христианство на северном кавказе до XV века | католическая миссия у алан в китае
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ • Католическая миссия у алан в КитаеОГЛАВЛЕНИЕ



 Христианство на Северном Кавказе до XV века 

Католическая миссия у алан в Китае

После татаро-монгольского нашествия 30-х годов XIII в. аланская раннефеодальная государственность пала, этнодемографическая карта Северного Кавказа претерпевает кардинальные перемены. В частности, резко сокращается территория и численность кавказских алан. Разбитые монголами, они разделились на тех, кто продолжал упорное сопротивление, уйдя в горы, и тех, кто примкнул к победителям и пошел к ним на службу. Во главе последних стояли аланские феодалы и военачальники Бадур, Уцзорбухан, Матярша, Елебадур (Илья Багатар. - В. К.) и др. Одни из них монголами были оставлены владетелями своих земель, другие завербованы в монгольскую гвардию, что говорит о высокой оценке боевых качеств алан - служить в ханской гвардии было исключительной честью. Наконец, третья часть покорившихся алан была переброшена далеко за пределы Кавказа. Так, сын Елебадура Юй-ва-ши (имена в китайской транскрипции) был послан на подавление восстания в Сибирь.

Вскоре аланские воинские контингенты появляются на востоке громадной Монгольской империи и в Китае. Известный востоковед Ю. Н. Рерих писал: «Высшее монгольское командование... по справедливости оценило большую доблесть аланов и мудрость их командиров. Поэтому оно было счастливо заключить с ними военный союз. С этого момента аланская кавалерия соединилась с монгольской армией и приняла участие с ней во всех военных операциях». Судя по именам Николай, Илья, Георгий, Дмитрий, часть алан-асов была христианами. «Многие из них могли носить монгольские имена, оставаясь христианами; тогда был обычай монголиться из угождения царствующему дому», — заметил по этому поводу архимандрит Палладий (Кафаров). Знал историю обращения кавказских алан в христианство, мы можем полагать, что аланы были православными.

Монголы к этому относились терпимо. Занесенное в Центральную Азию в VII-VIII вв. несторианство (мы о нем упоминали в первой главе) в XIII в. было на подъеме: христианами было самое многочисленное племя монголов кереиты, а также часть уйгуров, басмалы, найманы, каракидани. Хан Гуюк приблизил к себе православных священников из Сирии, Византии, Осетии и Руси, объявив себя врагом латинства (католичества. - В. К.) и ислама. Несторианское христианство Центральной Азии породило в Европе фантастические слухи и легенды о некоем восточном «царстве пресвитера Иоанна». Не будем задерживаться на этих легендах, проанализированных Л. Н. Гумилевым, отметившим влияние несторианства на монголов, но дело в том, что для католической Европы несториане были еретиками и врагами. Мы не знаем, как несториане встретили появление православных алан, но имеем сведения об интересе к ним, проявленном католической церковью. Видимо, в Китае и в его столице Ханбалыке - Пекине римские папы имели свою агентуру и были осведомлены о положении дел на столь огромном расстоянии. Л. Н. Гумилев цитирует «Книгу о Великом Хане» XIII-XIV вв., где сказано о ханбалыкских несторианах, не подчиняющихся римской церкви, и что благодаря поддержке великого хана католикам удалось окрестить многих местных несториан и некоторых язычников. Среди них могли быть и аланы: легат папы Бенедикта XII, живший в Ханбалыке в 1342-1346 гг., писал, что алан в Китае 30 тысяч и что это «самый великий и благородный народ на свете, самые красивые и храбрые люди. Благодаря их помощи татары овладели востоком»... Высокое положение в системе монгольской политической власти в Китае, занятое христианами аланами, стало известно в Риме, и он предпринял усилия по обращению их в католичество.

Первым католическим миссионером среди алан в Китае, видимо, был «брат» Иоанн Монтекорвино, умерший в 1328 г. и прибывший в Пекин в начале XIV в. Деятельность Монтекорвино была успешной, она подробно рассмотрена Жаном Ришаром и явно привела к католизации алан. Через восемь лет после смерти Иоанна Монтекорвино, 14 июля 1336 г., римскому папе Бенедикту XII из Ханбалыка были посланы два письма. В первом из них от имени великого хана Токалмута содержится просьба, чтобы папа «молился за нас и наших верных слуг аланов, его христианских сыновей». Второе письмо папе направили аланские князья. «Вашему Святейшеству должно быть известно, что мы уже давно осведомлены о католической вере вашим легатом, братом Иоанном Монтекорвино, наставлены им ради нашего блага и много утешены сим сильным, святым и терпеливым мужем, умершим восемь лет назад. С того времени остались мы без главы и без духовного утешения. Мы порадовались бы известию, что вы позаботились о новом легате, но таковой сюда еще не пришел. Поэтому мы умоляем Ваше Святейшество направить к нам доброго, терпеливого и умного легата, который мог бы позаботиться о наших душах»...

На смену Монтекорвино был направлен легат Джованни Мариньоли, проехавший из Авиньона через Константинополь в Каффу, далее в Тану и через Сарай на Волге в Китай. В Пекин Мариньоли прибыл в 1340 г.

....


БИБЛИОТЕКА

ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
ДО XV ВЕКА

О книге
Вступительное слово
От автора
Христианская миссия Византии
Христианство в Закавказье и восточном Причерноморье
Распространение христианства на северо-западном Кавказе
Крым — форпост византийского православия
Проникновение христианства в Хазарию
Первые контакты алан с христианством
Версия о св. Максиме Исповеднике
Следы христианства VIII-IX вв. в Алании
Базилика Ильичевского городища. Bepcия
Принятие христианства Аланией
Нижне-Архызское городище Аланской епархии. Зеленчукские храмы
Структура Аланской епархии
Свет христианства из Грузии
Область Двалетия
Область Дзурдзукетия
Область Дидо
Римско - католическая экспансия
Венецианцы и генуэзцы в Причерноморье и на Кавказе
Католическая кафедра на Верхнем Джулате
Католическая миссия у алан в Китае
Заключение
Об авторе

БИБЛИОТЕКА
Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!