| заповедный лермонтовский край | поэтическая земля лермонтова |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ЗАПОВЕДНЫЙ ЛЕРМОНТОВСКИЙ КРАЙ • Поэтическая земля ЛермонтоваОГЛАВЛЕНИЕ



 Библиотека 

Поэтическая земля Лермонтова

Этот край словно создан для поэзии... Его зеленые предгорья с белоснежными вершинами на горизонте и «сизо-голубым» Бештау не могут оставить человека равнодушным. Красота Пятигорья восхищает, будит сокровенные мысли и поэтическое воображение каждого. В этом величественном крае новые силы обрела свободолюбивая муза А. С. Пушкина:

Во дни печальные разлуки
Мои задумчивые звуки
Напоминали мне Кавказ,
Где пасмурный Бешту, пустынник величавый.
Аулов и полей властитель пятиглавый,
Был новый для меня Парнас.

Здесь «дикий гений вдохновенья» освятил замысел «Кавказского пленника» — поэмы, которая открыла новую тему в русской литературе.

С давних времен Кавказ привлекал к себе внимание русских поэтов. Ломоносов, Херасков, Державин, Жуковский, Грибоедов, Рылеев и другие поэты в разное время стремились отдать поэтическую дань этому прекрасному, еще неизведанному краю. Правда, это были только отдельные штрихи, зарисовки, порою скупые упоминания, которые, безусловно, не могут идти ни в какое сравнение с той широкой и величественной картиной Кавказа, которую открыло перед русским читателем перо А. С. Пушкина.

Но вот прошло всего несколько лет со времени появления в печати пушкинских произведений, не успели еще утихнуть вызванные ими волнения и споры, как о Кавказе заговорил другой поэт. И читатели, словно зачарованные, стали прислушиваться к молодому поэтическому голосу:

Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег —
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ.

Это был голос Лермонтова. Интересно, что горную страну однажды Пушкин и Лермонтов посетили одновременно, летом 1820 года. Пушкин тогда с восторгом писал брату: «Жалею, друг мой, что ты со мною вместе не видал великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею, что не всходил со мною на острый верх пятихолмного Бешту, Машука, Железной горы, Каменной и Змеиной».

Когда думаешь об этой поездке Пушкина на Кавказские Минеральные Воды, невольно вспоминается, что в это же время здесь находился и шестилетний Миша Лермонтов. Волнение охватывает при мысли, что в одну из прогулок по Горячей горе Пушкин (это ведь так возможно!) обратил внимание на не по возрасту серьезного мальчика, который своими большими, необыкновенно выразительными глазами внимательно всматривался в сипевшие на горизонте горы. Пушкин не мог, конечно, знать, что здесь, на пятигорской тропе, в этом мальчике он встретил того, кто через несколько лет не только десятки раз с волнением перечитает и перепишет его стихи и поэмы, но и станет вскоре его достойным преемником.

Пусть эта встреча в Пятигорске только предположение. Но мы не можем не отметить знаменательный факт — одновременное посещение Кавказа уже прославленным поэтом Пушкиным и шестилетним Лермонтовым — его будущим гениальным наследником. Здесь, на кавказской земле, впоследствии вдохновенно воспетой ими, впервые сошлись пути двух великих людей.

«Кавказ был колыбелью его поэзии... — писал В. Г. Белинский в 1840 году, — и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов».

Никто!.. Это определение великого критика справедливо не только для того времени, когда оно было высказано, но и для всего последующего периода развития русской литературы. Лермонтов остался непревзойденным певцом Кавказа.

Поэт прекрасно знал этот край. Уже во время первой ссылки он писал, что «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже...»

Среди множества этих мест особое положение занимают города Кавказских Минеральных Вод. На Кавказе трудно найти другой уголок, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографии Лермонтова. Здесь и сейчас многое напоминает о нем. Изо дня в день тысячи почитателей пота проходят по памятным местам, вспоминая строки лермонтовской поэзии, любуясь воспетой им величественной природой.

Чтобы на века сохранить все, что связано в этом крае с именем поэта, постановлением Совета Министров РСФСР в 1973 году создан Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова. Образован он на базе литературно-мемориалыюго музея «Домик Лермонтова» и лермонтовских мест в городах Пятигорске, Кисловодске и Железноводске.

Созданием заповедника положено начало новому этапу в развитии музея. А история его уходит в далекое прошлое. Начинается того момента, когда под Машуком оборвалась жизнь поэта. В тот поздний вечер и на другой день все, кто знал Лермонтова, приходили проститься с ним к маленькому домику, где он провел последние месяцы своей жизни.

С тех пор с каждым десятилетием все многолюднее становилась народная трона к последнему приюту поэта, получившему в народе теплое название — Домик Лермонтова.

Судьба домика не была легкой. Многие годы переходя от одного частного владельца к другому, он ветшал. Но раз он был на грани разрушения. Только в 1912 году после многолетиих настойчивых требований русской общественности домик был выкуплен пятигорской городской думой у частного владельца и передан в ведение Кавказского горного общества, которое и обосновало в нем музей, утвердив его наименование как «Домик Лермонтова».

Реальные возможности для научно-экспозиционной и просветительской деятельности музея открылись только после Октябрьской революции, когда Домик Лермонтова был взят государством на сохранность как памятник культуры.

Важной вехой в истории музея явился 1946 год. Музею был передан расположенный по соседству бывший дом Верзилиных, в котором часто бывал Лермонтов и где он был вызван на дуэль. В нем был открыт в 1948 году литературный отдел.

В последние два десятилетия были проведены капитальные работы по реставрации и восстановлению внешнего вида и внутренней обстановки мемориального домика поэта к дома Верзилиных. Домик Лермонтова предстал перед его посетителями в своем первозданном виде. В марте 1970 года открыта новая экспозиция литературного отдела, посвященная теме «Лермонтов на Кавказе».

После принятия постановления о создании, заповедника широкий размах приняли реставрационные работы по восстановлению ставшего центром заповедника старейшего в Пятигорске мемориального лермонтовского квартала, внутри которого находится Домик Лермонтова.

В 1973—1975 годах были освобождены от жильцов и переданы музею четыре дома лермонтовского времени, расположенные на бывшей усадьбе Уманова. Это предоставило реальную возможность восстановить прежний облик значительной и исторически особенно ценной части квартала Лермонтовского заповедника.

В одном из отреставрированных домов Уманова в 1979 году открыта для посетителей постоянная экспозиция «М. Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве». В этом же году восстановлен прежний облик дома В. И. Чилаева. В нем теперь разместилась научная библиотека музея, в которой собраны старинные книги из круга чтения Лермонтова, издания его произведений, труды дореволюционных и советских исследователей жизни и творчества великого русского поэта.

Из года в год росла посещаемость музея. Если в первый период его существования она не превышала нескольких тысяч человек в год, то в настоящее время музей ежегодно посещают около 200 тысяч человек, приезжающих со всех концов нашей страны.

Так развивается музей, приобретая все большую известность среди миллионов почитателей русского поэта. За семь десятилетий существования музея в его фондах собрано как ценнейшие экспонаты множество томов рукописных книг, в которых посетители музея записывали свои мысли о Лермонтове, впечатления о посещении Домика. Это всенародная летопись славы и бессмертия поэта. Вот некоторые записи из книг:

«С глубоким волнением, с грустью дышал воздухом этого Домика. В. Шукшин».

«Покидая Домик-музей Лермонтова, уношу в своем сердце образ великого русского человека — Героя нашего времени. Инженер Львовского автобусного завода Л. Дубянский».

«Спасибо, Домик Лермонтова. За то, что все, что с детства родное по стихам, увидела глазами. За дубовый листок, который, как живую строчку, упавшую из Великих его стихов — увожу домой, в Волгоград, чтобы рассказать всем о том, что он — с лермонтовского дуба. Спасибо. Маргарита Агашина».

«Огромное спасибо сотрудникам музея за прекрасную возможность соприкоснуться с величием поэтического гения М. Ю. Лермонтова. Чувства и мысли, которые возникают здесь, созвучны с чувством восхищения от картины планеты Земля с высоты космической орбиты. Летчики-космонавты СССР В. Коваленок, А. Иванченков».

«Сколько раз выражал я любовь к Лермонтову и его Домику! И каждый раз как впервые! Ираклий Андроников».

Теплые записи в книгах впечатлений оставили многие зарубежные гости.

С созданием Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова началась новая глава в истории этого старейшего в нашей стране литературно-мемориального музея. Домик Лермонтова стал центром заповедника. Вокруг него объединилось все, что связано на Кавказских Минеральных Водах с именем поэта.

Сейчас, дорогой читатель, вы пройдете по лермонтовской поэтической земле. Сопровождать вас в роли скромного экскурсовода будет эта книга-путеводитель. О заповедных лермонтовских местах будет рассказано в основном в той последовательности, в какой вошли они в жизнь поэта, в творческую историю его поэтических созданий.


БИБЛИОТЕКА

Поэтическая земля Лермонтова
В дорогу «на долгих»
На Горячих водах
Путь на Кислые воды
Все в этом крае прекрасно
Новая встреча с Кавказом
С милого севера в сторону южную
Угас, как светоч, дивный гений









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!