| библиотека | «адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв.» | ксаверио главани | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | БИБЛИОТЕКА «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв.» Ксаверио Главани | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Ксаверио ГлаваниКсаверио Главани — автор «Описания Черкесии», составленного в январе 1724 г. в Бахчисарае — столице Крымского ханства. Биография его неизвестна. Имя и фамилия автора свидетельствуют о его итальянском происхождении, которое подтверждается также тем обстоятельством, что первоначальный текст этого описания был, по-видимому, составлен на итальянском языке (рукопись «Описание Черкесии» дошла до нас в переводе на французский язык). В момент составления «Описания Черкесии» Главани был французским консулом в Крыму, являясь одновременно первым врачом крымского хана. Эти две должности давали возможность Главани собрать самые подробные и достоверные сведения о Черкесии. Располагая официальными материалами, имевшимися о Черкесии в канцелярии крымского хана, Главани в то же время мог пользоваться дополнительной информацией ханских чиновников, бывавших в Черкесии и хорошо знавших черкеоокие дела. Судя по тексту описания, Главани и сам бывал в Черкесии и поддерживал контакты с представителями черкесской знати, нередко посещавшими Бахчисарай. В описании имеются прямые указания на то, что Главани выяснял ряд интересующих его вопросов путем расспросов «черкесских беев». Пользуясь каждой возможностью для получения необходимых ему сведений о Черкесии и других областях Кавказа, Главами обращался за содействием и к самому крымскому хану. Так, по просьбе Главани, хан устроил ему встречу с одним кубанским ногайцем, 80-летним стариком, который, по мнению хана, мог сообщить Главани интересующие его данные о народах Кавказа. Вероятно, такие встречи и беседы с людьми самой различной национальности, приезжавшими в столицу Крымского ханства из Черкесии или смежных с ней областей, широко практиковались Главани и служили для него постоянным источником информации. Описание Главани — важнейший источник по истории и этнографии адыгов первой четверти XVIII в. Особенно ценны его сведения о социальном и политическом строе Черкесии, о делении ее на этнические группы и феодальные владения, об их численности. Не довольствуясь трафаретными описаниями черкесского быта, которые к началу XVIII в. получили широкое распространение в западноевропейской литературе, Главани сообщает ряд оригинальных сведений об общественной и семейной жизни черкесов, их религии и т. д. Большое внимание Главани уделяет взаимоотношениям Черкесии с Крымским ханством. Естественно, что Главани по этому вопросу был особенно хорошо осведомлен. В полном соответствии с действительностью Главани подчеркивает, что Черкесия фактически не зависит от крымского хана и «в случае предъявления им каких-либо чрезвычайных требований отвергает их без стеснения». Вместе с тем он отмечает, что черкесы вынуждены были платить крымским ханам тяжкую дань рабами и рабынями. Дань эту крымские ханы получали при содействии черкесских феодалов. Когда наступает время обязательной посылки дани хану, пишет Главани, «все испаи (уздени) собираются у своих беев (князей), которые определяют, сколько каждый из них должен дать [рабов] сообразно имеющимся у него селениям. Затем каждый испай отправляется в свое селение и избирает мужчин или женщин по своему усмотрению...». Главани ярко характеризует ту систему, при помощи которой крымские ханы поддерживали свое влияние в Черкесии. По его словам, черкесские князья (беи) «легкомысленно позволили ханам обмануть себя: один из ханов прислал к ним своего сына, другой — двух, третий — трех сыновей и, таким образом, мало-помалу черкесы попали под управление султанов. В настоящее время в черкесской стране считается 52 султана, способных носить оружие; самый бедный из них имеет при себе 50 конных и хорошо вооруженных слуг... Каждый бей как бы усыновил одного султана... Эти султаны повелевают и начальниками, и народом». Таким образом, широко распространенный у адыгов обычай аталычества был использован крымскими ханами для укрепления связей их с черкесскими феодалами. Главани на ряде примеров показывает, как соперничающие между собой черкесские князья, в целях приобретения покровительства крымских ханов, отдавали им на растерзание родную страну, помогали покорять неповинующиеся черкесские области. Так, после разгрома в Кабарде войск крымского хана Каплан-Гирея, князья западночеркесских (кубанских) областей «вели беспрерывную войну против населения Кабарды» и, хотя не смогли проникнуть в глубь страны, вызвали в Кабарде «большой голод», «вследствие угона стад с пастбищных мест и вынужденного прекращения полевых работ». Рукопись «Описания Черкесии» Главани была обнаружена случайно. Ее приобрел у букиниста известный кавказовед Е. Г. Вейденбаум и опубликовал с русским переводом в 1893 г. в «Сборнике материалов для описания местностей и племени Кавказа» (вып. XVII, Тифлис). Как указано в конце рукописи, она представляет собой копию, снятую с перевода текста «Описания» на французский язык (с какого языка — не указано, но вероятнее всего — с итальянского) в Константинополе 6 января 