|
Черноморское побережье |
Новороссийск
Новороссийск — это город-порт. Его по праву называют морскими воротами Кубани. У причалов и пирсов всегда на больших и малых судах пестреет множество иностранных флагов. Ни днем, ни ночью не затихает работа в порту. Мощные портальные краны, автопогрузчики разгружают и нагружают вместительные трюмы кораблей. Нефть и цемент, лес и станки , ткани и обувь, сахар и пшеницу, рыбу и другие грузы отправляют в разные районы нашей страны и за границу. На Черноморском побережье Новороссийский порт занимает второе место по грузообороту и насыщенности механизмами.
Цемесская бухта — одна из самых больших на Черном море. Длина ее от Дообского мыса до устья реки Цемес около 15 км, а ширина от 2 до 9 км. Бухту как бы перегораживают два мола: Восточный и Западный. Они были сооружены в 1897 году для защиты судов от юго-западных и юго-восточных ветров.
Новороссийский порт имеет большую и славную историю. 13 июля 1845 года царское правительство издало указ, в котором повелевалось «...открыть на северо-восточном берегу Черного моря порт для приемки приходящих судов российских и иностранных...» С этого времени в Цемесскую бухту начали заходить пассажирские и грузовые корабли.
Особенно бурно стал развиваться порт после постройки в 1888 году железнодорожной ветки Кавказская - Новороссийск. К началу XX века он становится одним из крупнейших на Черном море. Никакой механизации тогда не было. Все работы по погрузке и разгрузке выполнялись вручную. Рабочий день грузчиков продолжался 12 часов. Портовики неоднократно устраивали стачки и забастовки. С воодушевлением они встретили Октябрьскую революцию и активно участвовали в установлении Советской власти в городе.
В 1921 году грузчики получили боевое задание — в короткий срок отправить большое количество зерна в голодающие районы Поволжья. День и ночь шла погрузка хлеба. Партия и правительство высоко оценили самоотверженный труд рабочих: коллектив порта был награжден Красным знаменем и значком «Герою труда». На одной стороне бархатного знамени золотом написано: «Героям Труда новороссийским грузчикам от Центрального Комитета Всероссийского профсоюза транспортных рабочих», а на другой сто роне: «Борьбой с голодом мы доказали нашу преданность революции».
Элеватор дважды подвергался варварским разрушениям — в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Сейчас он располагает паровозным депо, мельзаводом, имеет больше десятка жилых домов. Новороссийский элеватор по своей величине считается первым в Европе и вторым в мире. По сравнению с 1916 годом грузооборот предприятия увеличился в 3 раза, уровень механизации — в 4 раза, производительность труда — в 4,5 раза.
|