пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | цей |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | БИБЛИОТЕКА Караугом, Дигория, Цей (Центральный Кавказ) | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Суган-ТауСуган-Тау (4490 м) — узловая вершина, высшая точка Суганского хребта, расположена в его центральной части на северо-западе Суганской дуги. С Суган-Тау спускаются простые, сильно заснеженные, местами разрушенные скальные гребни: три — к перевалам Гюльчи, Рцывашки, Суган-2, а четвертый. Северный, — на Суганский ледник, разделяя его верховье на Западную и Восточную ветви. Между гребнями с Суган-Тау спускаются местами сильно разорванные ледово-снежные склоны: на юго-запад — к леднику Южный Суган, на юго-восток — к леднику Доппах, на север — к Суганскому леднику. Вершина не имеет стенных маршрутов высших категорий трудности, но привлекает комбинированными гребневыми маршрутами 3_3-й категорий. По окружающим Суган-Тау перевалам Рцывашки, Гюльчи, Суган-2 и ледникам Суган, Суган Южный и Доппах проходят ежегодно десятки туристских групп. Маршруты по северным склонам с Суганского ледника могут быть отнесены к 3—4-й категории. Тур — на скальном острове юго-западной стороны вершины. 41. Суган-Тау по Южному склону, 2Б к/тр (В. Селла, Э. Галло, 1896 г.; И. Мороз, А. Герасимов, А. Жуков, К. Россиев, 19 августа 1933 г.). 42. Суган-Тау по Южному гребню, 2Б к/тр (М; Рогинский, В. Вовнобой, Г. Панасенко, 14 июля 1938 г.). 43. Суган-Тау по Восточному контрфорсу, 3А к/тр (К. Виноградов, А. Ибрагимов, Б. Лев, В. Новиков, 12 июля 1951 г.). 44. Суган-Тау по Северо-восточному гребню, 3А к/тр (В. Маслов, В. Колотовкин, В. Просвирнин, 15 июля 1952 г.). 45. Суган-Тау по Северному гребню, 3Б к/тр (Н. Мисюра, В. Прудников, В. Суслов, А. Топоренко, 18 июля 1964 г.). 41. Суган-Тау по Южному склону (маршрут ледово-снежный, 2Б к/тр). От хижины турбазы на широкой травянистой поляне долины Карасу, на правом берегу реки Дыхсу, у входа в каньон одноименного ущелья (группа 4—20 человек), по тропе спуститься к реке Карасу и перейти ее по мосту. Далее подниматься вдоль берега Карасу в направлении перевала Штулу. Тропа несколько раз переходит по мостикам с одного берега реки на другой. Недалеко от озера на правом берегу Карасу свернуть с тропы, ведущей к перевалу Штулу, влево и идти вверх по крутому склону левого берега реки Ахсу до впадения в нее потока ледника Южный Суган. Здесь перейти Ахсу и подниматься вдоль потока Южного Сугана. Выходить на ледник лучше справа. По пологому леднику двигаться пересекая его влево, под перевал Рцывашки. Под перевалом исходный бивуак. От хижины турбазы 5—7 часов. От бивуака по пологому леднику Южный Суган вправо-вверх. Первую ступень проходить в средней части, но можно обойти и слева по снежным склонам между ледником и скалами. Далее идти по пологому леднику вправо в направлении перевала Гюльчи. Обойдя ледовые сбросы ледника справа, свернуть, не подходя к перевалу, влево и двигаться по пологому снежному склону ледника с несколькими ледовыми взлетами вправо-вверх. Затем по крутому 60—80-метровому ледово-снежному взлету (крючьевая страховка) выйти на верхнее снежное плато, пересечь его влево (закрытые трещины) и подойти под вершинный взлет. С плато, преодолев бергшрунд, по 100— 120-метровому снежному склону взлета подъем на Суган-Тау. От перевала Рцывашки 6—8 часов. Спуск по пути подъема. Продолжительность маршрута 2 дня. 42. Суган-Тау по Южному гребню (маршрут комбинированный, 2Б к/тр). Путь от поляны “Нахашбита” (группа 4—20 человек) до перевала Гюльчи с бивуаком на перевале или на скальных площадках Восточного контрфорса Южного гребня вершины Суган-Тау, под правой стороной перевала Гюльчи, описан в маршруте 46. На перевале свернуть вправо и подниматься по кромке снега и скал вдоль левой стороны Южного гребня вершины Суган-Тау, затем по крутому 80—90-метровому ледово-снежному склону (крючьевая страховка). За взлетом по острому снежному Южному гребню, далее по небольшому скальному островку выйти влево на верхнее снежное плато юго-западного склона вершины. На верхнее плато можно подняться слева от Южного гребня по ледово-снежному склону с 60— 80-метровым ледово-снежным взлетом (крючьевая страховка). По правой стороне пологого снежного склона плато (закрытые трещины), придерживаясь Южного гребня, подойти под вершинный взлет. С плато, преодолев по снежным мостам две ледовые трещины (страховка), подняться по крутому ледово-снежному 80—100-метровому взлету на широкий вершинный гребень с большими снежными карнизами на северо-восток. Здесь свернуть влево и по левой стороне широкого, пологого 80-100-метрового снежного Южного гребня (вправо большие карнизы) подойти под купол вершины. Отсюда после преодоления небольшой ледовой трещины подъем 50—60 м по короткому ледово-снежному взлету на вершину Суган-Тау. Выйдя на плато, можно пересечь его влево (закрытые трещины) и, преодолев бергшрунд, по крутому ледово-снежному склону (страховка) взойти на Суган-Тау. От перевала Гюльчи 3,5—4 часа. Спуск по пути подъема. 43. Суган-Тау по Восточному контрфорсу (маршрут комбинированный К. Виноградова, 3А к/тр). Путь от поляны “Нахашбита” (группа 4—8 человек) до скальных площадок у основания Восточного контрфорса Южного гребня вершины Суган-Тау, под правой стороной перевала Гюльчи, описан в маршруте 46. Не выходя на площадки, продолжать подъем по леднику Доппах, придерживаясь его левой стороны, до ледопада в верхней части ледника, между восточными склонами вершины Суган-Тау и скальным островом в центре ледника. Ледопад проходить между трещинами его левой стороны, придерживаясь склонов вершины Сугаи-Тау (страховка). За ледопадом по снежным склонам левой стороны закрытого ледника выйти на верхнее плато. На плато против Восточного контрфорса Суган-Тау исходный бивуак. От поляны “Нахашбита” 5—6 часов. От бивуака подойти по плато под короткий, крутой скальный Восточный контрфорс, поднимающийся к левой стороне горизонтального участка вершинного гребня Суган-Тау, где практически кончается огромный, нависающий в сторону ледника Доппах снежный карниз. Преодолев бергшрунд, по крутому ледово-снежному склону подняться на скалы Восточного контрфорса. Далее по крутым, местами заснеженным и разрушенным, простым и средней трудности скалам Восточного контрфорса (“живые” камни — крючьевая страховка), затем по крутому ледово-снежному 40—50-метровому склону (крючьевая страховка) и через небольшой снежный карниз подъем на Южный гребень вершины. Здесь свернуть вправо и по левой стороне широкого, пологого снежного 100—120-метрового Южного гребня (вправо огромные карнизы) подойти под вершинный купол. После преодоления небольшой ледовой трещины по короткому ледово-снежному взлету подъем 50— 60 м на вершину Суган-Тау. От ледника Доппах 4—6 часов. Спуск по Южному гребню (см. маршрут 42). 44. Суган-Тау по Северо-восточному гребню (маршрут комбинированный В. Маслова, 3А к/тр). Путь от поляны “Нахашбита” (группа 4—8 человек) до скальных площадок у основания Восточного контрфорса Южного гребня вершины Суган-Тау, под правой стороной седловины перевала Гюльчи описан в маршруте 46. Не выходя на площадки, продолжать подъем по леднику Доппах, придерживаясь его левой стороны, до ледопада в верхней части ледника, между восточными склонами вершины Суган-Тау и скальным островом в центре ледника. Ледопад проходить между трещинами его левой стороны, придерживаясь склонов вершины Суган-Тау (страховка). За ледопадом по закрытому плато и пологим снежным склонам ледника подойти под седловину перевала Суган-2 расположенную между вершинами Суган-Тау слева и Узловой Cyган справа. С ледника, преодолев бергшрунд, подъем 80—100 м по крутому ледово-снежному склону (возможен камнепад — крючьевая страховка). Затем по скалам средней трудности типа бараньих лбов (“живые” камни — крючьевая страховка) взойти на перевал Суган-2. Здесь исходный бивуак. От поляны “Нахашбита” 6—8 часов. От бивуака на перевале свернуть влево и выйти на Северовосточный гребень вершины Суган-Тау. Отсюда прямо вверх по 100—120-метровому ледово-снежному склону (возможны карнизы— страховка). Затем по постепенно увеличивающему крутизну, сильно разрушенному и заснеженному, средней трудности, скальному 140— 160-метровому Северо-восточному гребню (“живые” камни — крючьевая страховка) и по крутому 70—80-метровому ледово-снежному взлету гребня подняться на Северо-восточное плечо вершины. От перевала Суган-2 3—3,5 часа. С плеча спуск 65—80 м по простому заснеженному скальному, затем снежному Северо-восточному гребню на перемычку под вершинный взлет. С перемычки 80—100 м вверх по пологому, местами острому ледово-снежному Северо-восточному гребню (карнизы — крючьевая страховка). Далее по 30—40-метровому снежному куполу подъем на вершину Суган-Тау. Спуск по Южному гребню (см. маршрут 42). 45. Суган-Тау по Северному гребню (маршрут комбинированный Н. Мисюра, 3Б к/тр). Путь от базового лагеря (группа 4—8 человек) на правом бepeг реки Псыгансу, недалеко от языка ледника Нахашбита, до исходного бивуака на снежном плато под левой стороной Северного гребня вершины Суган-Тау описан в маршруте 48. От базового лагеря 3,5—4 часа. Путь подхода от поляны “Нахашбита” до перевала Суган-2 описан в маршрутах 46 и 44. С перевала Суган-2 по крутому ледово-снежному склону, с бергшрундом в нижней части, спуститься на верхнее плато Восточной ветви ледника Суган и по нему подойти к исходному бивуаку под левой (восточной) стороной Северного гребня Суган-Тау. По плато (выход в 3—4 часа ночи), обойдя слева (с востока) скальный взлет основания Северного гребня Суган-Тау, свернуть вправо и по некрутому ледово-снежному 150—160-метровому склону (страховка) подняться на перемычку Северного гребня вершины. Здесь возможен бивуак. На перемычке свернуть влево и подниматься по некрутому простому, местами средней трудности, острому, длинному, заснеженному скальному Северному гребню с многочисленными небольшими жандармами. Первые 4 жандарма преодолевать в лоб по скалам средней трудности (крючьевая страховка). Пятый 18—20-метровый жандарм с отрицательным нижним участком (ключевое место маршрута — крючьевая страховка) проходится по центру. За ним сильно разрушенный гребень спускается к снежной перемычке. С перемычки вверх по заснеженному простому Северному гребню. Далее, обойдя небольшой жандарм справа, подъем на самый высокий Северный жандарм гребня. От плато Суганского ледника 6—8 часов. С Северного жандарма спуск 60—80 м (крючьевая страховка) по простым и средней трудности скалам гребня на снежную седловину. Пройдя 100-метровую седловину по крутому ледово-снежному 100-120-метровому гребню, подъем к скальному островку (крючьевая страховка). Далее подняться 40 м по крутому ледовому склону, затем 150—180 м по снежному гребню (карнизы) на вершину Суган-Тау. От Северного жандарма 3—4 часа. Спуск по Южному склону (см. маршрут 41), возвращение через перевал Рцывашки. Читать на тему:
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |