| |
|
Кисловодск |
Добрые советы экскурсоводам, гидам, инструкторам туризма
Вряд-ли кто-либо из экскурсоводов забыл, с каким волнением он проводил свою первую экскурсию. Даже экскурсоводы с большим стажем испытывают волнение во время проведения экскурсии, при живом общении с экскурсантами. После завершения экскурсии невольно задумываешься о том, как она прошла, отмечаешь успехи и промахи. А кто не радуется, когда в книгах отзывов турбазы, экскурсбюро экскурсанты записывают слова благодарности экскурсоводу. Мною с 1929 г. по 1970 г. были проведены по городам Кавминвод, по Теберде, Архызу и другим местам тысячи экскурсий и, конечно, бывало всякое. Опыт приобретался постепенно. Здесь я хочу поделиться с читателями и будущими экскурсоводами некоторыми своими наблюдениями, выводами, дать несколько советов. Может они помогут проведению экскурсий на высоком уровне, тем более что методические разработки изобретены не мною лично, а я воспринял их от своих наставников: Павла Александровича Утякова, Елизаветы Ивановны Яковкиной, Владимира Александровича Энгеля ещё в 30-е годы, а в 1947 г. на московских курсах на лекциях профессора Гейнеке, Архангельской и других видных методистов.
Прежде всего надо глубоко понять сущность самого экскурсионного метода, силу воздействия его на экскурсантов. Экскурсия - активное средство изучения окружающего мира. В экскурсии мобилизуются все чувства, способные воспринимать всё то, что показывает и о чём рассказывает экскурсовод:активно работает слух, активизировано зрительное восприятие, в отдельных случаях обоняние и осязание. Элементарный пример подтверждает это. По радио вы слышите информацию, например, о птицеводстве. Скучновато и порой не интересно. А на экскурсии на птичник или птицефабрику вы ту же информацию воспринимаете совсем по иному, крохотные жёлтенькие, пушистые цыплята, даже их писк умиляют вас. Так хочется их потрогать, подержать в руках.
Подобных примеров огромное количество. Даже нельзя сравнить показ горной лавины по телевизору с непосредственным видением такой лавины в горах, слышать ее грохот, испытать скорость и свист воздушного потока при падении лаивины. Здесь уже действует так называемое моторное восприятие. Отсюда и вывод: экскурсия - это не лекция, а показ с необходимыми краткими пояснениями.
Добавим к этому самые главные требования к экскурсоводу:
- Само собой разумеется, что экскурсовод должен быть опрятен, корректен, собран и внимателен к экскурсантам
- Он должен хорошо знать весь маршрут экскурсии, его особенности, подходы к объектам показа. Необходимо владеть материалом на строго научной основе, ясно понимать тему и цель экскурсии, регламент остановок на каждом объекте. Нельзя утомлять экскурсантов на остановках длинными и скучными объяснениями, превращать экскурсию в серию лекций. Необходимо быть терпеливым и уметь владеть вниманием группы. Перед экскурсией экскурсоводу необходимо хорошо отдохнуть и не иметь усталого вида
- Речь экскурсовода должна быть ровная, спокойная, чёткая, убедительная. Должна соблюдаться культура речи. Нельм допускать слов-паразитов: значит, в общем и целом, где-то и середине дня, в порядке двух веков, понимаете, понимаш и т. д. Главное - необходимо помнить, что речь экскурсовода, как и всякая устная речь, произносится только набело и черновика не имеет. Слово не воробей:вылетит - не поймаешь
- Вступительная беседа, в которой сообщается тема и цель экскурсии, время и расстояние, правила движения, некоторые особенности пути и другие необходимые сведения, должна оыть по возможности краткой. Надо помнить, что экскурсанты пришли на экскурсию, а не на лекцию. Они хотят видеть и слышать пояснения к увиденному
- У объектов экскурсии экскурсовод должен стоять лиацом к экскурсантам, а при показе о6ъекта-вполоборота. Объяснения должны быть лаконичеыми и понятными для всех. Ответы на вопросы должны быть только обоснованными. Лучше сказать не знаю, чем допускать отсебятину.
- Необходимо иметь так называемый портфель экскурсовода с фотографиями, схемами, картами для показа утраченного, переделанного, а также истории изменения объекта (архитектурный памятник, природный объект и пр.). Краткость - сестра таланта.
- В заключительной беседе желательно активизировать экскурсантов, задать им вопросы о том, что их заинтересовало, что бы они хотели ещё услышать, не устали ли и пр. Мнения и предложения экскурсантов могут быть полезными при дальнейшей работе экскурсовода
Мне не забыть в этой связи Кисловодского экскурсовода А. Чебоньяна. Это был мастер своего дела! Ни одного лишнего слова, много оживляющих экскурсию примеров, уместные шутки, чёткая речь, полный контакт с группой.
Заканчивая эту маленькую главу, не могу не привести один случай. Это было в Москве, на семинаре повышения квалификации краевых и республиканских методистов управления ТЭУ ВЦСПС. Участники семинара но программе работы прибыли на Красную площадь к Спасской башне Кремля на экскурсию по городу. Экскурсоводом оказалась маленькая полная женщина, невыразительной внешности, нос картошкой да к тому же с бородавкой. Мужчины даже переглянулись с ухмылкой... Но к концу экскурсии эта женщина держала в руках огромный букет роз и кланялась своим подопечным методистам экскурсионного дела страны, которые высоко оценили её мастерство. Цветы в декабре месяце были дорогие, но мы не могли скрыть своих чувств благодарности таланту экскурсовода, её одухотворённости и высокой духовной красоте. Невольно вспоминаются слова Н. Г. Чернышевского о красоте человека.
| |
|