пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | цей
БИБЛИОТЕКАКараугом, Дигория, Цей (Центральный Кавказ)ОГЛАВЛЕНИЕ

Библиотека

Суган-Баши

Суган-Баши (4450 м) — крайняя юго-восточная вершина Суганской дуги, высится над ледником Доппах отдельной скальной башней. С ледника к вершине поднимаются разрушенное крутое скальное Юго-западное ребро и сильно разрушенные стены, по которым часто проходит камнепад. Два гребня Суган-Баши, Северо-западный и Юго-восточный, расположены непосредственно в Суганском хребте. К перевалу Суган с Суган-Баши спускается крутое Юго-восточное ребро, а в сторону скального массива Малого и Центрального Сугана, к широкому снежному плато седловины в Суганской дуге и хребте, — относительно пологий, сильно заснеженный Северо-западный гребень с двумя большими жандармами. С северо-востока к Суган-Баши от ледника Нахашбита поднимается длинный заснеженный гребень, обрывающийся на южную сторону скальными стенами. Между Северо-восточным гребнем и Юго-восточным ребром вершина высится над ледником Нахашбита отвесной километровой стеной. Красивая, заснеженная с севера скальная вершина Суган-Баши часто посещается альпинистами по классическим маршрутам 3-й и 5-й категории трудности.

35. Суган-Баши по Северо-западному гребню, 3Б к/тр (А. Зюзин, Г. Федоров, И. Федоровский, 18 августа 1937 г.).

36. Суган-Баши по Северо-восточному гребню, 3Б к/тр (М. Лепнев, А. Мостинский, 12 июля 1938 г.).

37. Суган-Баши по Восточной стене, 5Б к/тр (А. Задорожный, В. Панкин, Э. Мерецкий, Е. Хохлов, 8—14 августа 1972 г.).

38. Суган-Баши по Юго-восточному ребру, 5А к/тр (Р. Абдураманов, П. Адырхаев, Е. Будников, В. Матвеев, 23 августа 1962 г.; Р. Ставницер, А. Гугас, Р. Зданавичус, Г. Самболенко, 18 июля 1964 г.; Б. Ефимов, Б. Гаврилов, И. Казаков, Л. Белов, 20 июля 1965 г.).

35. Суган-Баши по Северо-западному гребню (маршрут комбинированный А. Зюзина, 3Б к/тр).

От базового лагеря на правом берегу реки Псыгансу, недалеко от языка ледника Нахашбита (группа 4—8 человек), по гребню морены подниматься вверх по ущелью. Затем выйти вправо на ледник Нахашбита, пересечь его вправо-вверх и подойти к Западной ветви ледника, спускающейся с седловины Суганского хребта (между вершиной Суган-Баши слева и массивом Центрального Сугана справа). Отсюда по разорванным снежным склонам правой стороны Западной ветви ледника, придерживаясь склонов Восточного гребня массива Центральный Суган (слева со склонов Северо-восточного гребня вершины Суган-Баши нависают ледовые сбросы и ледник сильно разорван), подъем на небольшое снежное плато в Суганском хребте между Суган-Баши и Центральным Суганом. Здесь на осыпях хребта исходный бивуак. От базового лагеря 8—10 часов, от поляны “Нахашбита” 2 дня. Путь от поляны “Нахашбита” до ледника Нахашбита описан в маршрутах 17, 26, 22, 28.

От исходного бивуака свернуть влево, по пологому снежному склону подойти к бергшрунду и преодолеть его по снежному ребру. Далее подъем 30—40 м на небольшое снежное плечо Северо-западного гребня вершины Суган-Баши. По плечу подойти к ледовой трещине и, преодолев ее, по крутому ледово-снежному склону подняться на 100—120 м прямо вверх. Затем обойти траверсом слева большой снежный карниз и взойти на Северо-западный гребень левее I скального жандарма вершинного гребня.

Здесь свернуть влево, по крутому 30—40-метровому снежному взлету гребня подойти под II жандарм и преодолеть его в лоб по скалам средней трудности 8-метровой стенки (крючьевая страховка). С жандарма по плите спуститься на гребень, затем по сильно разрушенному, заснеженному 30—40-метровому гребню, обходя небольшие стенки, выйти под III жандарм, обойти его слева траверсом 10—12 м по пологому снежному склону и выйти под вершинный взлет.

Отсюда прямо вверх по сильно разрушенным, крутым, средней трудности скалам 15—20-метровой стенки (крючьевая страховка), затем по крутому 40-метровому снежному склону (страховка). Далее по пологому снежному гребню (карнизы) подъем 20 м на вершину Суган-Баши. От исходного бивуака 6—8 часов.

Спуск по пути подъема. Продолжительность маршрута 3 дня.

36. Суган-Баши по Северо-восточному гребню (маршрут комбинированный М. Лепнева, 3Б к/тр).

От базового лагеря на правом берегу реки Псыгансу, недалеко от языка ледника Нахашбита (группа 4—8 человек), по гребню морены подниматься по ущелью. Затем выйти вправо на ледник Нахашбита, пересечь его вправо-вверх и подойти под правую сторону Северо-восточного гребня вершины Суган-Баши. От базового лагеря 3—4 часа. Путь подхода от поляны “Нахашбита” через перевал Доппах или Суган описан в маршрутах 17, 22, 26, 28. На леднике Нахашбита под Северо-восточным гребнем Суган-Баши исходный бивуак.

С ледника по некрутому снежному 600—800-метровому склону влево-вверх в направлении небольшого снежного пятна в центральной части скального пояса Северо-восточного гребня. От склона прямо вверх 120—150 м по крутым гладким скалам средней трудности с многочисленными полками и трещинами (крючьевая страховка) на снежное пятно. По ледово-снежному склону пятна траверс вправо к скальному кулуару. Затем по гладким, средней трудности, скалам кулуара (крючьевая страховка) 120—150 м вверх на ледово-снежный склон. По склону с островками скал подъем 150—180 м (крючьевая страховка) на Северо-восточный гребень вершины Суган-Баши. От ледника 5—6 часов.

Далее по длинному (1200—1500 м), пологому, широкому снежному Северо-восточному гребню или его левой стороне (направо большие снежные карнизы) до выхода на плато под вершинный взлет. На плато (или пройдя по нему на осыпи, расположенные на седловине хребта между вершиной Суган-Баши слева и массивом Центрального Сугана справа) бивуак. От базового лагеря 10—12 часов.

От бивуака на плато, преодолев по снежному мосту большой бергшрунд, по крутому ледово-снежному склону (возможны лавины) Правой стороны Северо-восточного гребня 250—300 м влево-вверх (крючьевая страховка) на Северо-восточный гребень. Отсюда по сильно заснеженному (возможны карнизы), местами разрушенному гребню с несколькими короткими скальными участками средней трудности (“живые” камни — крючьевая страховка), затем по снежному гребню с несколькими ледовыми взлетами подъем на вершину Суган-Баши. От бивуака на верхнем плато 4—5 часов.

Спуск по пути подъема или по Северо-западному гребню (см. маршрут 35). Продолжительность маршрута от базового лагеря 3 дня.

37. Суган-Баши по Восточной стене (маршрут комбинированный А. Задорожного, 5Б к/тр).

Путь от базового лагеря на правом берегу реки Псыгансу, недалеко от языка ледника Нахашбита (группа 4—8 человек), до исходного бивуака на верхнем снежном плато Юго-западной ветви ледника Нахашбита под Восточной стеной вершины Суган-Баши описан в маршруте 35. От базового лагеря 6—8 часов. Путь подхода от поляны “Нахашбита” до исходного бивуака через перевал Суган описан в маршрутах 26, 22, 28.

От бивуака на плато через рантклюфт по крутому ледовому 40-метровому склону перейти на основание нижнего скального пояса Восточной стены вершины Суган-Баши в левой стороне ее нижнего центрального скального мыса. Отсюда прямо вверх по гладким трудным скалам вертикального 40-метрового внутреннего угла на небольшую полку. С полки трудный траверс 25 м с подъемом вправо-вверх по крутым зализанным плитам типа бараньих лбов на наклонную плиту-полку под огромным (6—7 м) нависающим скальным карнизом. Скальный карниз обойти по 10-метровому внутреннему углу, затем по мокрой 60-метровой вертикальной стене с навесом в верхней части (искусственные точки опоры, лесенки) выйти выше карниза вправо на небольшую полку (конец обработки маршрута).

С полки 90 м прямо вверх, затем вправо-вверх по крутым заглаженным плитам, далее 100 м по выше средней трудности крутым мокрым скалам кулуара, переходящего в трудный 40-метровый внутренний угол, упирающийся в стенку. По очень трудной гладкой, с малым количеством зацепок, 80-метровой стенке подъем на нижний скальный пояс, куда вытаскиваются рюкзаки.

Далее 80 м влево-вверх по сильно разрушенным скалам средней трудности на площадку под нависающую “рыжую” стенку у основания (Второго) верхнего скального пояса (возможен камнепад). На площадке бивуак. От плато ледника с предшествующей обработкой стены 8—10 часов.

С площадки обойти по полке справа “рыжую” стенку и через Ребро войти в вертикальный внутренний угол. По гладким, покрытым натечным льдом трудным скалам угла 40 м прямо вверх (лесенки), затем 65 м по трудным крутым обледенелым плитам, далее 40 м по кулуару с ручьем. От кулуара по трудным скалам 20-метровой стенки вверх под карниз, затем по косой, уходящей вправо-вверх полке и по трудной 60-метровой стенке с нависающим участком в верхней части (лесенки) подъем в нишу под большую нависающую скалу. В нише сидячий бивуак. От предыдущего бивуака 6—8 часов.

Из ниши по 10-метровой простой полке обойти карниз большой нависающей скалы и по крутым 60-метровым плитам, затем по крутому 50-метровому залитому льдом кулуару выйти на полочку. С полочки вверх по вертикальной 40—45-метровой трудной стенке (лесенки) на полку под карниз. Карниз обойти справа по 30-метровому узкому камину и подняться на маленькую площадку неявно выраженного скального гребешка.

С площадки 100—120 м влево-вверх по крутым, заглаженным, средней трудности, крупноблочным скалам на Юго-восточное ребро. Дальнейший путь на вершину Суган-Баши описан в маршруте 38. От предыдущего бивуака 6—8 часов.

Спуск по Северо-восточному или Северо-западному гребню (см. маршрут 35 или 36). Продолжительность маршрута 4—5 дней. Первопроходители использовали на восхождении шлямбурные крючья.

38. Суган-Баши по Юго-восточному ребру (маршрут комбинированный Р. Абдураманова, 5А к/тр).

Путь от поляны “Нахашбита” (группа 4—5 человек) до исходного бивуака на осыпных площадках, в 80—100 м от седловины перевала Суган, под Юго-восточным ребром вершины Суган-Баши, описан в маршруте 26.

От исходного бивуака по простым и средней трудности скалам Юго-восточного ребра 90—100 м вверх до 10-метровой стенки. Стенку преодолевать в лоб по скалам выше средней трудности (“живые” камни). За ней 60—70 м вверх по простым и средней трудности скалам Юго-восточного ребра до крутого 45—50-метрового взлета. Взлет проходить по скалам выше средней трудности камина-расщелины. Далее по скалам средней трудности 120—150-метрового ребра подойти под основную стенку Юго-восточного ребра.

С ребра по полке подойти к вертикальному камину и подняться 65 м прямо вверх по гладким трудным скалам камина, в верхней части обледенелым, с площадкой в средней части (ключевое место маршрута), во внутренний угол. Пройдя угол, подъем 60 м вправо-вверх к верхней части широкого кулуара, спускающегося вправо из-под Юго-восточного ребра.

Основную стенку можно обойти справа. Не подходя к ней, траверсировать под нею вправо сначала 50—60 м по осыпям, затем от ярко выраженного плитообразного выступа 75—80 м с одновременным подъемом по трудным гладким скалам с малым количеством зацепок, а в конце по мокрым скалам стенки до ледово-снежного кулуара. Отсюда 100—120 м прямо вверх по узкому, вверху расширяющемуся кулуару до места выхода с основной стены Юго-восточного ребра,

Далее по разрушенным скалам с правой стороны ледово-снежного кулуара, потом по скалам средней трудности подъем 15—20 м на площадку. С площадки по простым скалам, затем по 50—60-метровой плите влево-вверх на Юго-восточное ребро. Оттуда по сильно разрушенным и изрезанным скалам с 5—25-метровыми перепадами острого 300-метрового скального Юго-восточного ребра подойти под вершинный взлет. Из-под взлета траверс вправо через широкий кулуар на Северо-восточный гребень и по его простым скалам подъем на вершину Суган-Баши. На вершине бивуак. От исходного бивуака 9—11 часов.

Спуск по пути подъема 18—20 дюльферами или по Северо-западному или Северо-восточному гребню до снежной седловины-плато (см. маршруты 35 и 36). С седловины хребта проще и безопаснее возвратиться по леднику Нахашбита через перевал Доппах. Можно спуститься на ледник Доппах по разрушенным скалам наклонной 350—400-метровой полки, спускающейся влево-вниз по западной стене вершины Суган-Баши. С конца полки 90—100 м вниз по крутым бараньим лбам, затем 80—90 м по крутому ледово-снежному склону и через большой бергшрунд выйти на ледник Доппах. Отсюда, пройдя небольшой ледопад, достичь плато ледника и далее по пути подхода возвратиться к поляне “Нахашбита”. Этот путь спуска опасен частыми камнепадами со стен Суган-Баши. Продолжительность маршрута от поляны “Нахашбита” 3 дня.

Читать на тему:

Пик Ануфрикова
Бурджула
Ногкау
Цейский хребет (Северо-восточная часть)
Уларг
Хицан
Чанчахи
Траверсы Большой Цейской подковы
Кальперский хребет (Северо-восточная часть)
Кальпер
Пик Шульгина
Вильс
Пассионария
Москвич
Лагау
Пик Плиева
Траверсы Кальперского хребта
Методика определения категории трудности маршрутов

БИБЛИОТЕКА

«Караугом, Дигория, Цей»
«Караугом»
«Памятники природы Северной Осетии»
«Северо-Осетинский государственный заповедник»
«Минеральные воды Северной Осетии»
«Между Ардоном и Тереком»

Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!