| библиотека | «мелодии синих гор» | свято-михайло-афонская закубанская мужская пустынь |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Мелодии синих гор» • Свято-Михайло-Афонская закубанская мужская пустыньОГЛАВЛЕНИЕ


 Адыгея  

Свято-Михайло-Афонская закубанская мужская пустынь

Свято-Михайло-Афонская закубанская мужская пустынь

Свято-Михайло-Афонская закубанская мужская пустынь

Адыгейская поздняя осень в этом году подарила нам целую декаду по-летнему теплых, залитых ярким солнцем, безветренных дней. Природа словно замерла, затаила дыхание и загрустила, задумчиво и долго. Украсив землю разноцветным ковром из опавших листьев, она тихо грустит в такт мелодии своей души. Парящая в мире грез, милая сердцу моему, родная матушка-природа нежно шелестит листвой, извлекая тонкие еле уловимые мелодии цвета и звука, придавая всему величественность, теплоту и нежность.

И я тоже погружаюсь в сонную осеннюю негу, как бы растворяюсь в дымчато-розовом безмерном пространстве, с благоговением впитывая в себя цветовую гамму осеннего безмолвия. Ласкающие лучи солнца приятно согревают мое лицо, приглашая обратить взор к югу, к горизонту высоких и белоснежных гор. Туда, где пылающий рубинами закат, нежно припорошил розовыми тонами первый осенний снег, уже посеребривший суровые скалы.

Туда, где грань зимы и осени отчетливо видна, где дикая тайга, окутанная позолотой, круто спускается по склонам, любуется своим отражением в зеркальной глади горных рек и озер. Туда, где всего лишь раз в году живые краски осени сочны и многогранны. Играя в лучах солнца, они создают восхитительные бередящие душу переходы, вызывая ощущение блаженства, гармонию музыки и цвета.

С друзьями решаемся, забросив все дела перед долгой снежной зимой встретиться с чудной красотой осени в святых горах. Посетить одну из самых привлекательных глубинок Адыгеи - Свято-Михайловскую Афонскую Закубанскую мужскую общежительскую пустынь.

За поселком Каменномостским, преодолев серпантин горной пыльной дороги, оказываемся в самом высокогорном селении Адыгеи. Тихое и уютное селение Победа, в стороне от больших дорог, волею судьбы и бога, с одной единственной гравийной и ухабистой улицей, высоко поднялось над окрестными казачьими станицами и скалистыми хребтами. Крохотное, саманно-деревянное, с побеленными известью стенами хат, оно как орлиное гнездо прилепилось к подножью высокой горы, и радует глаз туриста своей изысканной красотой окрестной природы.

Осенние цветы густо облепили палисадники хат. Деревья, почти сбросившие листву и блистающая на солнце белизна, свежевыпавшего снега на высоких горах, контрастно подчеркивают время года. Внимательно осматриваю окрестности монастыря. По привычке неутомимый и ищущий взгляд путешественника останавливается на возвышающейся над поселком скально-лесистой гряде. Это гора Физиабго. Ее высота 992 метра над уровнем моря. С адыгского переводится, как злая сварливая женщина. Она является прекрасной обзорной точкой, с круговой завораживающей панорамой, раскинувшейся вокруг горной страны.

Двуглавая гора Физиабго - это важный гидрологический и горный узел, с которого берут начало реки Мешоко, Камелюк, Средний Хаджох и Шушук. Это еще и центр паломничества на Западном Кавказе. В недавнем прошлом верующих, казаков и монахов, в настоящем туристов и верующих.

Здесь расположен самый высокогорный населенный пункт Республики Адыгея - поселок Победа и древний православный монастырь. В окрестностях поселка удивительные места для отдыха. Вокруг царит тишина и душевное спокойствие. Повсюду только высокие горы, цветущие сады, да целебный воздух. Сюда к старинному центру духовной культуры, и удивительной красоты природы низких гор, нас тянет как магнитом, и мы благодарностью к богу и судьбе воспринимаем это притяжение.

Сегодня решили, ни куда не торопясь, прогуляться между раскидистыми монастырскими липами и вдоволь насладится чистым лесным воздухом, подняться на вершину горы Физиабго и оттуда осмотреть белоснежные пики высоких гор. Времена живой монастырской жизни, ухоженных садов и полей, уютных беседок, богатого убранства храмов постепенно возвращаются в нашу обыденную жизнь. Не спеша, прогуливаемся под пологом старинной рощи монастыря, высматривая еле заметные приметы некогда процветавшей здесь христианской цивилизации.

Древние обветшалые монастырские постройки из почерневших от времени, замшелых тесаных камней, наводили уныние. В расщелинах, сложенной из каменных плит грубой неотесанной кладки монастырской стены, уже вырос мелкий березняк. Прикоснувшись к шершавым камням ладонями, я вдруг почувствовал, как от них повеяло глубокой стариной древнерусского духовного христианского мира.

После закрытия монастыря и уничтожения его святынь, расположился здесь дом инвалидов, затем детская воспитательная колония и турбаза. Но не прижились они в святой обители, не получили развитие и одобрение людей. Турбазу «Романтика» планируют дальше развивать по соседству с монастырем или в верховьях реки Фарс. Монастырь уже стал любимым и признанным экскурсионным объектом у туристов.

Особенно заманчиво для нас было посетить лабиринты подземных ходов монастыря и подземный храм. Спустившись по крутой каменной лестнице к входу в монастырскую пещеру, с чувством ожидания чуда вошли в узкий и сырой коридор, ведущий в церковь. Там глубоко внизу, от зажженных церковных восковых свечей, ладана и произнесенной молитвы, вдруг неожиданно начал заполняться искрящимся свечением купол подземного храма, озаряя живым светом, сумрачное пространство и создавая атмосферу торжественной таинственности и неописуемого восторга души.

Я поражен этим свечением и с трепетом сердца замираю в ожидании чуда. Здесь в подземных лабиринтах монастыря, вдруг начинаю ощущать всем своим существом чудодейственную ауру намоленной святой обители. Загадочные надписи на стенах подземелья, как древние рунические письмена закопчены пламенем факелов. Вырубленные в скальном грунте кельи монахов, ниши для моления с каменными рамками икон, прохлада земли и непроглядная стена мрака, погрузили меня в глубокое раздумье о сущности человеческой.

В отблеске горящих свечей, вдыхая сладкий аромат ладана, я молча стоял и думал о тех, кто сотворил это чудесное святилище, соединив лабиринтами подземных ходов, все храмы монастыря, стоящие на вершине хребта. Кажется, в этих сырых и темных стенах переходов витает дух христианства средних веков, который так будоражит мое воображение.

Выйдя на поверхность из подземного храма, направились к святому роднику на вершине горы Физиабго. Поклонившись святым образам и искупавшись в купели источника, я почувствовал прилив сил и бодрость во всем теле, вселивших в меня уверенность и надежду на исцеление. Здесь уже многое изменилось. Древняя каменная кладка родника украшена православным крестом и иконостасом. Тусклый свет лампад освещает святые лики. На склоне горы, поставлены лавочки и столик. На краю крутого склона построена купальня с проточной водой святого источника. Удивительное явление. Родник пробил себе путь на вершине самой высокой горы в этой окрестности. Теперь люди смогут сюда приходить и исцеляться от недугов.

Поклонившись святому источнику, напившись и искупавшись в чудодейственной воде, поднялись на вершину горы Физиабго, на площадку разрушенного храма. Здесь с высоты почти тысяча метров над уровнем моря, открылась изумительная панорама гор и ущелий. Глубоко внизу тонкой стрункой вытянулись освободившиеся от листвы, пирамидальные тополя. Грозно и дико темнело узкое, скальное ущелье реки Фарс. В дымчато-синей дали под кромкой белых гор лениво плавали и курчавились клочковатые облака.

Очищенные молитвой в храме и окропленные святой водой источника, мои друзья стояли на вершине горы и любовались дивным пейзажем лесных хребтов и скал. В душе у меня зарождался восторг и восхищение от увиденной и прочувствованной красоты природы и чудодейственной святости, одного из самых прекрасных уголков родной Адыгеи. Вечерело. Сонную тишину гор нарушил мелодичный звон колоколов, доносившийся с высокой четырехъярусной колокольни монастыря - это священнослужители созывали прихожан на вечернюю молитву.

Окинув еще раз восторженным взором пламенеющую в закате, дальнюю панораму гор, наша группа стала спускаться вниз, продираясь сквозь кустарник, через россыпи черных, с бирюзовым отливом волчьих ягод. Они тоже отражали свет заката и горели, словно бусины гранатового ожерелья.

И вот уже вечерний костер устремил свои огненные всполохи в бездонное звездное небо. Небо такое родное, знакомое и так узнаваемое мной. Каждая живая звездочка, созвездие, млечный путь и его тропинки, мной были любимы с детства. Они также близки и дороги мне, как и самые заветные уголки моего родного села. Мне кажется, что я помню их расположение с тех пор, когда впервые увидел этот мир, родившись на свет. Когда самостоятельно вышел в темноту ночи. Сколько бессонных ночей я провел в общении с ними, выпасая в детстве табун коней. Звезды других стран и континентов, на которых мне довелось побывать, не такие как здесь, они холодные и чужие. Звезды родного неба, светятся ласково и приветливо, всегда улыбаются и рады мне, согревают своим теплом и весело подмигивают, как бы говоря: «Не грусти, ты дома, и мы всегда с тобой!».

Вокруг костра, также как и звезды, искрятся притягательной теплотой, счастливые улыбающиеся лица друзей. Делимся впечатлениями необычного, ярко прожитого дня. Мерцая в отблесках раскаленных углей, благоухают аппетитным запахом сочные, с поджаристой корочкой шашлыки. Красное вино в свете костра пламенеет и искрится звездочками рубинов. Вызывает нестерпимое желание опробовать чудный нектар, не дожидаясь готовности кострового блюда.

Под терпкий запах опавшей листвы, в тишине увядающей природы, говорим, друг другу приятные и возвышенные слова. Беседуем о том, что услышаны всевышним наши просьбы. Сегодня подарен нам потрясающий по красоте осенний день, позволивший долгожданное и так желанное общение с природой и святынями обители. В ночной тиши на свет нашего костра пришел монах. Как-то еще не привычно для нас его черное, до самых пят одеяние. Попросили монаха рассказать историю монастыря. Вот, что он нам поведал.

Хотя в настоящее время монастырь сильно разрушен, он по-прежнему является святым местом для православных верующих в Адыгее и за ее пределами, богатым наследием русской духовной культуры. До Великой Отечественной войны в монастырь был переведен дом инвалидов. В период оккупации, когда фашисты пришли в святую обитель, они вывезли инвалидов и расстреляли обездоленных у придорожного кювета. Затем в обители поместили детскую воспитательную колонию. В 1972 году было принято решение создать здесь турбазу «Романтика», с конными и пешеходными маршрутами.

Ежегодно потоки туристов и экскурсантов стремились посетить эти края, их интересовала не только уникальная природа гор Адыгеи, но и история создания святых храмов, образ жизни и духовная культура казачьего населения, жизнь, просветительская деятельность и экономика обитателей монастыря. Им хотелось, чтобы о многовековых и добрых традициях наших предков знали дети, берегли и сохраняли культурное наследие великого народа.

В 2002 году был юбилей монастыря. Тогда исполнилось 125 лет со дня основания Михайло-Афонской Закубанской пустыни, относящейся в период создания к Ставропольской епархии. Вот краткая история создания и существования обители, дошедшая до наших дней.

В 1887 году в первом построенном храме имени святого Архистратига Божия Михаила, впервые затеплилась лампада иноческой жизни, озарившая своим тихим светом горы Кавказа. Зарождение идеи возведения монастыря в Майкопском уезде Кубанской области датируется 1874 годом. Связано это было с приездом благочестивейшего государя, императора Александра Николаевича, посетившего кубанские земли с государственной миссией, нацеленной на скорейшее завершение кровопролитной Кавказской войны.

Мирная жизнь пробудила в казачестве исконно русское стремление к паломничеству в монастыри. В тот период переходы казаков Кубани и Северного Кавказа через Главный Кавказский хребет, на южный склон гор, к монастырям Пицунды осложнялись их длительностью и сложностью перевалов. Нужен был монастырь на северной стороне кавказских гор.

31 мая 1877 года Главное управление Наместника Кавказа уведомило начальника Кубанской области «о разрешении его на основание монастыря». Он согласился с тем, что окрестности горы Физиабго глухие, дикие, не были ненаселенными горцами, а постройка иноческой обители послужит поддержанию православия и оживления данной местности.

19-20 октября 1877 года межевым управлением Кубанской области по предложению казаков было отведено 350 десятин их земли для будущего монастыря. Официально монастырь был учрежден Указом Святейшего Правительствующего Синода 13 августа 1883 года и наименован Свято-Михайло-Афонской Закубанской мужской общежительской пустынью. Составляющая названия «Михайло» - дана в честь святого Архистратига Михаила; «Афонская»- потому, что первыми ее строителями и поселенцами были иноки со святой горы Афонской, «Закубанская» - по месту нахождения за рекой Кубанью. Монастырь возведен, как памятник всем погибшим в Кавказской войне, в знак примирения горцев и русских.

Казаки окрестных станиц активно помогали в строительстве монастыря. Они приносили пожертвования деньгами, вещами, инструментом, хозяйственными принадлежностями, помогали своим трудом, завозили стройматериалы, дарили скотину и пчел.

С началом богослужения в обители, в нее хлынул поток богомольцев. Они, охотно помогали в строительстве, таскали камни на гору Физиабго. На вершине горы был возведен прекрасный Преображенский каменный храм. Сияющий своими золочеными куполами, он виднелся на десятки верст в округе. Среди монастырской братии имелись искусные мастера по обработке и укладке камня, живописи, столярного, плотницкого, слесарного, токарного и кузнечного ремесел. Все это при сравнительно незначительных денежных затратах, позволило в короткий срок возвести необходимые для обители сооружения: храм, странно-приемный дом, корпус для братии, хозяйственные постройки

В 1883 году Святейший Синод дал благословление на самостоятельное существование обители, присвоил ей желанное для братии название и утвердил строителя Мартирия в звании настоятеля, с произведением его в сан архимандрита. О монастыре сложилась добрая слава по всей Кубани. Сюда спешило разнородное население Кавказа для духовных подвигов, с целью поговеть, и причаститься вдали от житейских дел.

В монастырь старались поместить своих сыновей благочестивые люди, для воспитания их в духе святой веры и христианского образа жизни, также для приучения к труду, с целью овладения грамотой, знаний по искусству и ремеслам. Величайшей святыней храма, предметом особого почитания, привлекающим в обитель паломников, были частицы животворящего креста Господня и частицы мощей 36 угодников божьих, благоговейно хранившихся в особых драгоценных ковчегах на престоле храма.

Среди мощей угодников божьих были частицы нетленных останков святого пророка и предтечи Господня Иоанна, Святого Амвросия Медиоланского, Священномученика Харлампия. Останки святого великомученика Георгия Победоносца, почитаемого местными горцами, иногда привлекали в Успенский храм обители мусульман ближайших горских поселений.

Уровень и масштабы построек по тем временам были достаточно велики. В особых зданиях помещались библиотека, больница, аптека, школа, баня. Лечение и обучение проводились бесплатно. Для обеспечения монастыря, помимо жилых помещений, имелось много хозяйственных построек, был свой свечной, кирпичный, известковый, камнерезный, швейный, шелкопрядильный, винодельный, маслосыродельный, кожевенный и другие заводы. Во главе каждой отрасли ставился инок-специалист, основательно знающий ее. Кроме заводов, в монастыре создавались и разные мастерские: столярная, плотницкая, слесарная, кузнечная, токарная, просфиропекарная, иконописная, сапожная, резчиков по дереву и позолотчиков.

Для безбедного существования братия вела разумное хозяйство, приобретались земледельческие орудия и машины, много рабочего и домашнего скота. В хозяйстве монастыря насчитывалось свыше 200 лошадей, более 100 рабочих быков, 50 верблюдов, свыше 100 дойных коров, до 200 породистых свиней, более 300 ульев. Кроме этого, выращивались прекрасные фруктовые и тутовые сады. Виноградники и теплицы давали высокий урожай. Возделывались поля для выращивания пшеницы, ячменя и овса. Уютные аллеи и цветочные клумбы украшали дорожки монастыря.

Для снабжения родниковой водой монастырских построек, его жители смонтировали водовод и сделали водосборный бассейн. Для удобства приезжающих проложили хорошие экипажные дороги, оборудовали горные тропы паломников и освятили родники в местах отдыха. Словом, в отдаленном горном местечке было все продумано и организовано для удобного и духовно богатого проживания человека.

Сегодня добрый опыт предков, вызывает интерес не только у паломников, историков, но и туристов, которые приезжают сюда со всех уголков огромной России. Здания монастыря, в которых располагалась турбаза «Романтика» Президентом Республики Адыгея Совменом Х. М. переданы Православной церкви, активно обживаются иноками, ведется интенсивный ремонт и восстановление зданий и храмов обители, возобновлены службы и моления, собирающие большое количество прихожан из Адыгеи и Краснодарского края. Благодарность и низкий поклон президенту республики выразил монах. И к нему мы в этом искренне присоединяемся.


«МЕЛОДИИ СИНИХ ГОР»

Жемчужины Адыгеи
Свято-Михайло-Афонская закубанская общежительская мужская пустынь
Водопады реки Толмач
Старая часовня
Пещера Будкова
Тульская теснина
Коварный порог
Полковницкая балка
Даховские водопады
Водопады пихтового бора
Хребет Ду-ду-гуш
Урочище Желоб
Водопады плато Лагонаки
Верхне-Курджипское ущелье
Водопады реки Армянки
Водопады каньона Виктория
Приют «Фишт»
Гора Атамажи
У подножья Конь-горы
Водопады реки Хакодзь
Каменные столбы Большого Тхача
Орлиные водопады
Гора Оплепен
Гора Спящий Черкес
Хребет Азиш-Тау
Я люблю тебя Майкоп
Хаджох - черкесский аул
Фишт, Оштен и Пшехо-Су

БИБЛИОТЕКА
«Там, где начинаются реки»
«Кавказский государственный заповедник»
«По Западному Кавказу»
«По Западному Кавказу. (С рюкзаком за плечами)»
«Кавказский заповедник»
«Адыгея туристская»
«Горная Адыгея»
«Мелодии синих гор»
Лагонакское нагорье









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!