Петр Генри Брус родом из Шотландии. Брус с родителями во времена
Кромвеля переселился в Германию. Служил в прусской армии. В 1711 г.
перешел на русскую военную службу. В 1722 г. он принимал участие в персидском
походе Петра I, что дало ему возможность ознакомиться с народами
Северного Кавказа. В 1724 г. Брус возвратился на родину, в Шотландию, не отказавшись, однако, от военной службы, которая на этот раз привела его в Северную Америку, являвшуюся тогда английской колонией.
К концу своей жизни Брус написал воспоминания о своих многочисленных
странствованиях, в том числе и о пребывании его на службе в России,
где он имел случай, как мы уже указывали выше, побывать на Северном Кавказе. Воспоминания Бруса были опубликованы после его смерти (в Дублине на английском языке в 1783 г.). Небольшой отрывок из этих воспоминаний, касающийся Черкесии, приводится ниже.
Как и другие участники персидского похода Петра I, Брус имел возможность ознакомиться лишь с восточной частью Черкесии, то есть с Кабардой. Его краткие заметки о черкесах (кабардинцах) представляют определенный интерес, поскольку они основаны преимущественно на личных наблюдениях автора.
ВОСПОМИНАНИЯ ПЕТРА ГЕНРИ БРУСА, ЭСКВЕЙЕРА ОФИЦЕРА НА СЛУЖБЕ ПРУССИИ, РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ, С РАССКАЗОМ О ПУТЕШЕСТВИИ ПО ГЕРМАНИИ, РОССИИ, ТАТАРИИ, ЗАПАДНОЙ ИНДИИ И Т. Д.
Терки — столища черкесской Татарии, являющейся наиболее южной границей теперешних владений его величества; этот город сильно укреплен, стоит на острове, образованном реками Терки и Быстрой, и имеет гарнизон в 2000 регулярных войск и 1000 казаков, которые все наездники; туземцам — черкесам не разрешено жить близ города, но позволено селиться в стороне на некотором расстоянии от него.
Черкесия, ее жители, их обычаи, религия и т. д.
Терки, главный город, находится на очень обширной равнине,
очрнь болотистой и по направлению к побережью на 42°20'
сев. широты; он около трех верст в окружности, прочло укреплен
валами и бастионами в современном духе, хорошо установленными
пушками и всегда имеет значительный гарнизон под
управлением начальника. Черкесскому юнязю, обитающему
здесь, разрешено иметь 500 русских в качестве личной охраны,
но никому из его подданных не разрешается жить где-либо
внутри укреплений. Со времени перехода этих областей под
власть России, во всех укрепленных местах разместили не только
русские гарнизоны и начальников, но также чиновников и
священников для проповедывания христианской религии; тем не менее, черкесские татары управляются собственными князьями, знатью и судьями, которые, однако, осуществляют правосудие именем императора, а в важных случаях присутствуют русские начальники, и судьи обязаны принести клятву верности его императорскому величеству.
Одежда черкесских мужчин очень похожа на ногайскую,
только их шапки несколько больше, а их плащи сделаны также
из грубого сукна или бараньих шкур, закрепляются только
у шеи с помощью шнурка; и так как они недостаточно велики,
чтобы закрыть все тело, они поворачивают их крутом в зависимости
от направления ветра и погоды. Мужчины здесь гораздо
красивее ногайских, а женщины удивительно хорошо сложены,
с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными
черными глазами, которые вместе с их черными
волосами, спадающими в две косы с обеих сторон лица, придают
им очень красивый вид; они носят на голове черный чепец,
покрытый тонкой белой материей, повязанной под подбородкам;
летом они все носят только рубашку различных цветов,
которая открывается гак низко спереди, что можно видеть их
пупок; все это вместе взятое с их красивыми всегда открытыми
лицами (в противоположность обычаю большинства других
мест этих краев), их хорошее расположение духа и приятная
непринужденность в разговоре делает их очень желанными;
несмотря на все это, они слывут очень целомудренными, хотя
редко когда не имеют благоприятного случая; у них считается
установленным признаком хорошего поведения, что как только
кто-нибудь приходит поговорить с женой, муж уходит из дому: но происходит ли эта сдержанность их поведения от их собственного великодушия, как награда мужьям за то доверие, которое они имеют к ним, или это имеет свои основы только в этом, я не берусь установить.
Их язык общий с другими соседними татарами; многие среди
них не знают русского; их религия — язычество; несмотря
на то, что они обрез,анцы, они не имеют ни священников, ни алькорана, ни мечетей, подобно другим магометанам. Здесь каждое племя приносит свои жертвоприношения по собственному
желанию. Для них, однако, имеются определенные дни,
установленные скорее обычаем, чем законом: их наиболее торжественное
жертвоприношение приносится по случаю смерти
ближайших друзей; при этих обстоятельствах мужчины и женщины
встречаются в поле для присутствия при жертвоприношении,
для которых употребляют барана; его убивают, обдирают
и натягивают шкуру вместе с головой и рогами на крест наверху
длинного шеста, помещенного обычно в живой изгороди
(чтобы охранять от скота), около места, где было совершено
жертвоприношение, они варят и поджаривают мясо, которое потом
съедают. Когда все окончено, мужчины встают, а женщины, принеся поклонение шкуре и произнеся несколько молитв, уходят; мужчины заканчивают церемонию, выпивая огромное количество водки, что обычно заканчивается ссорой перед окончательным расставанием.
Река Быстрая служит южной границей Черкесии, а жители Андреевской области являются их ближайшими соседями, обитающими между рекой Койсу, начинающейся от Кавказских гор, и рекой Быстрой. Эти народы были покорены генералом Ватерангоод.
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!