| «край, овеянный легендами» | карачаевск |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | «КРАЙ, ОВЕЯННЫЙ ЛЕГЕНДАМИ» Карачаевск | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
«КРАЙ, ОВЕЯННЫЙ ЛЕГЕНДАМИ», авторы: М. Х. Ахметов и Т. А. Марчануков КарачаевскПеред самым въездом в Карачаевск, в живописной долине, где в Кубань впадает речка Шоана, расположилось село Коста Хетагурово. Это единственное осетинское село в области, возникшее здесь необычным путем. Его основателем считается отец основоположника осетинской художественной литературы и осетинского литературного языка Коста Хетагурова Леван Елизбарович Хетагуров. Он был офицером царской армии, участвовал во многих сражениях, был несколько раз ранен и по словам директора департамента Главного управления наместника на Кавказе «...стоял во главе всего наро-мамисонского населения в Осетии. Именно Леван Елизбарович облюбовал это место и сагитировал своих сородичей переселиться сюда с непригодных для земледелия родных мест в горной Осетии. Именно он возглавил это переселение и привел сюда, в Кубанскую область, в 1870 году 150 осетинских семейств. Ранее село называлось Георгиевско-Осетинское, а в 1939 году в честь 80-летия со дня рождения Коста Хетагурова решением Советского правительства село было названо его именем. Здесь прошли его детские и юношеские годы, здесь создавал он свое бессмертное произведение «Осетинскую лиру», здесь умер поэт в 1906 году и первоначально был похоронен в семейной усыпальнице рядом с отцом. Однако через несколько дней прибывшая сюда из Осетии специальная делегация, выполняя волю осетин и других народов, перевезла прах Коста во Владикавказ - (нынс Орджоникидзе). Земляки свято чтут память знаменитого поэта. Здесь ему сооружен памятник, открыт музей. У самого въезда в Коста Хетагурово путников поражает неожиданно возникающая из-за поворота одна из самых красивейших скалистых гор Шоана, на одном из склонов которой белеет памятник аланской-культуры — Шоанский храм. Возможно, храм был частью старинного укрепления, охранявшего караванные пути из византийских колоний на побережье Черного (Понтийского) моря в богатые торговые города Хазарского царства. Один из таких караванных путей проходил через Клухорский перевал и не мог миновать долину реки Кубани. Ученые считают, что этому храму не менее тысячи лет. Гора как будто создана искусственно. Она круглая по окружности, с плоской вершиной, поросшей лесом, и напоминает своими очертаниями обыкновенный котел. (Шуан — на черкесском языке обозначает большой котел на треноге, в котором варят мясо). Шоанский лес — тоже знаменитость, потому что возраст его деревьев достигает столько же лет, сколько и храму — тысячу. Здесь растет реликтовое дерево — тисе. В народе его называют железным. Оно не гниет, очень прочное, в воде тонет как камень. Кавказцы изготавливали из него чашки, кружки, ложки, пуговицы, накладки к оружию и другие предметы. Сейчас тисе занесен в Красную книгу СССР и оберегается законом. Сразу же за селом Коста Хетагурово видны окрестности города Карачаевска. А вообще можно сказать, что город и село практически уже соединились. Предприятия города примыкают к селу, даже есть городские предприятия и организации, расположенные в самом селе. Здесь построены заводы, автовокзал, ресторан, кафе, а небольшой клочок целинной земли используется как аэродром для санитарных самолетов. Город расширяется в основном по двум ущельям: Кубанскому и Тебердинскому на юг и юго-запад. Он стоит на высоте, превышающей 870 метров над уровнем моря. При въезде на мост с левой стороны видно слияние двух рек — Теберда впадает в Кубань. Красивый город! Современные многоэтажные здания глядят с горных уступов, парк террасами поднимается в горы. Городу тесно, и он вытягивается по течению Кубани на север, сливается с близлежащими селениями. Родился этот город в наше, советское время — в 1928 году. Создавался всенародно, как центр Карачаевской земли Нелегко было построить здесь город. Прежде всего, надо было отвоевать у гор пространство, необходимое для прокладки дороги, по которой можно было бы подвозить строительные материалы. Вот как пишет поэт Магомет Урусов строительстве этого города: Мне помнится, В стихах поэта берег ведет разговор с рекой, по которой плывут огромные бревна: — Откуда их несешь, река? И вот город построен. Его стеклись из всех аулов До войны город назывался Микоян-Шахаром. Во время войны был переименован в город Клухори. В 1957 году стал городом Карачаевском. Карачаевск город небольшой, но в нем есть все: заводы, фабрики, различные предприятия, медицинские учреждения, радиоцентр, магазины, кинотеатры, Дом культуры, Государственный педагогический институт и другие. Карачаевск — ключ к горным красотам нашего края, ключ к его историческому прошлому. Веером расходятся отсюда туристские маршруты. Проехав вверх по долине Кубани, ты попадешь в старинный карачаевский аул Хурзук. Здесь же берет свое начало река Кубань. Поблизости от аула можно увидеть башню — остатки древней крепости. В Хурзуке еще сохранились кое-где рубленные из толстенных сосновых бревен, потемневшие от времени сакли с заросшими травой земляными крышами, узкие улочки, заборы, сложенные из крупных камней, арыки для поливки садов и сенокосов... По пути к Хурзуку можно посетить штольни рудника «Эльбрус», где добывают свинцовую и цинковую руду, доехать до древних аулов Карт-Джурт, Учку-лан, к знаменитым махарским нарзанам и не менее знаменитым горным пастбищам, где зимой и летом пасутся гурты мохнатых яков колхоза имени Османа Касаева. Из Карачаевска лежит путь в урочище Индыш, к озеру Харлау-Кель и к перевалу Халага, в Даут, а там перед туристом разбегутся новые сто путей, сто дорог. Ну, а теперь от Карачаевска вверх по ущелью реки Теберда. Воды ее голубые, беспокойные, крутятся меж валунов, бьют в каменистые берега. Автобус мчит тебя по шоссе через аулы Нижнюю и Верхнюю Теберду, по карачаевским землям. Здесь жили древние кавказские племена. Здесь же пролегал торговый путь греческих купцов, возивших товары из своей колонии Диоскурии (около Сухуми) через Клухорский перевал в Предкавказье. Сюда пробирались торговые люди — генуэзцы. В начале X века предки наших народов приняли христианство. Об этом говорят развалины храма над аулом Нижняя Теберда. А до этого верили они в языческих богов, обожествляли природу. Нужно было, чтобы земля приносила побольше ячменя, молились карачаевиы богу земли Даулету, а черкесы — богу плодородия Созрешу; хотелось побольше зверя убить — карачаевцы приносили жертвы богу охоты Апсаты; черкесы просили о том же свое охотничье божество — Мазытхьэ; Эрирей, бог молотьбы, помогал карачаевцам при уборке урожая, Хятегуаш заботился о садах черкесов. Мусульманство на Кавказе распространяли турки и крымские татары. В Карачае оно утвердилось позже, в XVIII веке.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |