пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | цей
БИБЛИОТЕКАКараугом, Дигория, Цей (Центральный Кавказ)ОГЛАВЛЕНИЕ

Библиотека

Галдор

Караугом, Дигория, Цей (Центральный Кавказ)

Скальный массив Галдор (3830 м) (Высоты вершин взяты из “Перечня первовосхождений” с округлением до десятков метров) расположен в восточной части Суганского хребта, между Цухгарты. на западе и пиком Боткина на востоке. Две большие скальные башни-жандармы в Восточном гребне Главного Галдора носят названия Галдор Средний (центральная башня) и Малый (восточная). Короткий Северо-восточный гребень Галдора разделяет ледники Восточный Хазни на востоке и Южный на западе. Над ледником Южный Хазни массив поднимается отвесной скальной стеной. В долину Дигории с Главного Галдора спускается крутыми сбросами Южный скальный гребень, западнее которого под седловиной хребта, соединяющей Галдор с Цухгарты, лежит ледник Галдор. Непройденными остались Южный контрфорс, Юго-восточное ребро и Восточный гребень Галдора.

2. Галдор Малый по Восточному гребню, 2А к/тр.

3. Галдор Малый по Западному гребню, 2А к/тр.

4. Галдор Средний по Восточному гребню, 3А к/тр.

5. Галдор Главный по Южному гребню, 4А к/тр (А. Александров, В. Иванов, 2 сентября 1936 г.).

6 Галдор Главный по Западному гребню, 4Б к/тр (И. Сужаев И. Акритов, Н. Песиков, Б. Ряжский, Н. Шанаев, 12 августа 1957 г. при траверсе Суганского хребта).

7. Галдор Главный по Северной стене, 5Б к/тр (В. Попов, В. Герасимов, Г. Долгов, Б. Лунев, Ю. Новгородский, 1 августа 1966 г., с дальнейшим траверсом Суганского хребта).

Галдор Малый по Восточному гребню (маршрут скальный, 2А к/тр).

Путь от поляны “Нахашбита” (группа 4—12 человек) до площадок у черного камня описан в маршруте 1.

От площадок по широкому осыпному, возможно заснеженному, склону кулуара подъем на седловину Суганского хребта между вершиной Малый Галдор слева и пиком Боткина справа. На седловине свернуть влево и выйти на скалы Восточного гребня вершины Малый Галдор. Отсюда по простым, местами крутым (страховка), скалам Восточного гребня взойти на Малый Галдор. От площадок у черного камня 2,5—3 часа.

Спуск по пути подъема.

3. Галдор Малый по Западному гребню (маршрут комбинированный, 2А к/тр).

От площадок подниматься по возможно заснеженному осыпному кулуару в направлении седловины между Средним и Малым Галдором. В средней части кулуара выйти из него и идти 200—250 м вверх по осыпным полкам и бараньим лбам его правой стороны, затем по крутому ледово-снежному 80—100-метровому склону кулуара (возможен камнепад — страховка) подъем на правую сторону седловины хребта между Малым Галдором справа и Средним) слева

На седловине свернуть вправо и выйти на скалы Западного гребня Малого Галдора. Далее по простым, местами крутым, скалам гребня, преодолевая небольшие жандармы в лоб (Большой жандарм можно обойти справа со страховкой), взойти на Малый Галдор. От площадок у черного камня 3—4 часа.

Спуск по пути подъема.

4. Галдор Средний по Восточному гребню (маршрут комбинированный, 3А к/тр).

Путь от поляны “Нахашбита” (группа 4—8 человек) до седловины Суганского хребта между Средним и Малым Галдором описан в маршрутах 1 и 3.

На седловине свернуть влево и выйти на скалы Восточного гребня вершины Средний Галдор. Отсюда по простым скалам гребня подойти к жандарму и обойти его справа по монолитным скалам средней трудности (крючьевая страховка). Далее по гребню, затем по крутым монолитным скалам средней трудности башни подъем 60—80 м на Средний Галдор. От площадок у черного камня 5—6 часов.

Спуск с дюльфером 30 м по пути подъема.

Галдор Главный по Южному гребню (маршрут комбинированный А. Александрова, 4А к/тр).

Путь от поляны “Нахашбита” (группа 4—8 человек) до морены, ведущей к леднику Галдор, описан в маршруте 1.

От морены траверсом вправо-вверх по осыпным склонам подойти к широкому кулуару, спускающемуся на юго-запад с Южного гребня Главного Галдора. Отсюда по широкому, постепенно сужающемуся, осыпному в верхней части, крутому ледово-снежному 600— 700-метровому кулуару подняться под скальные стенки Южного гребня (возможны камнепады). Из кулуара 20—30 м по крутым бараньим лбам (“живые” камни — крючьевая страховка), далее по простым плитам со снежными участками на площадку Южного гребня. На площадке исходный бивуак. От поляны “Нахашбита” 5—6 часов.

От площадки свернуть влево и по простому Южному гребню подойти под скальный взлет. По скалам выше средней трудности (“живые” камни — крючьевая страховка) 120—140 м вверх по левой стороне гребня на взлет. Отсюда по простым и средней трудности крутым скалам Южного острого гребня, затем по 10—12-метровой полке выйти к 12—15-метровому гладкому, выше средней трудности, внутреннему углу-камину и по нему подняться на Западный гребень.

Путь подъема по Западному гребню до вершины Главный Галдор описан в маршруте 6. От исходного бивуака 5—7 часов.

Спуск по пути подъема.

Галдор Главный по Западному гребню (маршрут комбинированный И. Сужаева, 4Б к/тр).

Отсюда по моренам подняться к леднику Галдор. Затем, двигаясь по крутому леднику, преодолев в левой стороне перерезающую его трещину, перейти на правую сторону. Далее, придерживаясь правой стороны (слева возможен камнепад), подойти под седловину Суганского хребта между вершинами Цухгарты слева и Главный Галдор справа. С ледника по крутому ледово-снежному склону, затем осыпям подняться на седловину, где разбить бивуак. От поляны “Нахашбита” 4 часа.

На седловине свернуть вправо и выйти на скалы Западного гребня Главного Галдора. По простому, сильно разрушенному Западному гребню подойти под I жандарм. Этот и следующий за ним II жандарм преодолевать в лоб по скалам средней трудности. Далее по простым скалам выйти к III жандарму. Преодолевать его по скалам выше средней трудности в лоб по 20-метровой стенке (крючьевая страховка), а затем обойти вершину жандарма справа по крутым скалам. За жандармом сначала по полке с правой стороны гребня затем по разрушенным скалам подойти под основной скальный взлет Западного гребня.

Отсюда траверс 80 м вправо-вверх по крутым скалам средней трудности, затем по крутому ледово-снежному кулуару вправо на ледово-снежный гребешок (возможен бивуак — крючьевая страховка). С гребешка 80—100 м прямо вверх (крючьевая страховка) по крутым выше средней трудности, гладким скалам (“живые” камни) с ледовыми участками. Затем вправо-вверх по 8—10-метровому внутреннему углу и ребру — на заснеженную крутую полку.

С правого верхнего угла полки прямо вверх по 8—10-метровой стенке выше средней трудности, далее 70—80 м по гладким скалам большого внутреннего угла, затем по гладкой, выше средней трудности крутой плите подъем на широкую косую заснеженную полку (крючьевая страховка).

По полке обойти большой I жандарм слева и по крутому ледово-снежному склону, затем по крутым скалам подняться на перемычку Западного гребня под II жандарм. I жандарм можно обойти и по скалам выше средней трудности (крючьевая страховка) справа с выходом на Южный контрфорс. По правой стороне контрфорса подойти на площадку под большой I жандарм, обойти его справа и выйти на перемычку под II жандармом. С перемычки по широкой полке обойти II жандарм справа и подойти под изрезанный гребень— “пилу”. “Пилу” обойти справа по разрушенным скалам и заснеженным полкам, потом по разрушенным скалам выйти к ледово-снежному склону. По ледово-снежному кулуару левой стороны снежного склона, под вертикальными стенками вершинной башни выйти на площадку к перемычке между вершинной башней и острым “Зубом”.

С перемычки прямо вверх по 8—10-метровой выше средней трудности стенке с малым количеством зацепок (крючьевая страховка). Затем по простым и средней трудности скалам разрушенного 60-метрового крутого взлета вершинной башни (“живые” камни — крючьевая страховка) подняться под жандарм. Обойдя жандарм справа траверсом 45—50 м по полкам и скалам средней трудности (“живые” камни), по широкому заснеженному гребню и 5-метровой плите, взойти на Главный Галдор. От исходного бивуака на седловине 6— 8 часов.

Спуск с вершины по Южному гребню (см. маршрут 5). Продолжительность маршрута 2—3 дня.

7. Галдор Главный по Северной стене (маршрут комбинированный В. Попова, 5Б).

От исходного бивуака (группа 4—5 человек) на снежном плато или морене ледника Южный Хазни (из-за камнепадов в нижней части стены выход в 2—3 часа ночи) подойти к бергшрунду левее нижнего скального мыса Северной стены Главного Галдора, левее огромного ледового сброса. Преодолев бергшрунд, по крутому ледовому склону выйти на скалы левее и выше самого нижнего скального мыса Северной стены.

Далее двигаться вправо-вверх по трудным монолитным, гладким, с малым количеством зацепок, вертикальным скалам, траверсируя узкие скальные желоба, до крутой скальной полки. Пройдя до конца 15-метровой полки, подняться 60 м прямо вверх по трудным гладким скалам с малым количеством зацепок и трещин. Затем подъем вправо по скалам средней и выше средней трудности под нависающими стенками на полку, уходящую влево-вверх от правой средней части Нижнего скального пояса к центру Нижнего ледового пояса Северной стены. По этой узкой, местами прерывающейся и заснеженной, средней трудности, 120-метровой полке влево-вверх к белой жиле. Под жилой тур. Отсюда подъем 10 м по сложным скалам к нижнему ледовому поясу.

По крутому ледово-снежному 120-метровому склону прямо вверх к узкому скальному островку-поясу. По сильно разрушенным скалам пояса с ледовыми участками 80 м вправо-вверх на крутой ледовый склон, по нему траверс вправо до небольшой площадки под Вторым скальным поясом Северной стены. На площадке бивуак. От ледника Хазни 10—12 часов.

С площадки 40 м вправо-вверх по сильно разрушенным скалам, по границе льда, затем 20 м прямо вверх по трудным зализанным скалам — на косую, залитую льдом полку с большим снежным карнизом, который лучше обойти справа. По полке выйти на площадку под основание желтой стенки.

С площадки прямо вверх (искусственные точки опоры, лесенки) по 10-метровой расщелине, образованной двумя плитами, затем — по гладкой трудной 10-метровой стене, переходящей в верхней части в 2—3-метровый навес (искусственные точки опоры, лесенки). От навеса вправо-вверх по косой расщелине на маленькую заснеженную площадку, куда вытаскиваются рюкзаки. Отсюда прямо вверх по трудным скалам-40-метровой стенки (искусственные точки опоры, лесенки) до горизонтальной полки под основанием ребра. Из-под ребра 3 м вправо-вниз и по трудным скалам стенки подойти к крутой плите. Далее прямо вверх 15 м по крутой, с малым количеством зацепок плите, затем но узкой расщелине и 10-метровым разрушенным скалам ребра — на ледовый склон широкой, косой, уходящей влево-вверх полке, ограничивающей Второй скальный пояс. Здесь бивуак. От предыдущего бивуака 12—14 часов.

Далее траверс 80—100 м влево по границе льда и скал к большой выступающей скале Третьего скального пояса. Обойдя скалу справа, подниматься траверсом вправо под стенами Третьего пояса по границе льда и скал, пересекая многочисленные желоба (возможен камнепад), до выхода на правое ребро. С ребра спуск вправо на широкий ледово-снежный склон, спускающийся из-под вершинной башни. Придерживаясь скал левой стороны склона, подняться под скальную вершинную башню, обойдя справа большой снежный карниз.

С ледово-снежного склона подъем 40 м по трудным скалам с малым количеством зацепок левой стороны обледенелого внутреннего угла, затем по 20-метровой узкой расщелине. Далее по трудной гладкой мокрой плите с небольшим нависающим участком (лесенки) выйти на полку. С полки 80 м прямо вверх по сильно разрушенным, средней трудности, скалам и по 80-метровой сложной, состоящей из крупных блоков, стенке достичь Восточного вершинного гребня.

На гребне свернуть вправо и по острому скальному, с мелкими жандармами средней трудности 180-метровому Восточному гребню подняться на Главный Галдор. На площадке, не доходя 40 м до вершины, бивуак. От предыдущего бивуака на стенке 10—12 часов.

Спуск по Южному гребню.

Пик Ануфрикова
Бурджула
Ногкау
Цейский хребет (Северо-восточная часть)
Уларг
Хицан
Чанчахи
Траверсы Большой Цейской подковы
Кальперский хребет (Северо-восточная часть)
Кальпер
Пик Шульгина
Вильс
Пассионария
Москвич
Лагау
Пик Плиева
Траверсы Кальперского хребта
Методика определения категории трудности маршрутов

БИБЛИОТЕКА

«Караугом, Дигория, Цей»
«Караугом»
«Памятники природы Северной Осетии»
«Северо-Осетинский государственный заповедник»
«Минеральные воды Северной Осетии»
«Между Ардоном и Тереком»

Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!