|
Теберда. Домбай. Архыз |
Свидетельства первопроходцев
От Н. А. Буша узнаем о пригодности Военно-Сухумской дороги для проезда гужевого транспорта в 1896 г.: «Стражники в будке Путей Сообщения под перевалом сказали нам, что в верхней своей части, начиная от Тебердинского (Клухорского) озера тропа вполне в порядке и около озера обе тропы почти соприкасаются в одном месте». Природа этого края не оставляла равнодушным никого, кто с ней познакомился. Один из любителей путешествий по Кавказу, побывав на перевале Эпчик, с восторгом делился впечатлениями: «Глаза не отрывались от редкого зрелища. Нигде я не ощущал такой необъятности пространства, такой мощи, как здесь. Не с Бермамыта, не у подножия Эльбруса мы разумели во всей полноте величие этой двуглавой громады скал, льда и снега, но с высоты 9000 футов Эпчикского перевала».
Эта местность напоминает западные Альпы, в особенности Дофине, но красотой, богатством ледников, роскошью лесов и растительности превосходит все, что можно видеть в Альпах» - так писал известный немецкий альпинист А. Фишер. А швейцарский ученый М. Рикли, побывав в Теберде, отметил, что Западный Кавказ по великолепию и изобилию цветов, по роскошному развитию древесной и травянистой растительности богаче Швейцарских Альп. К этим высказываниям, кажется, нечего добавить. Велика была помощь местных жителей путешественникам, исследователям. Они, хорошо знавшие горы, были проводниками. Один из них - Зекерья Кубеков, известный в начале XX в. проводник. Позже Н.В.Крыленко оставил в записной книжке 3. Кубекова следующую запись: «Я с Зекерьей несколько раз ходил на охоту за турами (в то время здесь не было заповедника. - С. X.). Перешел через перевал. Кубеков всесторонне показал себя как настоящий человек». Хорошо знал проводника и академик О. Ю. Шмидт, так же оставивший благодарственную запись.
|