пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | цей
БИБЛИОТЕКАКараугом, Дигория, Цей (Центральный Кавказ)ОГЛАВЛЕНИЕ

Библиотека

Заромаг

Массив Заромаг (4200 м) расположен в западной части Кальперского хребта, между вершиной Адай на северо-востоке и (за перевалом Фрешфильда) массивом Ронкетти на юго-западе. Южный гребень Заромага спускается на одноименный ледник, разделяя его верховье на восточную и западную ветви. Западнее Южного гребня с плеча ВЦСПС к реке Мамисон спускается длинный гребень, отделяющий ледник Заромаг от Мамисонского ледника на западе. Крутые северные ребра и контрфорсы массива, разделенные ледово-снежными кулуарами, спускаются на плато Южной ветви Цейского ледника. Вершина с юга проста, но склоны лавиноопасны, а с севера технически трудны. Заромаг хорошо освоен альпинистами.

172. Заромаг по Восточному гребню, 3Б * к/тр (А. Дурнов, М. Губерман, Н. Женьер, С. Лупандин, А. Лупандина, 11 августа 1947 г., при траверсе Адай — Ронкетти).

173. Заромаг с юга, 2Б к/тр.

174. Заромаг по Западному гребню, 4А* к/тр.

175. Заромаг по Северному ребру, 4Б к/тр (Г. Бухаров, В. Пионтухович, В. Соломко, А. Турчин, 7 августа 1951 г.).

176. Заромаг по Левому контрфорсу Северного ребра, 4Б к/тр (В. Иванов, Ю. Александров, Н. Бадаев, И. Харзеев, 28 августа 1940 г.).

177. Заромаг по Северному контрфорсу и Восточному гребню, 4Б к/тр (Л. Тоболов, Ю. Заболоцкий, А. Приблуда, В. Ярославцев, 25 августа 1968 г.).

178. Заромаг по Северному ребру жандарма “ЗИЛ” и Восточному гребню, 4Б к/тр (В Луцюк, Д. Антоновский, Б. Васильев, Ю. Манойлов, 12 августа 1963 г.).

173. Заромаг с юга (маршрут комбинированный, 2Б к/тр).

Путь от КСП Цейского района (группа 4—20 человек) до Сказского перевала описан в маршруте 166.

На перевале свернуть влево и по простым, затем по средней трудности скалам гребня седловины, чередующимся со снежными участками, перейти на левую сторону Сказского перевала — “Ложный перевал”. Спускаться с перевала можно непосредственно по кулуару, но он камнепадоопасен. Здесь свернуть вправо. По широкому осыпному, ниже — снежному кулуару спуск на небольшой Южно-Сказский ледник ущелья Заромаг. Отсюда вправо-вниз до “Зеленых” площадок на травянистом холме левобережной морены недалеко от ледника Заромаг, под южными склонами вершины Адай.

От селения Заромаг подниматься по тропе альпийских лугов правого берега реки Заромаг. Пройдя небольшое боковое правое ущелье Лагау, перейти вброд небольшой правый приток и подойти к бараньим лбам. Далее двигаться вверх вдоль потока Заромаг по осыпям, затем по широкой ложбине и правобережной морене до выхода на “Зеленые” площадки. Здесь исходный бивуак.

С “Зеленых” площадок подниматься по правобережной морене Заромагского ледника (путь по крупной осыпи в ложбине правее морены опасен камнепадами со склонов вершины Адай). В наиболее удобном месте сойти с морены влево на ледник Заромаг, пересечь его и по левой стороне подойти к широкому снежному кулуару, спускающемуся с Юго-восточного гребня вершины Заромаг.

С ледника, преодолев по снежному мосту бергшрунд, подниматься по широкому снежному склону кулуара с островками скал (возможны лавины, камнепад). Затем перейти на скалы контрфорса и по простым крутым разрушенным скалам (страховка) взойти на вершину Заромаг. Подъем на вершину по снежному куполу лавиноопасен. От “Зеленых” площадок 4—6 часов. Спуск по пути подъема.

175. Заромаг по Северному ребру (маршрут комбинированный Г. Бухарова, 4Б к/тр).

Путь от КСП Цейского района (группа 4—5 человек) до исходного бивуака в хижине Южной ветви Цейского ледника описан в маршруте 83.

От хижины (выход в 3—4 часа утра) пересечь по плато Южную ветвь Цейского ледника (закрытые трещины). Далее подойти под широкий ледово-снежный правый (первый) кулуар Северной стены вершины Заромаг левее Северного ребра и за ним ледопада ледника, спускающегося по северному склону Западного гребня Заромага.

С плато, преодолев по снежному мосту бергшрунд, подъем 300—250 м по правой стороне широкого ледово-снежного первого кулуара (камнепад, лавины). Затем свернуть вправо и выйти на скалы левой стороны Северного ребра вершины Заромаг. Отсюда по простым скалам, потом по осыпям подняться на перемычку Северного ребра.

На перемычке свернуть влево, по крутому, острому, сильно разрушенному и заснеженному скальному Северному ребру подойти под Первую стенку. Стенку обходить справа траверсом 90—100 м по крутым, выше средней трудности, разрушенным скалам (“живые” камни — крючьевая страховка) с выходом на контрфорс правой стороны Северного ребра. Далее по крутым, средней трудности, разрушенным, местами острым скалам 150—170-метрового контрфорса, с несколькими 3—5-метровыми стенками выше средней трудности, затем — стенки подъем на Северное ребро (крючьевая страховка).

По крутым скалам средней трудности Северного ребра подойти к Черному жандарму. По выше средней трудности скалам расщелины в левой стороне стенки (крючьевая страховка) подняться на его плечо. С плеча небольшой спуск под вершину Черного жандарма, которую обойти траверсом 8—10 м справа. Далее по разрушенным и заснеженным скалам средней трудности Северного ребра выход на площадку.

С площадки подъем по узкому ребру. Большой качающийся камень преодолеть в лоб (страховка). Далее 60 м по скалам средней трудности с 3—4-метровыми стенками выше средней трудности и крутой, гладкой плите (крючьевая страховка) Северного ребра подойти к Большому жандарму. На площадке с правой стороны ребра бивуак. От исходного бивуака в хижине 12—14 часов.

От бивуака подойти к стенке. По выше средней трудности скалам стенки (крючьевая страховка) 60—80 м вверх на Большой жандарм. С жандарма спуститься на висячий ледник и по нему подойти к скальному взлету. Взлет обойти справа по крутому ледовому склону между ледовым сбросом справа и скалами взлета слева. Над сбросами свернуть вправо и выйти на висячий ледник.

По некрутому снежно-фирновому склону ледника с трещиной в верхней части подъем на верхнее плато. По нему подойти вправо под вершинную скальную башню. Башню обойти справа и подняться на Западный гребень. Здесь свернуть влево и по простым заснеженным скалам Западного гребня взойти на вершину Заромаг. От бивуака на Северном ребре 6—8 часов.

Спуск на юг (см. маршрут 173). Продолжительность маршрута 4 дня.

176. Заромаг по Левому контрфорсу Северного ребра (маршрут комбинированный В. Иванова, 4Б к/т).

Из хижины (выход в 3—4 часа утра) по плато пересечь Южную ветвь Цейского ледника (закрытые трещины) и подойти под крутой, второй справа, ледово-снежный кулуар Северной стены вершины Заромаг. Вверху-слева над средней частью кулуара нависают ледовые сбросы.

С плато перейти по лавинному желобу в центре кулуара бергшрунд. По правой стороне крутого ледово-снежного кулуара (камнепад, лавины, обвалы ледовых сбросов) 200—250 м прямо вверх. Не доходя до левых ледовых сбросов, нависающих над кулуаром, выйти из него вправо на скалы Левого контрфорса Северного ребра. Далее по простым, сильно разрушенным скалам или снежному галстуку подъем на гребень контрфорса.

С контрфорса спуститься вправо на полку. По широкой заснеженной полке пройти вверх до ее конца. Отсюда по простым скалам двигаться влево-вверх на гребень Левого контрфорса и по нему подойти к ледовому склону. По крутому ледово-снежному склону 80 м вправо-вверх (камнепад) к правой стороне стенки скал верхней части Левого контрфорса. Стенку обойти справа. По простым и средней трудности скалам правой стороны Левого контрфорса вдоль кулуара (в кулуаре камнепад и лавины — крючьевая страховка) подняться на площадку. На площадке бивуак. От исходного бивуака 9—12 часов.

С площадки подъем 50—60 м по сильно разрушенным скалам средней трудности правой стороны Левого контрфорса или по кулуару в его центре до заснеженной площадки под монолитной, нависающей и выступающей в правый кулуар, стенкой. Слева в кулуаре стоит отдельный камень. Стенку обойти траверсом 30—40 м по ледово-снежному правому кулуару (камнепад — крючьевая страховка). За ней подъем 40 м на площадку. Далее по простым и средней трудности сильно разрушенным скалам правой стороны гребня 70—80 м вверх под вертикальную стенку. Стенку обойти слева и по широкой обледенелой наклонной 100-метровой полке выйти вправо на предвершинное снежное плато висячего ледника.

По некрутому снежно-фирновому склону вправо-вверх под вершинную скальную башню. Башню обойти справа и выйти на Западный гребень. Здесь свернуть влево, затем по простым заснеженным скалам Западного гребня подняться на вершину Заромаг. От бивуака на контрфорсе 4—5 часов.

Спуск на юг (см. маршрут 173). Продолжительность маршрута 4 дня.

177.3аромаг по Северному контрфорсу и Восточному гребню (маршрут комбинированный Л. Тоболова, 4Б к/тр).

Из хижины (выход в 3—4 часа утра) пересечь плато Южной ветви Цейского ледника (закрытые трещины) и подойти под второй, считая справа, крутой ледово-снежный кулуар Северной стены вершины Заромаг. Вверху-слева над средней частью кулуара нависают ледовые сбросы Северной стены.

С плато по лавинному желобу в центре кулуара перейти бергшрунд и траверсом 100 м влево-вверх (камнепад, возможны лавины, обвалы ледовых сбросов) подойти к маленькому кулуару, спускающемуся с Северного контрфорса Восточного гребня вершины Заромаг и заканчивающемуся узким камином с пробкой. В начале кулуара свернуть влево. По небольшой наклонной полке, затем по крутым, выше средней трудности, скалам (крючьевая страховка) взойти на гребень Северного контрфорса. Здесь свернуть вправо и по простым скалам Северного контрфорса подняться на полку. С полки 200—250 м вверх по крутым, простым и средней трудности, скалам правой стороны Северного контрфорса под нависающими стенками до площадки. От хижины 3—4 часа.

С площадки I жандарм, стоящий правее гребня контрфорса, обходить слева по крутым, простым и средней трудности, скалам правой стороны Северного контрфорса с подъемом 200—250 м (крючьевая страховка) на площадку. С площадки по простым, затем по крутым скалам средней и выше средней трудности подъем 200—250 м под II жандарм. С обеих сторон жандарма — ледопады широкого, крутого висячего ледника, спускающегося по северной стене Восточного гребня. На балконе под вершиной II жандарма бивуак. От I жандарма 5—6 часов.

С балкона спуститься вправо на склон висячего ледника, выше его нижних правых сбросов. Отсюда траверс 80—100 м влево-вверх (крючьевая страховка) по крутому ледовому склону над левыми ледовыми сбросами к неявно выраженной наклонной полке в верхней части Северного контрфорса, разорванного здесь ледником. По крутому ледовому склону, затем по простым разрушенным скалам подняться на полку.

По наклонной полке 80 м влево-вверх на площадку под стенкой (крючьевая страховка). С площадки по скалам выше средней трудности стенки 30—40 м прямо вверх (крючьевая страховка). Затем траверсом через ребро выйти на полку под нависающие скалы. По полке траверс вправо через небольшой скальный гребешок и далее под стеной до неявно выраженного внутреннего угла.

Вверх по 6-метровому внутреннему углу до небольшой площадки. Затем по сильно разрушенному 20-метровому кулуару подъем на гребешок. С гребешка пересечь широкий осыпной кулуар, за ним траверсом 60 м по крутому, сильно разрушенному, средней трудности, скальному склону выйти к ледово-снежному кулуару. По 60-метровому ледово-снежному, а в верхней части сильно разрушенному скальному кулуару выход с вершины Северного контрфорса вправо на снежный склон висячего ледника.

Отсюда сначала по снежному склону, обходя скальный остров Северного контрфорса справа, затем пройдя между скалами и большой ледовой трещиной справа, по крутому ледово-снежному 150— 180-метровому склону двигаться влево-вверх на верхнюю часть снежного плато висячего ледника. По некрутому снежному склону подойти под перемычку Восточного гребня правее жандарма “ЗИЛ”. Преодолев по снежному мосту бергшрунд, подняться по крутому 40-метровому ледово-снежному склону на перемычку Восточного гребня. От бивуака у II жандарма 5—б часов.

Дальнейший подъем по Восточному гребню описан в маршруте 178. От места выхода на Восточный гребень 4—6 часов.

Спуск на юг (см. маршрут 173). Продолжительность маршрута 4 дня.

178. Заромаг по Северному ребру жандарма “ЗИЛ” и Восточному гребню (маршрут комбинированный В. Луцюка, 4Б к/тр).

Из хижины (выход в 3—4 часа утра) пересечь плато Южной ветви Цейского ледника (закрытые трещины). и подойти под крутой ледово-снежный Левый кулуар, спускающийся левее Северного ребра жандарма “ЗИЛ”. Над кулуаром нависают ледовые сбросы. С плато, преодолев бергшрунд, подъем 150—180 м по правой стороне Левого ледово-снежного кулуара, придерживаясь скал левой стороны Северного ребра жандарма “ЗИЛ” (в кулуаре возможны камнепад, лавины обвалы ледовых сбросов — крючьевая страховка). Затем выйти из кулуара вправо и по крутому ледово-снежному склону левой стороны Северного ребра жандарма “ЗИЛ” подняться 100—130 м под 30-35-метровую стенку. По скалам средней трудности пройти стенку, а по границе льда и скал подойти к 30-метровой расщелине-камину с пробкой. Пройдя камин, двигаться 60—70 м по скалам средней трудности вправо-вверх на площадку Северного ребра.

С площадки пройти 25—30 м вверх по простым скалам, потом выйти влево на гребень и по нему подойти под стенку. Стенку проходить по скалам выше средней трудности центра, сначала 50—60 м прямо вверх, затем 50—60 м влево-вверх (крючьевая страховка). Далее по сильно разрушенным скалам Северного ребра с несколькими участками выше средней трудности подойти под вторую 60-метровую стенку, которую преодолеть в лоб по скалам выше средней трудности с выходом на гребень. С правой стороны гребня бивуак. От исходного бивуака 10—12 часов.

С бивуака, пройдя 40—50 м по склону, подняться на Северное ребро. Далее по скалам средней трудности, чередующимся со снежными гребешками Северного ребра, обходя все стенки и жандармы слева, взойти на Острый жандарм. С него спуск влево на верхнее плато висячего ледника. По снежному склону ледника, придерживаясь скал левых склонов Северного ребра, подойти к Центральному кулуару вершинной башни жандарма “ЗИЛ”.

С ледника, преодолев бергшрунд, по левой стороне кулуара, затем по скалам средней трудности подъем на снежный гребень и по нему выход на жандарм “ЗИЛ”. От бивуака на ребре 4—6 часов.

С жандарма “ЗИЛ” дюльфер 35 м на перемычку Восточного гребня вершины Заромаг. По широкому снежному гребню перемычки (карнизы) подойти к взлету. По крутым простым и средней трудности скалам взлета (“живые” камни — крючьевая страховка), с несколькими маленькими жандармами и узкими, короткими перемычками, подняться на площадку Восточного плеча взлета между двумя маленькими жандармами.

С площадки, преодолев маленький жандарм в лоб, перейти перемычку и по крутым скалам средней трудности правой стороны гребня подняться на Большой жандарм. Большой жандарм можно сначала обходить по полкам левой стороны, затем по крутым кулуарам (“живые” камни — страховка) подняться за ним на снежную перемычку под III жандармом. III жандарм преодолевать в лоб по скалам средней трудности. IV обойти слева, по крутым разрушенным скалам, с выходом на перемычку под V жандарм. Этот жандарм проходится по скалам средней трудности гребня. За ним по острому снежному 200—250-метровому гребню (карнизы), потом по простым скалам подъем на вершину Заромаг. От жандарма “ЗИЛ” 4—6 часов.

Спуск на юг (см. маршрут 173). Продолжительность маршрута 3 дня.

Читать на тему:

Пик Ануфрикова
Бурджула
Ногкау
Цейский хребет (Северо-восточная часть)
Уларг
Хицан
Чанчахи
Траверсы Большой Цейской подковы
Кальперский хребет (Северо-восточная часть)
Кальпер
Пик Шульгина
Вильс
Пассионария
Москвич
Лагау
Пик Плиева
Траверсы Кальперского хребта
Методика определения категории трудности маршрутов

БИБЛИОТЕКА

«Караугом, Дигория, Цей»
«Караугом»
«Памятники природы Северной Осетии»
«Северо-Осетинский государственный заповедник»
«Минеральные воды Северной Осетии»
«Между Ардоном и Тереком»

Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!