кисловодск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ...» • Добрые советы экскурсоводам...ОГЛАВЛЕНИЕ



 Кисловодск 

Добрые советы экскурсоводам, гидам, инструкторам туризма

Вряд-ли кто-либо из экскурсоводов забыл, с каким волнением он проводил свою первую экскурсию. Даже экскурсоводы с большим стажем испытывают волнение во время проведения экскурсии, при живом общении с экскурсантами. После завершения экскурсии невольно задумываешься о том, как она прошла, отмечаешь успехи и промахи. А кто не радуется, когда в книгах отзывов турбазы, экскурсбюро экскурсанты записывают слова благодарности экскурсоводу. Мною с 1929 г. по 1970 г. были проведены по городам Кавминвод, по Теберде, Архызу и другим местам тысячи экскурсий и, конечно, бывало всякое. Опыт приобретался постепенно. Здесь я хочу поделиться с читателями и будущими экскурсоводами некоторыми своими наблюдениями, выводами, дать несколько советов. Может они помогут проведению экскурсий на высоком уровне, тем более что методические разработки изобретены не мною лично, а я воспринял их от своих наставников: Павла Александровича Утякова, Елизаветы Ивановны Яковкиной, Владимира Александровича Энгеля ещё в 30-е годы, а в 1947 г. на московских курсах на лекциях профессора Гейнеке, Архангельской и других видных методистов.

Прежде всего надо глубоко понять сущность самого экскурсионного метода, силу воздействия его на экскурсантов. Экскурсия - активное средство изучения окружающего мира. В экскурсии мобилизуются все чувства, способные воспринимать всё то, что показывает и о чём рассказывает экскурсовод:активно работает слух, активизировано зрительное восприятие, в отдельных случаях обоняние и осязание. Элементарный пример подтверждает это. По радио вы слышите информацию, например, о птицеводстве. Скучновато и порой не интересно. А на экскурсии на птичник или птицефабрику вы ту же информацию воспринимаете совсем по иному, крохотные жёлтенькие, пушистые цыплята, даже их писк умиляют вас. Так хочется их потрогать, подержать в руках.

Подобных примеров огромное количество. Даже нельзя сравнить показ горной лавины по телевизору с непосредственным видением такой лавины в горах, слышать ее грохот, испытать скорость и свист воздушного потока при падении лаивины. Здесь уже действует так называемое моторное восприятие. Отсюда и вывод: экскурсия - это не лекция, а показ с необходимыми краткими пояснениями.

Добавим к этому самые главные требования к экскурсоводу:

  • Само собой разумеется, что экскурсовод должен быть опрятен, корректен, собран и внимателен к экскурсантам
  • Он должен хорошо знать весь маршрут экскурсии, его особенности, подходы к объектам показа. Необходимо владеть материалом на строго научной основе, ясно понимать тему и цель экскурсии, регламент остановок на каждом объекте. Нельзя утомлять экскурсантов на остановках длинными и скучными объяснениями, превращать экскурсию в серию лекций. Необходимо быть терпеливым и уметь владеть вниманием группы. Перед экскурсией экскурсоводу необходимо хорошо отдохнуть и не иметь усталого вида
  • Речь экскурсовода должна быть ровная, спокойная, чёткая, убедительная. Должна соблюдаться культура речи. Нельм допускать слов-паразитов: значит, в общем и целом, где-то и середине дня, в порядке двух веков, понимаете, понимаш и т. д. Главное - необходимо помнить, что речь экскурсовода, как и всякая устная речь, произносится только набело и черновика не имеет. Слово не воробей:вылетит - не поймаешь
  • Вступительная беседа, в которой сообщается тема и цель экскурсии, время и расстояние, правила движения, некоторые особенности пути и другие необходимые сведения, должна оыть по возможности краткой. Надо помнить, что экскурсанты пришли на экскурсию, а не на лекцию. Они хотят видеть и слышать пояснения к увиденному
  • У объектов экскурсии экскурсовод должен стоять лиацом к экскурсантам, а при показе о6ъекта-вполоборота. Объяснения должны быть лаконичеыми и понятными для всех. Ответы на вопросы должны быть только обоснованными. Лучше сказать не знаю, чем допускать отсебятину.
  • Необходимо иметь так называемый портфель экскурсовода с фотографиями, схемами, картами для показа утраченного, переделанного, а также истории изменения объекта (архитектурный памятник, природный объект и пр.). Краткость - сестра таланта.
  • В заключительной беседе желательно активизировать экскурсантов, задать им вопросы о том, что их заинтересовало, что бы они хотели ещё услышать, не устали ли и пр. Мнения и предложения экскурсантов могут быть полезными при дальнейшей работе экскурсовода

Мне не забыть в этой связи Кисловодского экскурсовода А. Чебоньяна. Это был мастер своего дела! Ни одного лишнего слова, много оживляющих экскурсию примеров, уместные шутки, чёткая речь, полный контакт с группой.

Заканчивая эту маленькую главу, не могу не привести один случай. Это было в Москве, на семинаре повышения квалификации краевых и республиканских методистов управления ТЭУ ВЦСПС. Участники семинара но программе работы прибыли на Красную площадь к Спасской башне Кремля на экскурсию по городу. Экскурсоводом оказалась маленькая полная женщина, невыразительной внешности, нос картошкой да к тому же с бородавкой. Мужчины даже переглянулись с ухмылкой... Но к концу экскурсии эта женщина держала в руках огромный букет роз и кланялась своим подопечным методистам экскурсионного дела страны, которые высоко оценили её мастерство. Цветы в декабре месяце были дорогие, но мы не могли скрыть своих чувств благодарности таланту экскурсовода, её одухотворённости и высокой духовной красоте. Невольно вспоминаются слова Н. Г. Чернышевского о красоте человека.


БИБЛИОТЕКА

От автора
Вместо предисловия
Лучше гор могут быть только горы
Кавказское горное общество (КГО)
Р. Р. Лейцингер
П. Н. Перваго
Г. Г. Москвич
Год 1917 - Кисловодский отдел Кавказского Горного Общества
Пламенный энтузиаст туризма
Комендант Эльбруса
Туркабинет
Б. С. Виноградов
Кисловодское экскурсионное бюро в моей жизни
Кисловодское экскурсионное бюро - общество пролетарского туризма и экскурсий в 1932-1933 г. г.
Возрождение экскурсионной работы после великой Отечественной Войны
Добрые советы экскурсоводам, гидам, инструкторам туризма
У подножия Машука
Турбаза - родной дом туриста
Е. И. Яковкина
В. А. Энгель
В. П. Хлопков
Почетный гражданин Кисловодска Виктор Борисович Корзун
В. А. Никитин
Клуб туристов
Туристский актив клуба
Последний патрон
Спасательная служба в горах
Из истории детского туризма на Ставрополье
Опыт Кисловодска
Этот удивительный клуб «Орион»
Лед тронулся
Кисловодский Клондайк
Как я стал туристом
Прощальный костер









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!