| город на «скалистом архипелаге» | пятигорск | легенды пятигорья | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ГОРОД НА «СКАЛИСТОМ АРХИПЕЛАГЕ» Легенды Пятигорья | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Легенды ПятигорьяБогата пятигорская земля преданиями и легендами. Кабардинский эпос, зародившийся еще в условиях доклассового общества, донес до наших дней легенды о нартах-великанах, которые любили труд и свою родину, вели борьбу с силами природы и иноземными захватчиками. В кабардинских легендах рассказывается, что когда-то здесь расстилалась ровная степь и жило могучее племя нартов. Они возделывали землю, разводили скот и смело отражали грабительские набеги враждебных племен. Во главе племени нартов стоял седой богатырь Эльбрус. У него был сын, храбрый юноша Бештау. Молодой нарт полюбил красавицу Машук, девушку с голубыми, чистыми, как небо, глазами. Но Машук приглянулась старому Эльбрусу. Ослепленный страстью, он нарушил обычаи племени и посягнул на невесту сына. Сердце Бештау не выдержало вероломства отца, и он поднял на него руку. Между отцом и сыном завязался поединок. Племя нартов раскололось на два лагеря. Начался страшный бой. Степь обагрилась кровью нартов. Эльбрус своим мечом разрубил Бештау на пять частей, но юноша, собрав последние силы, на две части рассек седую голову старика. Убитая горем, Машук упала рядом с трупом своего жениха. Земля-мать прокляла убийц, и они, окаменев превратились в горы. Окаменела и виновница междоусобной битвы Машук, но ее горячие слезы до сего времени бьют целебными ключами, стекая в реку Подкумок. Так кабардинские легенды объясняют происхождение двуглавого Эльбруса и гор «Скалистого архипелага». С горским эпосом связано и название Кисловодского нарзана. «Нарзан» — это значит напиток богатырей. Легенды Пятигорья рассказывают о том, что на берегах Тамбуканского озера родился герой кабардинского эпоса — сын пастуха Со-сруко. Он добывал людям огонь, возвращал нартам семена проса, похищенного злым великаном, победил Тогрема, исполина из племени Эмигеров — одноглазых великанов. Здесь на берегах Тамбукана, жила «мать народа» — мудрая Сатаней. По одной из легенд, богатырь Сосруко погиб у подножия Бештау во время спортивных состязаний. А вот легенда более позднего происхождения, связанная с горой Машук. Когда-то на берегу Подкумка, где сейчас расположена станица Горячеводская, жил со своей семьей кабардинец Кардан Гятежев. Стадо его коз под охраной детей паслось на склонах Машука. В стаде была одна белая коза, дававшая много молока. Но однажды коза не принесла ни капли молока. То же случилось на другой день и на третий. Кардан решил проверить, кому коза отдает молоко, и сам пошел пасти стадо. К вечеру, когда вымя наполнилось молоком, белая коза отделилась от стада и ушла в лес. Следуя за ней, Кардан увидел между скал под кустами младенца — мальчика, сосущего козу. Он хотел взять его на руки, но тело было горячим, как раскаленное железо. И только обернув ребенка буркой, ему удалось оторвать его от земли, после чего жар с тела мальчика спал. Кардан усыновил мальчика и дал ему имя Машуко. Мальчик рос не по дням, а по часам. В 12 лет он уже был прекрасным охотником. Каждый день, уходя утром в горы, Машуко приносил к вечеру много дичи и шкур различных зверей. В семью бедняка Кардана пришло богатство и довольство. Братья и сестры Машуко уже не пасли коз. Не работал и сам Кардан, за него все делали батраки, а наемные пастухи пасли его стада коров, овец и коз. Кардан возгордился, стал алчным и скупым. И вот, как-то возвратясь с охоты, Машуко застал в доме ссору. Его взрослые братья и сестры не могли поделить между собой добро. Машуко понял, как низко пали эти люди, как испортило их богатство. Огорченный, он ушел из дому. Семья Кардана долго искала Машуко. Лишь спустя несколько дней на горе за Подкумком нашли его башлык и чувяки, а рядом с ними в скале была глубокая яма с озером голубой горячей воды. Машуко родила земля, она и взяла его обратно. С тех пор гора носит имя Машуко, а из ямы — провала на ее склоне, куда ушел Машуко,— бьет источник горячей целебной воды. В XVI веке кабардинский народ жестоко страдал от опустошительных набегов крымских феодалов. С тех времен сохранилось предание, по которому название горы Машук произошло якобы от имени кабардинской девушки Машуха, которой по жребию присуждено было быть в гареме крымского хана. Девушка, не желая стать рабой тирана, долго скрывалась с братом в лесах горы Машук. Еще одно предание связывает название горы с походом на Кабарду хана «Золотой орлы» Каплан-Гирея в 1703 году. Остановившееся лагерем у горы Кинжал многочисленное войско крымских татар совершало жестокие набеги на кабардинские аулы. Спасаясь от смерти и рабства, население уходило в леса и горы. В лесах Бештау отважный джигит Машук создал отряд, смело вступавший в борьбу с врагом. Однажды во время боя Машук с группой товарищей был окружен татарами. В неравной схватке отряд погиб. Истекающий кровью Машук отказался сдаться в плен. Напрягая последние силы, он подполз к обрыву, и бросился вниз на острые выступы скал. Весть о гибели Машука наполнила гневом сердца кабардинского народа. Войско татар разгромили, захватчиков изгнали со своей земли, а гору, где погиб храбрец джигит, назвали его именем. До Великой Октябрьской социалистической революции кабардинский народ не имел своей письменности. Его многовековое устное творчество передавалось из поколения в поколение. В замечательном фольклоре горцев сосредоточены мудрость, ум и талант народа, его стремление к свободе и любовь к родине.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |