| заповедный лермонтовский край | угас, как светоч, дивный гений | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ЗАПОВЕДНЫЙ ЛЕРМОНТОВСКИЙ КРАЙ Угас, как светоч, дивный гений | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Угас, как светоч, дивный генийНакануне отъезда Лермонтова из Петербурга, 13 апреля В. Ф. Одоевский подарил ему свою записную книжку с надписью: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам и всю исписанную». Где-то в дороге загрустивший Лермонтов достал подаренную ему книгу и набросал карандашом первые строки: Как однажды тучка золотая Потом вычеркнул их и между ними написал снова: Ночевала тучка золотая Так строка за строкой на страницах этой книги появлялись стихи — шедевры русской поэзии. Явившееся в дороге вдохновение скрасило поэту горечь одиночества. За «Утесом» появилось стихотворение «Спор». В Москве Лермонтов переписал «Спор» на отдельный листок и отдал его Ю. Ф. Самарину для журнала «Москвитянин». В письме И. С. Гагарину Самарин вспоминал об этой последней встрече с поэтом: «Я никогда не забуду нашего последнего свидания, за полчаса до его отъезда. Прощаясь со мной, он оставил мне стихи, его последнее творение... Он говорил о своей будущности, о своих литературных проектах, и среди всего этого он проронил о своей скорой кончине несколько слов, которые я принял за обычную шутку с его стороны. Я был последний, который пожал ему руку в Москве». По пути из Москвы, в Туле, Лермонтов догнал своего друга и родственника Алексея Аркадьевича Столыпина. Дальше они поехали вместе. 9 мая 1841 года Лермонтов приехал в Ставрополь. Отсюда он писал Е. А. Арсеньевой: «Милая бабушка, я сейчас приехал только в Ставрополь и пишу к вам; ехал я с Алексеем Аркадьевичем и ужасно долго ехал, дорога была прескверная, теперь не знаю сам еще, куда поеду; кажется, прежде отправлюсь в крепость Шуру, где полк, а оттуда постараюсь на воды...» Тут же написал он и второе письмо — С. Н. Карамзиной: «Я только что приехал в Ставрополь, дорогая m-lle Sophie, и в тот же день уезжаю в экспедицию с Столыпиным-Монго. Пожелайте мне счастья и легкого ранения, это все, что только можно мне пожелать. Я надеюсь, что это письмо вас застанет еще в С.-Петербурге и что в ту минуту, как вы будете его читать, я ворвусь в пролом Черкея. Так как вы обладаете основательными познаниями в географии, то я не заставлю вас смотреть на карту, чтобы узнать, где это; но в помощь вашей памяти скажу, что это между Каспийским и Черным морем, немного южнее Москвы и немного севернее Египта, а главное, довольно близко к Астрахани, которая вам так хорошо знакома. Я не знаю, будет ли это продолжаться, но в течение моего путешествия я был одержим демоном поэзии, т. е. стихов. Я заполнил наполовину книгу, которую мне подарил Одоевский, что мне вероятно принесло счастье». 10 мая Лермонтов получил подорожную, подписанную генералом Граббе. В ней предписывалось: «От города Ставрополя до крепости Темир-Хан-Шуры Тенгинского пехотного полка господину поручику Лермонтову... давать по две лошади с проводником, за указанные прогоны, без задержания». Путь в Темир-Хан-Шуру (ныне г. Буйнакск) лежал через Георгиевск, куда Лермонтов со Столыпиным прибыли 12 мая. Всего 40 верст отделяли поэта от Пятигорска. Трудно было побороть искушение свернуть с пред писанного пути и заехать в полюбившийся городок. Ремонтер Борисоглебского уланского полка П. И. Магденко, встретившийся с Лермонтовым и Столыпиным в Георгиевске, рассказывал, как долго и настойчиво поэт уговаривал Столыпина заехать в Пятигорск. Тот не решался. Наконец, Лермонтов, вспоминает Магденко, вынул из кармана кошелек с деньг ами, взял из него монету и сказал: «— Вот, послушай, бросаю полтинник, если упадет кверху орлом — едем в отряд, если решеткой — едем в Пятигорск. Согласен?» Столыпин молча кивнул. Полтинник был брошен, и к нашим ногам упал решеткою вверх. Лермонтов вскочил и радостно закричал: «В Пятигорск, в Пятигорск!..» Несмотря на ливший вторые сутки дождь, решили ехать. Вскоре были поданы лошади и поэт снова оказался на знакомой ему дороге. Промокшие спутники приехали, наконец, в Пятигорск и остановились в гостинице Найтаки, так называемой ресторации. «Минут через 20, — пишет Магденко, — в мой номер явились Столыпин и Лермонтов, уже переодетыми, в белом как снег белье и халатах... Потирая руки от удовольствия, Лермонтов сказал Столыпину: «Ведь и Мартышка, Мартышка здесь. Я сказал Найтаки, чтобы послали за ним». Именем этим Лермонтов приятельски называл старинного своего хорошего знакомого, а потом скоро противника...» В Пятигорск Лермонтов приехал вечером 13 мая. На другой день явился он к военному коменданту полковнику В. И. Ильяшенкову. Комендантура находилась недалеко от ресторации, здесь же, на бульваре, в Доме для неимущих офицеров. Как рассказывал позднее П. К. Мартьянову В. И. Чилаев, служивший в комендатуре, после доклада плац-адъютанта о прибывших Лермонтов и Столыпин вошли в кабинет коменданта. «— А, здравствуйте, господа, — приветствовал их нахмуренный представитель власти, сделав шаг вперед — зачем и надолго ли пожаловали? — Болезнь загнала, господин полковник, — начал было речь Лермонтов, но Ильяшенков, желая выказать строгость, перебил его словом: «позвольте!» и, обратясь к Столыпину, сказал: — Вы — старший, отвечайте. Столыпин объяснил причину прибытия и подал медицинское свидетельство и рапорт о дозволении лечиться в Пятигорске. Его примеру последовал и Лермонтов. Комендант, прочитав рапорты, передал их плац-адъютанту с приказанием представить их в штаб, а молодым людям, пожав руки, сказал: — Хотя у меня в госпитале и нет мест, ну, да что с вами делать, оставайтесь! Только с уговором, господа, не шалить и не бедокурить! В противном случае, вышлю в полки, так и знайте! — Больным не до шалостей, господин полковник, — отвечал с поклоном Столыпин. — Бедокурить не будем, а повеселиться немножко позвольте, господин полковник, — поклонился в свою очередь почтительно Лермонтов. — Иначе ведь мы можем умереть от скуки, и вам же придется хоронить нас. — Тьфу, тьфу! — отплюнулся Ильяшенков, — что это вы говорите! Хоронить людей я терпеть не могу. Вот если бы вы, который-нибудь, женились здесь, тогда бы я с удовольствием пошел к вам на свадьбу. — Жениться!., тьфу, тьфу! — воскликнул с притворным ужасом Лермонтов, пародируя коменданта. — Что это вы говорите, господин полковник, да я лучше умру! — Ну вот, ну вот! я так и знал, — замахал руками Ильяшенков, — вы неисправимы, сами на себя беду накликаете. Ну, да идите с богом и устраивайтесь!... а там, что бог даст, то и будет». Боязливый, но добродушный служака Ильяшенков не ради красного словца уповал на божью помощь. Он знал, что его разрешение Лермонтову остановиться в Пятигорске может вызвать всевозможные препятствия и осложнения, как только об этом станет известно командованию войсками Кавказской линии. И они действительно возникли незамедлительно. Вскоре из Ставрополя пришло строгое предписание, в котором начальник штаба войск Кавказской линии полковник А. С. Траскин отметил, что болезнь Лермонтова «может быть излечена другими средствами» и приказал отправить его «по назначению». Пришлось Лермонтову представить в штаб медицинское свидетельство о болезни, выданное ординатором Пятигорского военного госпиталя лекарем Барклаем де Толли. Во время посещения коменданта Лермонтов познакомился с майором в отставке Василием Ивановичем Чилаевым, предложившим Лермонтову и Столыпину снять под квартиру домик в его усадьбе на окраине города, у подножья Машука. В этом домике поэт провел последние два месяца своей жизни. Среди отдыхавших в Пятигорске Лермонтов встретил много старых знакомых, приятелей. Он любил веселую компанию, в которой можно было хоть немного отвлечься от грустных дум и душевных волнений. Приятели собирались в квартире поэта или же отправлялись к генералу П. С. Верзилину, в находившийся по соседству дом. Светлыми часами в жизни ссыльного поэта были его встречи с видным русским ученым, бывшим профессором медицинского факультета московского университета И. Дядьковским (1784-1841). Об одной из таких встреч очевидец писал: «Беседа его е Иустином Евдокимовичем зашла далеко за полночь Долго беседовали они о Байроне, Англии, о Бэконе. Лермонтов с жадностью расспрашивал о московских знакомых. По уходе его Иустин Евдокимович много раз повторял: «Что за умница». За беззаботностью и веселостью, этой сознательно создаваемой поэтом внешней оболочкой, — скрывалась напряженная духовная жизнь. Самое убедительное подтверждение этому — его письма и творчество. «Милая бабушка, пишу к вам из Пятигорска, куды я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыху... Напрасно вы мне не послали книгу графини Ростопчиной; пожалуйста, тотчас по получении моего письма пошлите мне ее сюда в Пятигорск. Прошу вас также, милая бабушка, купите мне полное собрание сочинений Жуковского последнего издания и пришлите также сюда тотчас. Я бы просил также полного Шекспира, по-английски, да не знаю, можно ли найти в Петербурге; препоручите Екиму. Только, пожалуйста, поскорее; если это будет скоро, то здесь еще меня застанет. То что вы мне пишете о словах г. Клейнмихеля, я полагаю, еще не значит, что мне откажут отставку, если я подам; он только просто не советует; а чего мне здесь еще ждать? Вы бы хорошенько спросили только, вы пустят ли, если я подам? Прощайте, милая бабушка, будьте здоровы и покойны...» Это строки из последнего дошедшего до нас письма. Их хочется перечитывать вновь и вновь, потому что за ними видится живой Лермонтов. Не тот, образ которого нарисован в воспоминаниях армейских сослуживцев и случайных попутчиков поэта, а настоящий, каким его мало кто из современников видел и знал. Неутоляемая жажда творческого труда, щемящая тоска, нерастраченная нежность к далеким друзьям, тревога о своей изгнаннической судьбе, — все это слилось в уме и сердце поэта. Таким он был в последние месяцы пребывания в Пятигорске. В подаренную Одоевским записную книгу Лермонтов вписал свои последние стихи. Каждое из них — шедевр, жемчужина русской поэзии. Не случайно в рецензии Белинского на вышедшую несколько позднее IV часть «Стихотворений М. Лермонтова» среди 11 названных им выдающихся созданий, опубликованных в этой части, 9 — из записной книжки, подаренной Одоевским. Поэтому и к ней мы с полным основанием можем отнести замечательные слова русского критика, сказанные о IV части: «...эта маленькая тетрадка драгоценнее многих толстых книг... «Сон», «Тамара», «Утес», «Выхожу один я на дорогу», «Морская царевна», «Из-под таинственной, холодной полумаски», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Не плачь, не плачь, мое дитя», «Пророк», «Свидание», — одиннадцать пьес, все высокого, хотя и неравного достоинства, потому что «Тамара», «Выхожу один я на дорогу» и «Пророк», даже и между сочинениями Лермонтова, принадлежат к блестящим исключениям». Последние стихотворения поэта разнообразны по форме и по содержанию. И в то же время в них имеется много общего. Главное, что объединяет большинство их, — автобиографичность. В них получил яркое отражение образ самого поэта. Личными переживаниями Лермонтова навеяны стихотворения «Сон», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Выхожу один я на дорогу». Тревожные размышления поэта-изгнанника нашли глубокое лирическое выражение в стихотворении «Листок»: Дубовый листок оторвался от ветки родимой Мысль о личной судьбе поэта заключена и в стихотворении «Пророк». Образом изгнанного пророка Лермонтов говорит, что ждет человека, гражданина, поэта, осмеливающегося сказать людям слово правды, поднять голос в защиту справедливости: Провозглашать я стал любви О стихотворении «Пророк» Белинский сказал: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!..» Где бы ни был поэт, находясь в ссылке, чем бы ни занимался — участвовал ли в военных экспедициях или лечился на водах, — жил он мыслями о родине, о литературе, об оставленных на севере друзьях. Это была «одна, но пламенная страсть» поэта. Оторванный от родных мест, лишенный возможности заниматься любимым делом, Лермонтов испытывал глубокое душевное одиночество. Были у поэта в Пятигорске добрые знакомые, приятели. Но больше было недругов, скрытых и явных. Они не только сами питали враждебные чувства к Лермонтову, но и старались посеять рознь между поэтом и теми людьми, которые его окружали. К сожалению, окружение это, по справедливому замечанию хорошо знавшего Лермонтова писателя И. И. Панаева, в большинстве «состояло или из людей светских, смотрящих на все с легкомысленной, узкой и поверхностной точки зрения, или из тех мелкоплавающих мудрецов-моралистов, которые схватывают только одни внешние явления и по этим внешним явлениям и поступкам произносят о человеке решительные и окончательные приговоры. Лермонтов был неизмеримо выше среды, окружавшей его, и не мог серьезно относиться к такого рода людям...» Все это создавало вокруг поэта сложную обстановку, которой и пытались воспользоваться недруги Лермонтова. Ценные сведения об этих враждебных поэту действиях его недоброжелателей сообщил уже упоминавшийся первый биограф Лермонтова П. А. Висковатов, встречавшийся и беседовавший со многими людьми, знавшими Лермонтова и обстоятельства его жизни. «Как в подобных случаях это бывало не раз, — пишет П. А. Висковатов, — искали какое-либо подставное лицо, которое, само того не подозревая, явилось бы исполнителем задуманной интриги. Так, узнав о выходках и полных юмора проделках Лермонтова над молодым Лисаневичем (прапорщиком Эриванского карабинерского полка. — П. С), одним из поклонников Надежды Петровны Верзилиной, ему через некоторых услужливых лиц было сказано, что терпеть насмешки Михаила Юрьевича не согласуется с честью офицера. Лисаневич указывал на то, что Лермонтов расположен к нему дружественно и в случаях когда увлекался и заходил в шутках слишком далеко, сам первый извинялся перед ним и старался исправить свою неловкость. К Лисаневичу приставали, уговаривали вызвать Лермонтова на дуэль - проучить. «Что вы?! — возражал Лисаневич. — Чтобы у меня поднялась рука на такого человека!» Много врагов было в короткой жизни поэта. Но среди них особую роль взял на себя один, получивший позорное имя убийцы великого русского поэта. Это был майор в отставке Н. С. Мартынов, тот самый старый знакомый поэта, его однокашник по юнкерской школе, предстоящей случайной встрече с которым так обрадовался Лермонтов, приехав в Пятигорск. Мартынов был человеком себялюбивым и чванливым, внутренне озлобленным неудачной военной карьерой, о которой он мечтал. Ведя праздный образ жизни в Пятигорске, Мартынов отличался особой странностью, вызывавшей насмешки окружающих. Он любил рядиться в черкеску с засученными рукавами и носил при этом шашку и огромный кинжал. Орудием провокации против Лермонтова Мартынов стал довольно легко, потому что сам уже давно питал к нему скрытую неприязнь. Безобидной шутки Лермонтова для него оказалось достаточно, чтобы вызвать на дуэль. Это случилось на вечере в доме Верзилиных. О том, что произошло, подробно рассказала в своих воспоминаниях падчерица Верзилина Эмилия Александровна Клингенберг (в замужестве Шан-Гирей): «13 июля собрались к нам несколько девиц и мужчин и порешили не ехать на собрание, а провести вечер дома... Михаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л. С. Пушкин.., и принялись они вдвоем острить свой язык a gui mieux... Ничего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя ere montagnard an grand poignard» (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал). Надо же было так случиться, что, когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово «poignard» (кинжал) разнеслось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову, а на мое замечание «язык мой — враг мой» Михаил Юрьевич ответил спокойно: «Се n'est rien; demin nous seron bons amis». Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора. На другой день Лермонтов и Столыпин должны были ехать в Железноводск. После уже рассказывали мне, что, когда выходили от нас, то в передней же Мартынов повторил свою фразу, на что Лермонтов спросил: «Что ж, на дуэль, что ли, вызовешь меня за это?» Мартынов ответил решительно: «Да», и тут же назначили день». 14 июля, на другой день после этого события, Лермонтов выехал в Железноводск, где принимал ванны. 15 июля 1841 года из Желез-новодска он направился к месту встречи участников дуэли. К вечеру этого дня пистолетный выстрел на Машуке прервал жизнь великого русского поэта. Власти приняли все меры, чтобы не допустить никаких обвинений в адрес виновников гибели Лермонтова. На другой день после дуэли полковник Траскин приказал немедленно разослать по своим полкам лечившихся в Пятигорске офицеров. В город были присланы жандармы. Декабрист Н. И. Лорер писал: «Я заметил, что прежде в Пятигорске не было ни одного жандармского офицера, но тут, бог знает откуда, их появилось множество, и на каждой лавочке отдыхало, кажется, по одному голубому мундиру. Они, как черные враны, почувствовали мертвое тело и нахлынули в мирный приют исцеления, чтоб узнать, отчего, почему, зачем и потом доносить по команде, привдиво или ложно». Следствие по делу об убийстве Лермонтова носило формальный характер. Как следователи, так и подследственные были убеждены, что Николай I благосклонно отнесется к убийце и секундантам. Царь отменил даже то незначительное наказание, которое было определено судом, и приказал Мартынова посадить на три месяца на гауптвахту и предать церковному покаянию, а секундантов простить. Весть о гибели Лермонтова передовое русское общество встретило глубокой скорбью. «Как грустно слышать о смерти Лермонтова и, к сожалению, эти слухи верны... Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов подошел и убил его. Все говорят, что это убийство, а не дуэль», — писал Андрей Елагин. «...Да, сердечно жаль Лермонтова, — писал П. А. Вяземский А. Я. Булгакову, — особенно узнавши, что он был так бесчеловечно убит. На Пушкина целила, по крайней мере, французская рука, а русской руке грешно было целить в Лермонтова». С возмущением и по-своему встретил весть о гибели Лермонтова генерал А. П. Ермолов: «Уж я бы не спустил этому Мартынову. Если бы я был на Кавказе, я бы спровадил его; там есть такие дела, что можно послать, да вынувши часы считать, через сколько времени посланного не будет в живых. И было бы законным порядком. Уж у меня бы он не отделался. Можно позволить убить всякого другого человека, будь он вельможа и знатный: таких будет много, а этих людей не скоро дождешься». «Пишу вам, мой друг, — сообщал Ю. Ф. Самарин И. С. Гагарину, — под тяжелым впечатлением только что полученного мной известия. Лермонтов убит Мартыновым на дуэли... Эта смерть после смерти Пушкина, Грибоедова и других наводит на очень грустные размышления». С убийством Лермонтова погибли прекрасные надежды Белинского на приближение нового блестящего этапа в творчестве любимого поэта и писателя. «Беспечный характер пылкая молодость, жадная впечатлении бытия, самый род жизни, - писал Белинский, - отвлекали его от мирных кабинетных занятий, от уединенной думы, столь любезной музам; но уже кипучая натура его начала устаиваться, в душе пробуждалась жажда труда и деятельности, а орлиный взор спокойнее стал вглядываться в глубь жизни. Уже затевал он в уме, утомленном суетою жизни, создания зрелые; он сам говорил нам, что замыслил написать романтическую трилогию, три романа из трех эпох жизни русского общества (века Екатерины II, Александра I и настоящего времени), имеющие между собою и некоторое единство... как вдруг — Младой певец Этими пушкинскими строками из «Евгения Онегина» Белинский выразил сердечную печаль по гибели великого поэта. «Мы, — утверждал Белинский, — лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина». Мы вспомнили, дорогой читатель, основные события в жизни Лермонтова, навсегда связавшие его с Кавказскими Минеральными Водами. Теперь нам предстоит пройти по местам, освященным памятью о Лермонтове и занявшим важное место в его жизни и творчестве, по тем многочисленным тропинкам, по которым когда-то ходил поэт и герои его бессмертных произведений.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |