христианство на северном кавказе до XV века | первые контакты алан с христианством
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ • Первые контакты алан с христианствомОГЛАВЛЕНИЕ


 Христианство на Северном Кавказе до XV века 

Первые контакты алан с христианством

Судя по накопленным наукой данным, с появлением скифов в степях Северного Причерноморья и Предкавказья в VIII в. до н. э. началось длительное господство здесь племен североиранского этноязыкового круга. В руки древних иранцев перешел так называемый «великий пояс степей», протянувшийся от Алтая до низовьев Дуная. Конец иранской доминации был положен вторжением тюркоязычных гуннов на исходе IV в. н. э. Не входя в обсуждение этих кардинальных проблем, отметим, что уцелевшие после бурных потрясений эпохи «великого переселения народов» остатки древних северных иранцев (скифов, савроматов и сарматов) в письменных источниках раннего средневековья получили название «аланы». Ареал расселения алан в IV-VII вв. в целом соответствует «великому поясу степей»: присутствие алан и их ответвления асов зафиксировано в Средней Азии вплоть до Туркмении, Северном Прикаспии, на Северном Кавказе — от Тамани до Дербента, в Северном Причерноморье, Крыму, на нижнем Дунае. Столь обширная территория расселения подразумевает этническую неоднородность, когда термин «аланы» был не только этнонимом одного народа, но и объединительным политонимом всех участников конфедерации во главе с аланами. Академик Н. Я. Марр писал: «Аланы - это уже история не только Кавказа, но и юга России. В них заинтересованы представители различных областей отечественной истории».

Однако главный регион обитания алан с первых веков нашей эры - равнины и предгорья Северного Кавказа, преимущественно в его центральной части между верховьями Кубани и Терека. Эта территория в греко-византийских и иных источниках получила название Алания, здесь формировался современный осетинский народ, протекали события, относящиеся к другим народам Северного Кавказа.

История христианства у кавказских алан затрагивалась в труде архимандрита Макария (Булгакова), для которого Алания была то же, что и Хазария. Автор полагал, что в Алании было две епархии: митрополия Алания, неизвестно где находившаяся, другая — митрополия Битзины или Вичины, «города, который на древних картах полагается на Кубани, недалеко от Каспийского моря». Явно речь идет о Бичвинте — Пицунде в Абхазии, не имевшей отношения к аланам, но Макарий справедливо заметил, что «известия о состоянии христианства в древней Сарматии очень скудны и неопределенны». Сочинение Макария для нас имеет чисто историографическое значение. Подлинно научное исследование истории христианства у алан открыто публикациями известного византиноведа Ю. А. Кулаковского, базировавшимися на греко-византийских первоисточниках и отличавшимися блестящей эрудицией автора. Работы Ю. А. Кулаковского полностью сохранили свое значение по сей день, но могут быть серьезно дополнены как письменными, так и археологическими материалами (во времена Кулаковского еще неизвестными) и корректированы.

Распространение христианства в Закавказье, на Черноморском побережье, в Крыму, его постепенная инфильтрация в пределы Хазарского каганата создавали вокруг Алании такое окружение, которое не могло не оказывать своего влияния. Но как во многих других странах, христианизация кавказских алан была длительным процессом, прошедшим ряд последовательных и взаимообусловленных этапов. Ее нельзя рассматривать как одномоментный акт крещения алан, изолированный от предшествующей истории христианизации Кавказа. Несомненно, в Алании православие встретило древние и традиционные языческие культы. Они не могли не оказать сопротивление новой и чуждой религии, особенно на раннем этапе. Перейдем к этому этапу первых контактов с христианством.

Наиболее ранние сведения о соприкосновении алан с христианством связаны с уже упоминавшейся миссионерской деятельностью апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита на Кавказе в I в. н. э. В известном труде Ж. Миня по патрологии, т.е. учения об отцах церкви, имется сообщение (в редакции монаха Епифания) о том, что апостол Андрей «учил скифов, косогдиан (касогов-адыгов. - В. К.) и горсинов в Севастополе великом, где укрепление Апсара и гавань Исса и Фазис река; здесь обитают иверы и сузы и фусты и аланы». Редакция Епифания относится к IX-X вв., и присутствие аланских этнических групп в Западной Грузии - Мингрелии в это время вполне вероятно и может быть подкреплено другими источниками, чего мы не можем сказать относительно I в. - времени проповеди апостола Андрея. Интерполяция Епифания здесь представляется несомненной.

Более подробные данные содержатся в рассказе Епифания о третьем миссионерском путешествии Андрея Первозванного. Просветив землю иверов (Западную Грузию), апостол со спутниками достиг Сусанин, в которой нетрудно опознать Сванию. Оставив здесь Матвея, Андрей с Симоном Кананитом «удалились в Аланию и прибыли в город Фуст». Сотворив здесь много знамений и чудес, многих просветив, апостолы перешли в Авазгию — Абхазию, где остался Симон Кананит, а Андрей направился в Зихию, а затем в Сугдею — скорее всего, в Крым, поскольку рядом упоминаются Боспор, Феодосия и Херсон. В грузинском варианте источника говорится не об Алании, а о «земле Осетинцев» и не Фусте, а Фостофоре. Естественно, возникает вопрос о достоверности приведенных выше апокрифов. Автор этих строк склонен считать, что данный материал легендарный и не достоверный.

Более достоверны данные о первом соприкосновении алан с христианством в V в. Здесь имеется в виду армянский источник «Житие Сукиасянцев», содержащий смутные отголоски действительных исторических событий. К сожалению, автор «Жития» неизвестен.

В основе «Жития» лежит вполне достоверный исторический факт, описанный Моисеем Хо-ренским: аланская царевна Сатиник выходит замуж за армянского царя Арташеса. Достоверность факта, по нашему мнению, подтверждается присутствием Сатиник в образе одного из главных действующих лиц осетинского нартского эпоса - Сатаны, причем, согласно авторитетному выводу французского ученого Жоржа Дюмезиля, «предание о Сатиник и история Сатаны являют любопытные совпадения». Вместе с Сатиник из страны алан в Армению приехала группа сородичей Сатиник, которые «восприняли (христианское) учение от святых мужей, учеников святого апостола Фаддея, уединившихся у истоков реки Евфрат, первым среди которых был святой Воски». Новообращенные отправились отшельничать на гору Сукавет и стали называться Сукиасянцами. «И жили святые мученики на горе Сукавет, питаясь растениями и ведя ангелоподобную жизнь». Но через несколько лет эта идиллия кончается трагедией. Умер аланский царь (возможно, отец Сатиник? - В. К.), аланами стал править царь Дидианос. Некий Скуер рассказал царю об аланах — Сукиасянцах в горах Армении и их христианском образе жизни. Дидианос отобрал группу «мужей отважных» во главе с Барлахой и послал их в Армению, чтобы вернуть Сукиасянцев в Аланию, а в случае отказа предать их мечу. Сукиасянцы вернуться в Аланию отказались и были перебиты. Интересно предсмертное признание святого Сукиаса: «Мы люди с Аланского двора, бежали от нечестия и безбожия царей». Отсюда вытекает, что в V в. социальные верхи аланского общества христианами еще не были, и это соответствует археологическому «фону»: в это время христианских древностей на территории Северного Кавказа нет.

«Житие Сукиасянцев» повторяет «Мученичество Воскеанов», которое армянские ученые датируют также V в. В «Мученичестве» указывается срок пребывания алан в Армении - 44 года и число отшельников - 15 человек. Обратим также внимание на свидетельство Степаноса Таронского Асохика (XI в.) об аланах, заключенных в Суренский монастырь при его настоятеле, армянском историке Лазаре Парпеци, жившем в V в. Эти аланы V в. вполне могли быть Сукиасянцами, хотя сам Парпеци в своем труде о них не говорит. Если это так, мы получаем еще один источник, повествующий об аланских отшельниках в горах Армении, и это усиливает наше рефлективное восприятие изложенных выше сведений как заслуживающих доверия. Кажется, перед нами прошло первое соприкосновение кавказских алан с христианством на земле Армении. Но оно состоялось далеко за пределами Алании, затронуло небольшую группу лиц и, судя по всему, не оказало влияния на население Алании.


БИБЛИОТЕКА

ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
ДО XV ВЕКА

О книге
Вступительное слово
От автора
Христианская миссия Византии
Христианство в Закавказье и восточном Причерноморье
Распространение христианства на северо-западном Кавказе
Крым — форпост византийского православия
Проникновение христианства в Хазарию
Первые контакты алан с христианством
Версия о св. Максиме Исповеднике
Следы христианства VIII-IX вв. в Алании
Базилика Ильичевского городища. Bepcия
Принятие христианства Аланией
Нижне-Архызское городище Аланской епархии. Зеленчукские храмы
Структура Аланской епархии
Свет христианства из Грузии
Область Двалетия
Область Дзурдзукетия
Область Дидо
Римско - католическая экспансия
Венецианцы и генуэзцы в Причерноморье и на Кавказе
Католическая кафедра на Верхнем Джулате
Католическая миссия у алан в Китае
Заключение
Об авторе

БИБЛИОТЕКА
Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!