| библиотека | «мелодии синих гор» | коварный порог |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Мелодии синих гор» • Коварный порогОГЛАВЛЕНИЕ


 Адыгея  

Коварный порог

Коварный порог

В семидесятые годы, когда водный туризм в Майкопе начал активно развиваться, водные спортивные маршруты со сплавом по рекам Белая, Пшеха, Лаба, Зеленчук и Кубань были очень популярны у туристов. Сплавлялись в основном на байдарках, самодельных катамаранах и плотах, сооруженных из надувных автомобильных камер. Сплав по реке Белой от поселка Каменномостского, в город Краснодар, был спортивным походом первой - второй категорией сложности.

Сверхсложные и опасные для сплава пороги находились выше Хаджохской теснины. В нижнем течении попадались лишь мощные быстротоки, с пенящейся гребенкой высоко стоящих волн, да стремительные прижимы, вдоль скальных обрывов высоких и крутых берегов. Перед туристами открывались очаровательные картины каменных островов, разноцветные отвесы песчано-глинистых берегов, с ниспадающими водопадами.

Основными препятствиями в фарватере реки, были опоры автомобильных мостов, да прибрежные завалы из принесенных паводком деревьев и лесного хвороста. Два грохочущих порога украшали русло реки Белой - это Семиколенный и Тульская теснина. Они как малые, перекатывающиеся водопады, пенным валом вставали на пути туристов и сбрасывали их суденышки, в бешено пляшущий подводопадный белопенный бурун.

Туристы с восхищением, весельем и удовольствием, яростно махая веслами, сплавлялись через бурлящие шиверы, прорезая остроносыми байдарками холодные всплески быстрой воды.

Но вот в конце семидесятых годов для народного хозяйства республики понадобился речной камень. Река Белая, перед поселком Тульский, образовала огромную извилистую дугу. Тогда приняли решение русло реки в этом месте перегородить, а реку направить по другому пути, по вновь вырытому каналу.

Река, направленная в узкий канал, с высокими глинистыми берегами имеет здесь довольно сильный уклон. Этот самый уклон и дает реке ту напористую силу стремительного движения, с которой она ввинчивается в узкую горловину порога. В июньские дождливые дни, когда река набухла талой снеговой водой, мы пришли осмотреть порог - место нескольких трагических случаев, произошедших с туристскими группами, преодолевавшими это препятствие.

Порога еще не было видно, но нас уже встретил тяжелый приглушенный гул рассерженной реки. Как сотня одновременно движущихся железнодорожных составов, река глухо грохотала о каменное дно несущимися под водой скальными глыбами, готовая смести все, что стоит на ее пути. Чем ближе мы подходили к порогу, то громче и яростней, в бешеном реве, клокотала река.

Порог ошеломил меня своей зловещей мощью. Полноводная река, выйдя из берегов, широкой мутной лавой неслась в каменном русле. Вырытый строителями канал, вытянул ее стремительную живую струну, звенящую от напряжения, на высокой предельной ноте. В конце гигантского желоба, как будь то бы, кто-то невидимый резко обрывал эту туго натянутую нить. И она словно пушечный выстрел, с оглушающим грохотом бросала в полет с каменного уступа, всю водную массу.

Река, падая водопадом, и набравшая дикую скорость, вдруг натолкнулась на подводное препятствие, и вдребезги разбиваясь о каменные плиты, в неописуемой ярости вставала на дыбы. Здесь в жерло кипящего порога сброшены железобетонные плиты с отточенной остроиглой сталью арматуры. В пороге, Белая вспениваясь сплошным белым валом, мощной силищей, пробивала себе путь на равнину. Железобетон, ощетинившийся пружинистой щеткой острых металлических прутов, словно взбешенный клыкастый вепрь, с диким ревом рвал водный поток на мелкие части. Перед нами была настоящая жуткая гигантская мясорубка, кромешное месиво из воды, пены и завывающего стона заживо разрываемой реки.

В пороге создается сильный турбинный вращающий момент, как в центрифуге стиральной машины. Этот крутящийся поток воды, образованный подводной скальной преградой, как сильным магнитом, «засасывает» на дно плоты и участников сплава, не давая выбраться из кромешного пенного водоворота.

Вот поэтому, прежде чем отправиться в туристское путешествие по воде, необходимо изучать закономерности движущейся воды. Надо знать правила скольжения реки по каменному руслу, расклад ее центробежных сил разрушающих берега и скалы. Кроме этого, также необходимы знания, что всегда более высокая скорость поверхностного слоя воды и слабая в ее глубинах. Иметь представление о силе и характере «отбивной волны», о «бочках» в бушующих в порогах.

Но особенно важно знать правила безопасности на воде, тактику и технику преодоления водных порогов. Ранее существовавший Майкопский городской клуб туристов проводил такую учебу с молодежью, где вопросам безопасности в горах уделялось основное внимание и время учебы.

Сегодня городской клуб туристов закрыт, и молодежь предоставлена самим себе. Опыт путешествий, накопленный за многие годы и описанный в отчетах руководителей туристских походов, уничтожен организаторами современных реформ. В статьях появившихся в прессе по случаю гибели туриста в пороге Тульском, при сплаве по реке Белой, рассматривается лишь этическая и эмоционально-стрессовая сторона трагического случая и выглядит, как некое геройство, бравада и пренебрежение опасностью, которую должны брать, как пример для подражания.

Почти ничего не говорится о нарушениях правил безопасности в путешествии, которые допущены, о причинах приведших к аварии, о мере ответственности за нарушения. Наша задача состоит не в том, чтобы еще раз эмоционально проиграть сложившуюся ситуацию в Тульском пороге. А чтобы в дальнейшем не допускать гибели туристов на воде и в горах. Дать малые, но необходимые знания молодежи, указать на те ошибки руководителей походов, которые допущены, и с которых нельзя брать пример.

Русская, древняя как мир, пословица, говорит: «Не знаешь броду, не лезь в воду!». Поэтому прежде чем проходить водный порог, внимательно осматривается и изучается сложное и опасное препятствие. Расставляются посты перехвата, для сбора сорванных потоком воды участников путешествия. Проверяются на прочность сплавные суда, каски и спасательные жилеты.

Тщательно прорабатывается и обсуждается всей группой, тактика прохождения порога, выбор оптимального пути, возможные аварийные ситуации и система действий в них. Просчитываются все возможные варианты действий на воде. В каком месте порог прижмет к скале, где бросит влево или вправо, где накроет валом, ударит о подводный камень или смоет как щепку.

О том, что порог Тульский очень сложный и опасный и его необходимо обносить знают давно. Спасательная служба Адыгеи предупреждает об этом каждую туристскую группу, сплавляющуюся по реке Белой. Предупреждают и о том, что туристам необходимо пристать к берегу, как минимум за километр до порога и сделать предварительную разведку обноса препятствия. Так как в стремнине канала - самой быстрой части реки, что входит в узкое горло порога, причалиться уже невозможно.

Не могут не знать путешественники, занимающиеся водным туризмом о том, что энергия быстро несущегося плота всегда велика и при резком ударе о порог, как правило, его седоков моментально сметает с плота. Особенно должны знать это, те туристские фирмы Адыгеи, которые избрали своим бизнесом сплав туристов по горной реке Белой.

Туристские группы, заплатившие за сплав приличные деньги и посаженные впервые на плот, должны рассчитывать на полную безопасность. Это им гарантировано условиями сертификации коммерческого маршрута и туристской лицензией. Такие мероприятия не должны проходить на авось, в пылу азарта и восторженности движения по воде, где дух борьбы с водной стихией, начисто отбивает память о поджидающей опасности в пороге. При разборе любой аварийной ситуации, всегда выявляются нарушения правил безопасности. Редким исключением, является оправданный и продуманный риск в экстремальных видах спортивного туризма.

Чудом оставшиеся в живых туристы эмоционально нам рассказали на страницах газеты «Советская Адыгея», как они кавалькадой, из одного резинового плота-рафта и нескольких катамаранов с разгона, общей кучей, плюхнулись в водопад порога Тульский, перевернулись, и разноцветными фантиками спасжилетов закружились в белопенной мясорубке порога. Затем, вынырнув на поверхность воды, с обезумевшими лицами и полностью обалдев от случившегося, подавшись воле реки, понеслись по течению в следующий порог «Тульская теснина», самостоятельно пытаясь выбраться на берег. Река разбросала группу туристов и средства сплава, на пять километров вниз по течению.

Все это очень трагично и требует тщательного разбора таких «полетов» в маршрутно-квалификационной комиссии Федерации туризма Республики Адыгея, чтобы извлечь полезный урок для других. Травматизм в туристской отрасли республики при новых капиталистических отношениях в экономике, катастрофически растет. Только за 2003 год произошло более сотни случаев серьезного травматизма отдыхающих и туристов, среди которых отмечена гибель детей и студентов.

К вопросам безопасности в туризме, необходимо подходить более серьезней. Не надо ждать массовой гибели туристов на горной тропе, как это было в 1975 и в 1986 году, чтобы потом принимать эффективные меры.


«МЕЛОДИИ СИНИХ ГОР»

Жемчужины Адыгеи
Свято-Михайло-Афонская закубанская общежительская мужская пустынь
Водопады реки Толмач
Старая часовня
Пещера Будкова
Тульская теснина
Коварный порог
Полковницкая балка
Даховские водопады
Водопады пихтового бора
Хребет Ду-ду-гуш
Урочище Желоб
Водопады плато Лагонаки
Верхне-Курджипское ущелье
Водопады реки Армянки
Водопады каньона Виктория
Приют «Фишт»
Гора Атамажи
У подножья Конь-горы
Водопады реки Хакодзь
Каменные столбы Большого Тхача
Орлиные водопады
Гора Оплепен
Гора Спящий Черкес
Хребет Азиш-Тау
Я люблю тебя Майкоп
Хаджох - черкесский аул
Фишт, Оштен и Пшехо-Су

БИБЛИОТЕКА
«Там, где начинаются реки»
«Кавказский государственный заповедник»
«По Западному Кавказу»
«По Западному Кавказу. (С рюкзаком за плечами)»
«Кавказский заповедник»
«Адыгея туристская»
«Горная Адыгея»
«Мелодии синих гор»
Лагонакское нагорье









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!