христианство на северном кавказе до XV века | римско - католическая экспансия
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ • Римско - католическая экспансияОГЛАВЛЕНИЕ


 Христианство на Северном Кавказе до XV века 

Римско - католическая экспансия

Огромная Римская империя, бывшая многие века гегемоном в бассейне Средиземноморья, на фоне общего системного кризиса к 395 г. распалась на Западную и Восточную империи. Восточная Римская империя под названием «Византия» просуществовала тысячелетие после падения Западной империи в 476 г. Все эти политические события и потрясения привели к постепенному обособлению западной и восточной церквей. На Западе упадок государственной власти привел к необычайному росту авторитета и влияния главы церкви - римского епископа, получившего название папы. На Востоке, где государственная власть во главе с императором сохранилась, патриархи церквей константинопольский, антиохийский, александрийский и иерусалимский оставались под опекой императоров. Организационные и догматические расхождения между западной и восточной церквами постепенно накапливались и в 1054 г. привели к разрыву: папские послы в Константинополе провозгласили анафему восточной церкви и константинопольскому патриарху, а затем созванный в Константинополе церковный собор ответил проклятием. Христианский мир с тех пор расколот на две основные части - римско-католическую церковь на Западе и православную — на Востоке.

До сих пор мы рассматривали распространение на Кавказе православного христианства. До татаро-монгольского нашествия 30-40 годов XIII в. оно здесь господствовало, а каких-либо реальных сведений о католических миссиях, конкурировавших с православными, нет.

Первое движение католических миссий и посольств на Восток было связано с грозной опасностью для всей Европы в связи с сокрушительными завоевательными походами монголов на Запад. Особенно страшен был второй поход монголов после курултая 1235 г.: под водительством внука Чингисхана Батыя и военачальника Субудая монгольские армии завоевали в 1236-1240 гг. почти всю Восточную Европу (в том числе Кавказ), опустошили Венгрию, Моравию и Силезию и вышли на берега Адриатики. Лишь внутренние причины и распри заставили монголов вернуться на Восток, прекратив поход на Западную Европу, и мы сейчас можем лишь гадать, как сложилась бы судьба последней, если бы грозные азиатские кочевники не ушли.

Монголы ушли, но страх перед ними в Европе остался. Вскоре на далекий Восток Европы в опасное и тяжкое путешествие венгерские доминиканцы отправляют группу из четырех миссионеров с задачей - найти древнюю прародину венгров «Magna Hungaria» и узнать о судьбе оставшихся там соотечественников. В пути три доминиканца погибли, но брат Отто вернулся. По его следам на Восток в 1235 г. отправляется новая группа доминиканских миссионеров во главе с Юлианом. Доминиканцы побывали в Зихии и Алании, где Юлиан наблюдал «смесь христиан и язычников», но отметил большое почтение к кресту, с которым можно ходить безопасно, несмотря на усобицы и распри. Кажется, это первое посещение Северного Кавказа латино-католическими миссионерами, хотя пропаганда католицизма в их задачи не входила.

Вслед за группой Юлиана папа Иннокентий IV формирует и посылает к монголам группу миссионеров во главе с миноритом Плано Карпини с поручением собрать сведения о планах монголов, а также попытаться обратить монгольского хана в христианство. Миссия Плано Карпини выехала из Лиона в апреле 1245 г. и возвратилась в Лион осенью 1247 г., выполнив задание частично: отчет о путешествии был представлен, но обратить в христианство монгольского хана Гукжа не удалось. В своем отчете карпини отметил упорное сопротивление монголам со стороны кавказских алан. Миссия Плано Карпини на Восток носила не евангелический, а скорее политико-разведывательный характер.

В «лето благости» 1253 г. в Монголию была направлена еще одна группа монахов — миноритов во главе с энергичным Гильомом Рубруком. Задачи этой миссии — по-прежнему проповедь христианства среди монголов и возможность заключения с ними союза против мусульман, победоносно на Ближнем Востоке и завоевавших значительную часть Малой Азии - территории Византии, не имевшей сил для сопротивления. Политически вторая задача была явно важнее первой — шесть европейских крестовых походов не дали ожидаемых результатов, и войска ислама стояли на пороге Европы. В конце 1253 г. Рубрук уже был в Монголии при дворе Мункехана. Здесь состоялся диспут между проповедниками разных религий по инициативе хана. Судя по всему, христианская проповедь потерпела неудачу, победил буддизм. Не решив эту задачу и не склонив хана к политическому союзу, Рубрук летом 1254 г. отправился обратно, сначала в Акру, затем в Париж. Его отчет о путешествии на Восток был издан при жизни автора. Он сообщает, что среди монголов находятся христиане — русские, греки и аланы — не пьющие кумыс, а также что «накануне пятидесятницы пришли к нам некие Аланы, которые именуются там Аас, христиане по греческому обряду, имеющие греческие письмена и греческих священников». Как видим, византийское христианское влияние на алан сохранялось в середине XIII в. и, видимо, не было полностью сметено татаро-монгольским вторжением.

Таковы кратко наши сведения о движении первых католических миссий в глубь Востока в эпоху, когда внимание Европы было приковано к татаро-монгольским степям. Упомянутые миссии были слишком слабы и немногочисленны, чтобы оказать какое-либо влияние на татаро-монголов или население Восточной Европы и Кавказа, уже давно православное. В таких условиях религиозный переворот был невозможен. Но интересы западной церкви и папства этим не были исчерпаны, а усилия на Востоке наращивались. Современный исследователь папства С. Г. Лозинский пишет: «Стать твердой ногой на Востоке, внедрить здесь свое влияние, воспользоваться его несметными богатствами и в будущем создать единый христианский мир, в который вошла бы и Византийская империя, - таков был идеал ближайших преемников Григория VII» (умер в 1085 г.). Действительно, эти притязания сохранялись до XV в. и стали достаточно реальными в связи с проникновением венецианцев и генуэзцев в бассейн Черного моря. Католическая церковь преследовала не только свои конфессиональные цели, но и содействовала экономическому освоению Кавказа, в первую очередь адыго-черкесских племен Северо-Западного Кавказа, откуда в крымский генуэзский город Каффу шёл «живой товар» - рабы.


БИБЛИОТЕКА

ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
ДО XV ВЕКА

О книге
Вступительное слово
От автора
Христианская миссия Византии
Христианство в Закавказье и восточном Причерноморье
Распространение христианства на северо-западном Кавказе
Крым — форпост византийского православия
Проникновение христианства в Хазарию
Первые контакты алан с христианством
Версия о св. Максиме Исповеднике
Следы христианства VIII-IX вв. в Алании
Базилика Ильичевского городища. Bepcия
Принятие христианства Аланией
Нижне-Архызское городище Аланской епархии. Зеленчукские храмы
Структура Аланской епархии
Свет христианства из Грузии
Область Двалетия
Область Дзурдзукетия
Область Дидо
Римско - католическая экспансия
Венецианцы и генуэзцы в Причерноморье и на Кавказе
Католическая кафедра на Верхнем Джулате
Католическая миссия у алан в Китае
Заключение
Об авторе

БИБЛИОТЕКА
Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!