пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | горный туризм
КАРАУГОМ • По долине ХарвесаОГЛАВЛЕНИЕ

Библиотека

По долине Харвеса

Жарко, на дороге - ни кусочка тени. Кругом - камень и чахлые кустики колючего барбариса. Мы едем страшно медленно. Дорога совершенно не приспособлена для быстрой езды и, кроме того, она все время забирает вверх. Медленно, но неуклонно мы поднимаемся все выше и выше: из Алагира (620 м) до Стыр-Дигора (1.570 м) мы должны подняться почти на 1.000 м.

Проходит несколько часов. Горы, сплошной стеной вытянувшиеся вдоль течения Уруха, разрываются и перед нами открывается красивое боковое ущелье. Справляемся с картой - это, оказывается, ущелье р. Айгамуги-дон, по которому мы должны были бы выйти к Уруху, если бы пошли из Алагира через Кионский перевал.

- Ну что же! Мы не побывали на Кионском перевале, зато видели Дигорское ущелье. Еще неизвестно, потеряли мы или выиграли, поехав сюда кружным путем.

Впоследствии мы смогли поздравить себя с выигрышем: пройдя Караугом и Цей, мы вернулись в Дигорию как-раз через Кионский перевал. Мы выгадали: и Кионский перевал от нас Не ушел и знаменитым ущельем реки Уруха мы полюбовались...

Навстречу нам идет группа обожженных солнцем туристов.

- Откуда, товарищи?

- Москвичи.

- Вот как! Земляки, значит. По какому маршруту путешествуете?

Завязывается оживленная беседа. Оказывается, товарищи - рабочие, приехали сюда с организованной ОПТЭ массовкой. За пару дней до нас они прошли Дигорским ущельем и свернули с него по реке Айгамуги-дон в сел. Махческа. Отсюда часть массовки направилась на ледник

Сонгути, часть - вверх по Уруху к нарзанному источнику.

Ребята - впервые в горах. Измучились здорово, но всем виденным страшно довольны. Захлебываясь от восторга, рассказывают о снежных горах. Ясно: ребята, уже отравленные горами люди. Кавказ пленил их. Массовка свое дело сделала: она пробудила у ребят интерес к горам, вкус к горному туризму. Кто знает - может-быть, пройдет несколько лет и о встреченных нами парнях будут говорить, как об известных альпинистах.

Вскоре встречаем еще группу ребят. Еще и еще. Из состава массовки в экскурсии к нарзану приняли участие человек 50, Небольшими группами они возвращаются: - бодрые и веселые, получив великолепную зарядку на долгие месяцы зимней работы.

Поворот дороги - и перед нами появляется ослепительно белая снежная вершина. Развертываем карту. Поднявшаяся над Урухом вершина - одна из тех, которые окружают Караугомский ледник. Значит - уже близко.

Долина раздваивается: мы стоим у входа в ущелье Караугома. Путь к нему лежит прямо. Вправо по другому ущелью идет дорога к Стыр-Дигору. Мы повертываем направо: наша база будет в Стыр-Дигоре. Завтра мы вернемся сюда, к устью Караугомского ущелья, и по нему пойдем к Караугому.

К началу книги

В Цейской долине

НА ТЕМУ
«Северо-Осетинский государственный заповедник»
«Минеральные воды Северной Осетии»
«Между Ардоном и Тереком»

Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!