| библиотека | «адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв.» | иоганн шильдбергер | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | БИБЛИОТЕКА «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв.» Иоганн Шильдбергер | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Иоганн Шильдбергер (1381-1440 гг.)Иоганн Шильтбергернемецкий дворянин, служил оруженосцем в войсках венгерского короля Сигизмунда. В 1396 г. попал в плен к туркам и находился при султане Баязиде I, вместе с которым в сражении при Ангоре (июль 1402 г.) был взят в плен Тимуром и служил ему, а затем его преемникам до тех пор, пока ему не удалось бежать из плена и вернуться на родину (1417 г.). За время своего многолетнего пребывания в плену Шильтбергер, следуя за своими повелителями, имел возможность ознакомиться со многими странами Европы и Азии, в том числе и Кавказом (Черкесия, Дагестан, Азербайджан, Грузия, Армения). Воспоминания Шильтбергера о его странствованиях дошли до нас в записях, сделанных кем-то из его современников. Будучи человеком малообразованным, Шильтбергер, конечно, не мог дать точного научного описания жизни и быта народов тех стран, которые он посетил. Кроме того, его рассказы о виденном и слышанном, вероятно, подверглись при записях искажению. Несмотря на все это, повествования Шильтбергера для своего времени представляли, несомненно, большой интерес, что и объясняет их популярность в средневековой Европе. ПУТЕШЕСТВИЯ ИВАНА ШИЛЬТБЕРГЕРА ПО ЕВРОПЕ, АЗИИ и АФРИКЕ С 1394 ГОДА ПО 1427 ГОД Подобно городу Тенекс, или Орунция Альберика, город Орнас, который в 1237 году был затоплен Батыем, во время его похода против турок и русских, удобнее помещается при Тереке, чей при Доне или при Джихуне. По крайней мере грозный сын, Джучи, действительно, до вторжения своего в Россию отправил своего полководца Субудая в землю асов, с которыми он уже свел знакомство в 1221 году, а также в Болгарию. Город Кернек, которым монголы овладели в этом походе, скорей мог совпадать с Орнасом или Корнакстом, лежавшим в Алании или в земле асов, чем с Кременщвком, в которой Березин переводит город Кернек единственно по причине не слишком поразительного сходства этих двух наименований... Даже тогда, когда река, при которой лежал затопленный монголами город Ориас, называема была Дон, как сказано в нескольких рукописях, это видимое противоречие объяснилось бы тем, что аланы, из коих состояла часть горожан, к главной реке, принимающей в их собственном отечестве притоки Арадон (бешеная река), Урс-дон (белая река) и др., могли применить наименование Дон, подобно тому, как турецкие их сограждане эту же реку могли означать нарицательным именем Этиль или Итиль... Северо-восточный берег Черного моря Шильтбергсром назван stагсhаs, по имени черкес пли черкас, под которым этот народ уже является, у Плано Карлини, Абул-Феды, Барбаро и других. В старину черкесы более были известны под именем казаков или зихов, составлявших две ветви одного и того же народа. В пользу тождества зихов с казаками или черкесами ссылаются обыкновенно на свидетельство Георгия Интериария, посетившего их край в 1502 году. Но гораздо прежде, чем итальянским путешественником, тождество зихов и черкесов признано Шильтбергером: в гл. 56 он говорит, что турками «Sygun» были названы «tschегаs». Во времена императора Константина Багрянородного их область простиралась вдоль по берегу Черного моря, на протяжении 300 миль, от реки Укрух, отделявшей их от Таматаркн, до реки Никопсис, где начиналась Абасгия, или земля абхазов, обитавших также на протяжении 300 миль от сказанной реки и соименного ей города до Сотериополя. Река Укрух — явно Кубань, образующая двумя рукавами своими остров Тамань, на котором лежала Таматарха или наша Тмуторокань. При северном рукаве лежал город, называемый итальянцами lосора, по имени той самой реки, и едва лн не тождественный с городом Шакрак или Джакрак, который по Абул-Фсде должен был занимать место нынешнего Темрюка, так как он помещался именно в том пункте, где берег Азовского, моря, пролегающий сначала к востоку, круто поворачивает к северу. Что же касается города Сотериополя, то Мюллер не должен был верить Маннерту, что он совпадал с Севастополем, так как мог читать у Кодина, что Рityis, т. е. нынешняя Пицунда, прежде называлась Рityis. Вероятно, это было только прозвание, данное древнему городу Рityis, по восстановлении разрушенных в войне с персами его стен главнокомандующим греческим на Кавказе, Сотириком, убитым вскоре спустя (556 г.) мизимианами, обитавшими к с.-в. от Апсилиев. Впрочем, трапезундскне греки продолжали еще в XIV столетии означать Пицунду под наименованием Сотирополиса (ср. статью Куника о Калкской битве). В актах патриархата Константинопольского, под 1347 годом, припоминается о необходимости соединить митрополию Сатиропольскую с Аланийской. Митрополиты или архиепископы вичинские, о которых часто говорится в этом же сборнике, поэтому не могли быть «Бичвинтские», тем более, что один из них был в близких сношениях с унгро-валахским господарем Александром. Без сомнения, его кафедра находилась между Варною и мысом Карабурук, или Маврос, при устье Камчика, или Бичины, названной Дицина Константином Багрянородным, Айною же Комниной правильнее — Вицина. На итальянских картах XIV и XV столетий тут отмечено имя laviza, или vica, в котором Примоде узнавал нынешнее местечко Vizch, которое следует различать от лежащего гораздо более к югу города Vizch или Бизия, бывшего также резиденциею архиепископа, а во времена гораздо более от нас отдаленные — столицею превращенного в удода фракийского царя Терея, гонителя Филомелы. Во всяком случае, река Никопсис не могла совпадать, вопреки мнению Клапрота, с hume Nicoha или Nicola морских карт XIV столетия, так как это имя, переделанное с греческого Анакопи, э них отмечено не к северо-западу, но к юго-востоку от Пицунды (по-грузински Бичвинта), где, как известно, сохранилась прекрасная церковь, построенная при Юстиниане, т. е. между этим местом и Сухумом, древнего Диоскурий. По всей вероятности, нынешняя долина Шапсухская орошалась рекой Никопсисом Константина, тогда как соименный ей город мог находиться в пяти морских милях южнее, при нынешнем Иегопсухе, где сохранились развалины. Здесь поэтому находился также лежащий между Абхазиею и Зихйею город Никофсия, где по грузинской летописи спутник Андрея Первозванного, апостол Симон скончался и был предан земле. По другому известию, приведенному Андрианом Баильс, святой этот был замучен в городе Зиашг, в котором Баилье узнал имя Суанов. Соглашаясь с ним, Броссе прибавляет от себя, что тело апостола, умерщвленного в Сванетии, легко могло быть затем переведено в Абхазию. Но так как по Арриану, на абхазском берегу тогда обитали саниги, то нет надобности думать, что летописец ошибся, когда говорит, что гробница св. Симона находилась в той самой местности, где он кончил жизнь. Нужно только допустить, что Никофсия также называлась городом Суанир, потому что принадлежала сапbгам. Что город этот, явно тождественный с лежащим на граиице Зихии городом Никопсис, скорей совпадал с Негопсухою, чем с Анакопою, хотя мнение Клапрота разделяют Дюбуа и Броссе, можно также заключить из грузинских летописей, неоднократно упоминающих о Никофсии. Так, напр., мы читаем во французском их переводе, что царь Георгий V (1318—1346) привел в порядок дела всей Грузии и что ему были подвластны все кавказцы от Никофсии до Дербенда, а затем, что, по восшествии на престол его сына Давида VII, собрались католикос, епископы и вельможи со всех провинций от Никофсии до Дербенда. Если жо положить, что Никофсия занимала место Анакоиы, то следовало также допустить, что летописец отнес ошибочно лежащий к северу от Никофсии город Пицунда к земле черкесов, и что тамошний епископ не участвовал в приведенном съезде духовных и светских сановников Грузии и Абхазии, что невероятно. По итальянским картам, та самая местность, где на нынешних отмечена Негопсуха, называлась р. Ахайем, который Арриану был известен под странным названием «древней Ахай», подобно тому, как изливавшаяся в ста стадиях южнее и отделявшая зильхов от санигов река называлась Ахайем. По Вивен-де-Сен-Мартену оба этих имени, из коих первое находится как раз в средину расстояния между Пицундою и Темрюком, переделаны на свой лад Еллинами из имени абхазского племени Шахи, впоследствии обитавшего в этих местах. Из донесения губернатора Каппадокии, впрочем, видно, что саниги обитали вдоль по берегу до окрестностей Севастополя; за ними следовали Апсилии, а потом уже Ассхохои, жилища коих доходили до Фазиса. Итак, абхазы, кажется, тогда еще не занимали ту местность, где их находим в X столетии и откуда они затем снова распространились более к югу, судя по пункту, где на часто мною приведенных картах отмечено имя Аvogussia, или Аvogassia. Это передвижение абхазов к югу совершенно согласно с общим ходом событий на Кавказе и с показанием Шильтбергера, что 'в его время главным их городом был Сухум. По Гюльденштедту, абхазы и черкесы говорят двумя диалектами одного и того же языка; первые приняли святое крещение около 550 года стараниями императора Юстиниана; зихи же еще гораздо прежде обратились к христианству, коего следы доныне между ними сохранились, так как они впоследствии, только чтобы угодить туркам, решились принять их учение. Известно, что они до новейшего времени имели привычку продавать детей и даже своих собственных, как во время Шильтбергера, и, подобно сему последнему, Тетбу удивляется, каким образом люди, почитавшие свободу первым из всех благ, могли решаться на такой гнусный поступок. Item, земля черкесов, также при Черном море, населенная христианами, исповедующими греческую веру; тем не менее онизлые люди, продающие язычникам собственных детей своих и тех, которых они крадут у других; они также занимаются разбоями и говорят особенным языком. У них есть обычай класть убитых молнией в гроб, который потом вешают на высокое дерево. После того приходят соседи, принося с собою кушанья и напитки, и начинают плясать и веселиться, режут быков и баранов и раздают большую часть мяса бедным. Это они делают в течение трех дней и повторяют то же самое каждый год, пока трупы совершенно не истлеют, воображая, что человек, пораженный молнией, должен быть святой. Нет, королевство России также платит дань татарскому королю. Нужно заметить, что между Великими Татарами есть три поколения: Каитаки, Джамболук и Монголы, и что страна их имеет в протяжении три месяца ходьбы, составляя равнину, в которой нет ни лесу, ни камней, но только трава и камыш. Все приведенные земли входят в состав Великой Татарии и во всех их я был.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |