пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | теберда | домбай | архыз |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ТЕБЕРДА. ДОМБАЙ. АРХЫЗ Река Кубань от истока до Черкесска | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Река Кубань от истока до ЧеркесскаПротяженность сплава - около 140 км; продолжительность — 5-6 дней; III категория сложности; сезонность - апрель-октябрь; средства сплава - байдарки, надувные лодки, плоты, катамараны Сплав можно начинать от истока реки Кубани (49-й км шоссе Карачаевок - Учкулан, место слияния рек Уллу-Кам и Учкулан) у аула Учкулан, куда добираются на рейсовом автобусе из города Карачаевска или на попутной машине. Ниже Учкулана Кубань течет быстрыми протоками в глубоком, узком, безлесном ущелье. Здесь много каменистых шивер - перекатов (обычно это наносное образование), подвесных мостов - некоторые из них низко нависают над водой. От поселка Эльбрусский долина реки, еще более узкая и живописная, поросла смешанным лесом. Кубань здесь после слияния с правым притоком реки Худее собирается в одно русло, шиверы становятся мощными, появляются пороги - каменистые участки в русле, образованные выходом плотных горных пород или нагромождением моренных валунов (непременная принадлежность порога - крутой, часто ступенчатый перепад, возникающий в результате размыва мягких грунтов дна), прижимы или навал воды на крупные валуны, метровые валы. В русле и вдоль берегов встречаются камни с острыми гранями Перед Красным мостом через реку выше устья левого притока реки Даут (26-й километр шоссе Карачаевок - Учкулан) - сложный перекат. В двух километрах ниже, у висячего моста, находится порог, который обязательно следует разведать, особенно если сплав осуществляется на байдарках или надувных плотах. В 14 км выше Карачаевска начинается 1,5-километровый каньон Аман-Хит (Аман-Ныхыт) - самое серьезное препятствие по всему маршруту Кубани. Каньон отличается большим обилием крупных валунов и скальных обломков в русле, крутыми сливами, пенными ямами между камнями, высокими валами воды с запрокидывающейся вершиной. Наиболее сложен для туристов-водников нижний участок каньона от километрового столба 36/13 шоссе Карачаевск - Учкулан, где река оставляет мало времени на маневрирование среди огромных глыб. Успех прохождения здесь во многом определяется правильным входом в порог, поэтому перед прохождением необходима предварительная тщательная разведка всего каньона. Между каньоном и аулом Каменномостским - серия шивер, следующих почти непрерывно одна за другой. Шиверы насыщены камнями, некоторые из них имеют характер порогов - это круто падающие участки с надводными камнями, требующие четкого маневра. Валы в шиверах достигают высоты полутора метров. Перед Каменномостским в сужении реки, образованном выходами скальных пород, находится порог, которому водники дали название «Верхний Каменномостский». Ориентиром служит здание с трубой на правом берегу Кубани в 500 м выше порога, за которым необходимо причалить к берегу для разведки. Порог представляет собой короткое (около 25 м) крутое падение русла с множеством подводных камней, вспенивающих поток. Сплав более надежен слева от огромного камня в центре реки. В километре ниже по течению реки расположен порог Желоб, где Кубань, прорываясь сквозь узкий проход между скальными стенками коренных пород, на протяжении 70 м почти равномерно падает на 6 м. Лишь в середине порога - крутой полутораметровый свал воды. Для байдарок порог непреодолим, на плотах и лодках - сплав вдоль левой стенки. Ниже Каменномостского река течет одним каменистым руслом в голой, безлесной долине, часто вздыбливаясь затяжными шиверами. За Карачаевском, приняв слева реку Теберду, мощная полноводная Кубань образует несколько сильных прижимов под козырьки песчаника в крутых изгибах русла. Здесь туристы должны обратить серьезное внимание на прохождение опасных порогов искусственного происхождения: Бывшая плотина, Арматурный и Печка. Порог Бывшая плотина у поселка Правобережное опасен торчащими из воды рельсами. Оптимальная линия движения здесь меняется в зависимости от уровня воды, поэтому перед сплавом порог необходимо просмотреть. Порог Арматурный, который расположен примерно в 1 км выше станицы Красногорской, можно преодолевать вдоль левого берега, так как справа из воды торчат рельсы. В 2 км ниже порог Печка - огромная снесенная водой печь в струе, от которой, учитывая большую скорость течения реки, нужно своевременно уходить. Далее течение реки опасности не представляет, шиверы встречаются редко. У села Важное Кубань делится на несколько рукавов, забитых снесенными корневищами и деревьями, а затем, остановленная плотиной, разливается водохранилищем у города Усть-Джегута. Около водохранилища ближе к осени в результате спада воды у берегов Кубани возникают илистые отмели, препятствующие выходу на твердый берег. Далее, до Черкесска, - протоки, мели, перекаты, быстрины. При сплаве на надувных лодках и надувных плотах понтонного типа маршрут по Кубани можно удлинить на 10 км, пройдя в большую воду нижний участок основного истока Кубани - реки Уллу-Кам. Река здесь до устья правого притока - Уллу-Хурзука течет быстро и спокойно, препятствий, кроме перекатов, нет. В одном километре ниже устья Уллу-Хурзука начинается 6-7-километровый порожистый участок с крутым (свыше 20 м) падением и множеством крупных камней в русле. Прохождение этого участка без разведки недопустимо
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |