| «край, овеянный легендами» | вместо предисловия |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | «КРАЙ, ОВЕЯННЫЙ ЛЕГЕНДАМИ» Вместо предисловия | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
«КРАЙ, ОВЕЯННЫЙ ЛЕГЕНДАМИ», авторы: М. Х. Ахметов и Т. А. Марчануков Вместо предисловияС древнейших времен северными соседями черкесских племен были славянские княжества. С образованием русского княжества на Тамани в X веке политические, экономические и культурные связи черкесов и русских расширяются, происходит широкий обмен достижениями культуры и искусства. При строительстве русских церквей на Таманском полуострове привлекались черкесские и абазинские мастера для их украшения кавказскими орнаментами. Адыги (черкесы) и другие кавказские народы охотно покупали изделия русских мастеров из стекла, серебра и другие украшения домашнего обихода. Русские высоко ценили и охотно приобретали изделия черкесских ремесленников, оружейников, мастеров золотых и серебряных дел, продукты питания горцев. В XIII веке на Русь и Кавказ вторглись полчища татаро-монголов. В этой связи совместная борьба русских и кавказских народов стала естественной необходимостью. Сами монголы признавали, что черкесы и аланы в этой борьбе проявляли удивительное мужество и героизм, оказывая им серьезное сопротивление. Победа русских войск в 1380 году на Куликовом поле помогла черкесам, абазинам и осетинам избавиться от татаро-монгольского ига. С этого времени начинается переселение черкесов и абазин с Причерноморья в центральные районы Северного Кавказа — на нынешние территории Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Но в середине XV века у черкесов появляются новые враги — Османская Турция и крымские ханы. Переселением значительной части народа на восток силы приморских черкесов были ослаблены. Воспользовавшись этим, турки и татары начали внедряться в черкесские земли. На побережье Черного моря турки построили крепости Сунжук-Кале (около города Новороссийска), Анапа, Копыл (около Славянска-на-Кубани), Азов (недалеко от Дона), форпосты Тамань, Темрюк и другие. Крымские ханы, признав свою зависимость от Турции, действовали от имени турецкого султана и награбленным делились с ним. Очевидцы свидетельствуют, что ханские сборщики не придерживались никаких норм налогов или подати, а брали с черкесов и абазин то, что хотели: лошадей, баранов, хлеб, людей... Часть черкесской и абазинской знати при этом богатела на торговле невольниками с Крымом и Турцией, устанавливала родственные союзы и торговые связи при помощи бракосочетаний своих детей с наследниками турецкой и крымской знати. Но от этого походы турецких и крымских войск на черкесские земли не стали реже. А наоборот, они стали чаще. Если сперва турки и татары свои набеги ограничивали грабежом населения, угоном лошадей и домашнего скота, то затем их целью стало окончательное покорение народов Кавказа и присоединение их территории к своей. Черкесские земли тогда простирались от Азовского моря до гор центрального Кавказа. Они привлекали внимание врагов не только своим богатством и красотой природы, но и выгодным стратегическим расположением на Кавказе. С этой территории удобно было направлять свои войска в восточные районы Закавказья, где часто возникали военные столкновения с главной соперницей в завоевательной политике — Персией. С этой территории легче было проводить и нападение на Русь, благо в этом отношении Турции помогал с Востока дагестанский хан Шамхал Тарковский, который в свою очередь совершал набеги как на Русь, так и на Черкесию с востока: грабил население, угонял людей и скот. Черкесы и абазины мужественно защищали свободу и независимость своей Родины, часто нападали на турецкие крепости, отказывались от уплаты дани. В 1551 году Крымский хан вынужден был послать значительные воинские силы для усмирения Жанеевских черкесов. Восставший малочисленный народ потерпел поражение, не получив помощи от своих единокровных племен. Чтобы покончить со слоложившимся положением, надо было иметь крепкогои надежного сильного союзника, на которого можно было положиться в трудную минуту. Не будучи в силах самостоятельно избавиться от крымско-турецкого ига и восточных ханов патриотическая верхушка народов Черкесии решила просить своего северного соседа — Россию об оказании помощи в борьбе с врагами. Для этого она послала своих представителей в Москву к русскому царю. Путь черкесских послов был не легким, тысячи верст на лошадях через земли враждебных ханств и княжеств надо было проехать. Послы прибыли в Москву, когда столица праздновала победу над Казанским ханством. Это было в октябре 1552 года. А через несколько дней в ноябре месяце Иван IV принял черкесских послов с высокими почестями. Это было первое посольство, в состав которого входили представители черкесов и абазин, возглавляемые князьями Машуком Кануковым и Алклычем Езбулуковым. Они просили Великого государя, чтобы он «...взял их с землями к себе в холопы, а от крымского хана оборонял...» Тогда Иван IV не принял решения и для выяснения обстановки послал в Черкесию дьяка Андрея Шепотьева. Он возвратился из Черкесии в Москву в августе 1555 года с новым черкесским посольством во главе с князем Сбоко Консауновым, в свите которого был его сын Куданет, брат Ацацик и абазинский князь Дударук Езбулуков. Андрей Федорович Шепотьев, который изучил черкесский язык, будучи у черкесов три года, переводил Ивану IV просьбу послов: «Вместе со своими женами и детьми готовы служить России и бороться с его врагами». После заключения договора о добровольном присоединении Черкесии к России, многие черкесские князья со своими людьми пошли на службу в русские гражданские и военные ведомства, учились в различных учебных заведениях, занимали потом значительные чины в русском обществе. Получив образование в русских учебных заведениях, многие из них стали видными военачальниками, учеными. Наряду с несением государственной или военной службы они занимались просвещением своего народа. Одним из таких выдающихся личностей был Исмаил Атажукин — полковник русской армии, награжденный Георгиевским крестом за взятие города Исмаила. Его имя прославил и увековечил М. Ю. Лермонтов, написав о нем поэму «Измаил Бей». Он был убит своим же родственником за прорусскую пропаганду. Имена сынов Черкесии Шоры Ногмова, Хан-Гирея, Крым-Гирея, Казы-Гирея, Адиль-Гирея, Ума-ра Берсей, Паго Тамбиева, Беслана Шереметьева и многих других были известны среди просвещенных кругов России. Вот что писал А. С. Пушкин, когда прочитал рукопись повести черкеса Казы-Гирея «Долина Ажитугай» в журнале «Современник»: «Вот явление неожиданное в нашей литературе. Сын полудикого Кавказа становится в рядах наших писателей. Черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно. Мы не хотели переменить ни одно слово в предлагаемом отрывке». Великий критик Белинский об этой же повести писал: «Долина Ажитугай» примечательно, как произведение черкеса, который владеет русским языком лучше многих почетных наших литераторов». Именно такие люди очень много сделали, чтобы познакомить русских с историей, бытом, нравами, характером, культурой и искусством народов Черкесии, тем более, что многие военачальники и офицеры царской армии, руководители административных органов были сторонниками насильственного покорения Кавказа, распространяли всякие слухи о дикости, бесчеловечности его народов. Тот, кто не был на Кавказе, не встречался с представителями его народов, верил этим бредовым слухам и заранее настраивался враждебно к кавказцам. Даже такой интернационалист-демократ как А. С. Пушкин, назвал автора повести «Долина Ажитугай» «сыном полудикого Кавказа». А когда сам судьбою рока оказался на этом «полудиком Кавказе» и познал жизнь его сынов и дочерей, создал об этом крае свои самые яркие произведения. Книга «Записки о Черкесии» была написана одним из ярких представителей Кавказской интеллигенции того времени гвардии полковником и флигель-адъютантом Хан-Гиреем по заданию самого царя Николая I, который собирался посетить Кавказ, чтобы узнать жизнь и быт местных жителей. Имя Хан-Гирея в то время уже было хорошо известно в высших кругах. Министр внутренних дел граф А. X. Бенкендорф однажды при встрече с Хан-Гиреем сказал ему: ...«Государю Императору ехать на Кавказ будущим летом. Может быть он возьмет тебя в спою свиту, но это еще не верно, а верно то, что государю угодно, чтобы ты написал собственно для него записку о горских племенах о которых, как слышно, ты кое-что уже имеешь для себябя написанное. Надо чтобы такая записка была у государя не позже, как через два месяца или даже через шесть недель». Книга «Записки о Черкесии» была закончена в начале 1836 года. Государь остался доволен автором. Много раз после этого ставил его в пример другим из числа своих приближенных офицеров и полушутя-полусерьезно отзывался о нем, называя его черкесским Карамзиным. Тем не менее, «Записки» не были изданы для широкого круга читателей, царь и высокое начальство держали их для служебного пользования. В заключительной части своих «Записок» автор излагает свои мнения о мерах и средствах приведения черкесского народа в гражданское состояние кроткими без кровопролития мерами. При поручении Хан-Гирею такой важной работы, видимо, учитывались не только его знания о горских народах, но и его происхождение и воспитание. Он с детских лет воспитывался и обучался в Тифлисе под присмотром генерала Ермолова, а когда окончил военное обучение в кадетском корпусе и получил офицерский чин, храбро сражался на русско-персидском фронте, где был награжден медалью, а в 1828—1829 годах принимал участие в русско-турецкой войне в качестве адъютанта главнокомандующего. У Хан-Гирея, кроме «Записок о Черкесии» были и другие литературные работы. Он занимался разработкой истории, этнографии и фольклора адыгов. С актом присоединения Черкесии к России были согласны не все адыги. Известны случаи, когда отдельные княжества отходили от России и принимали подданство Крымского ханства. Турция и ее вассал — Крымское ханство не признавали акта присоединения единоверных черкесов к России и делали все, чтобы расторгнуть этот союз. Турецкие агенты распространяли ложные слухи, будто русские лишат их веры и насильно сошлют в Сибирь и т. д. Жестокий колониальный режим царской администрации и военного командования после царствований Ивана Грозного и Петра I давали повод для веры в подобные измышления. Начались крупные движения народных масс против колониального режима. Генерал Ермолов, командовавший отдельным Кавказским корпусом, требовал безусловной покорности и расправлялся не только с простым народом, но и с господствующими классами, которые выступали против его воли. В результате такой политики многие села были стерты с лица земли. Неизвестно сколько людей было истреблено в этой войне, а в год окончания кавказской войны (1864-й) в Турции оказалось более двух миллионов 700 тысяч черкесов, изгнанных с родных земель. Не считая умерших от голода, болезней и утопленных в Черном море при переезде. Жестокая колонизаторская политика русских царей подорвала веру части народа в реальность дружбы адыгейских народов с русским государством. Однако, несмотря на все жестокости, часть народа оставалась на стороне русских. Присоединение народов Северного Кавказа к России было естественной необходимостью и стало выдающимся событием, какими бы путями оно ни совершалось в истории черкесов и других народов. Войдя в состав русского государства, эти народы получили реальную защиту от извечных врагов — турок, крымских ханов и персидских шахов. Это присоединение имело прогрессивные последствия и в дальнейшем экономическом, политическом и культурном развитии северокавказцев.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |