельцером и К. Де-Боором, церковная организация в Алании еще не существовала. В свое время я в одной из статей отмечал, что от VII-IX вв. до нас не дошло ни одного памятника церковной архитектуры. Но так ли это?


БИБЛИОТЕКА

ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
ДО XV ВЕКА

О книге
Вступительное слово
От автора
Христианская миссия Византии
Христианство в Закавказье и восточном Причерноморье
Распространение христианства на северо-западном Кавказе
Крым — форпост византийского православия
Проникновение христианства в Хазарию
Первые контакты алан с христианством
Версия о св. Максиме Исповеднике
Следы христианства VIII-IX вв. в Алании
Базилика Ильичевского городища. Bepcия
Принятие христианства Аланией
Нижне-Архызское городище Аланской епархии. Зеленчукские храмы
Структура Аланской епархии
Свет христианства из Грузии
Область Двалетия
Область Дзурдзукетия
Область Дидо
Римско - католическая экспансия
Венецианцы и генуэзцы в Причерноморье и на Кавказе
Католическая кафедра на Верхнем Джулате
Католическая миссия у алан в Китае
Заключение
Об авторе

БИБЛИОТЕКА
Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!