1727 г. Можно полагать, что перевод и копия с него были сделаны во французском посольстве в Константинополе, куда Главани представил «Описание Черкесии» вместе со своим консульским отчетом. Оригинал перевода был направлен французскому королю секретарем посольства Далиони. При переводе в текст Главани были внесены дополнения, чем и объясняется упоминание о событиях, происшедших после января 1724 г. — даты, которой Главани пометил свое «Описание Черкесии». Возможно, что эти дополнения принадлежат Далиони. Публикуемый ниже русский перевод «Описания Черкесии» Главани заново сверен с французским текстом, и в него внесены некоторые редакционные изменения по сравнению с текстом русского перевода, изданного Вейденбаумом. составленное Ксаверио Главани, французским консулом в Крыму и первым врачом хана. В Бахчисарае, 20 января 1724 г. Черкесия делится на 14 бейликов, или округов, самостоятельных каждый в своих границах. Она ни от кого не зависит и состоит под покровительством крымокого хана, насколько сама признает это для себя удобным; в случае предъявления им каких-либо чрезвычайных требований Отвергает их без стеснения. Так было, например, в 1723 году. Крымский хан Каплан-Гирай хотел обязать провинцию Кабарта, самую значительную из всех, давать ему большее число рабов, чем было установлено. Народ взялся за оружие, произошло кровопролитное сражение, татары были разбиты наголову, сам хан едва успел спастись и потерял свои сапоги; в битве легло более 5000 татар, в том числе многие мирзы и дворяне. Не найдя себе поддержки в остальных провинциях, Кабарта обратилась за помощью к царю Московии. Бей дал царю в заложннки своего сына, и этот молодой человек принял христианство. Прочии области Черкесии обратились против Кабарты и стали на сторону Крыма, с которым они пребывают в добром согласии вследствие того, что каждый бей, в видах приобретения покровительства татар, берет к себе на воспитание одного из принцев ханского дома Алидженги. Вообще нет почти такой фамилии дворян или мирз, которая не воспитывала бы одного из этих принцев, так как это считается у них большою честью . Итак, черкесские князья, соединившись в числе 52 человек, причем каждый из них имел под своим начальством 50 всадников, вели беспрерывную войну против населения Кабарты, но не могли причинить этой провинции большого вреда, так как она занимает долину, проход в которую так тесен, что по нему можно следовать только поодиночке; сверх того, сама Кабарта в состоянии выставить в поле 5000 воинов. Тем не менее, война сделалась ей в тягость вследствие угона стад с пастбищных мест и вынужденного прекращения полевых работ. Это последнее обстоятельство причинило в стране большой голод. Бей Кабарты назывался Аслан-бей. У него получил воспитание Салих-Герай, сын нынешнего крымского хана Сеазет-Герая. Несмотря на то, что бей отдался под покровительство Московии, принц часто навещал своего воспитателя. Имея от царя только 10 т. руб. в год, под условием продолжения войны против татар, и не рассчитывая на помощь войсками, бей вступил через посредство своего воспитанника в сношения с ханом и получил от него прощение и обещание покровительства. Это произошло 24 декабря текущего года. Салих-Герай прибыл в Крым в сопровождении Жамболата-оглу (брата бея) и 20 знатнейших мирз. Они приняли присягу на верность хану и обязались дать ему 5001 чел. рабов и рабынь в вознаграждение за татар, убитых в продолжение войны. Затем они отправились обратно 26 февраля по их стилю. Черкесоия расположена за рекою Кубанью и простирается до гор Кавказа. Это страна плодородная, с прекрасными равнинами и горами; вода здесь в изобилии. Она граничит: с одной стороны с калмыками, ныне состоящими под покровительством царя; с другой стороны с Каспийским морем, где находится крепость Терк, принадлежащая московитам; затем с Абазой, прилегающей к горе Кавказу и простирающейся до берегов Черного моря; наконец, с Меотийским болотом. Таким образом, страна эта заключается между морями Черным, Каспийским и Забакским. К Забакскому морю прилегает округ Сагаке, имеющий одного бея, которому подчиняются 500 жилищ. К востоку от этого округа находится округ Жанна, состоящий из 500 жилищ, управляемых беем. Затем следует округ Бизеду, в котором владеют два бея; они имеют каждый свое прозвание и независимы один от другого; один из них называется Кимси, другой Керкиной; у каждого из них состоит в управлении до 500 жилищ. Далее находится округ Гемиргия; прежде управлялся он двумя беями, из которых один назывался по имени округа, другой носил имя Мокосигилан; ныне имеется только один бей, который носит оба названные титула и управляет 2000 жилищ. Посреди этого перешейка находится округ Бесней, наиболее плодородный и богатый. Он расположен на равнине, имеет около 1000 жилищ, между которыми много дворянских; жители славятся своею красотою. Округ этот пользуется большим уважением как по многочисленности его дворянства, так и по храбрости его жителей. За ними находится округ, называемый Бесскессек-Абаза; жители его переселились из Абазы и отдались под покровительство черкесов. Они управляются черкесским беем, но по языку и происхождению они абазы. Название Бесокессек-Абаза значит пять поселений, а именно: первое называется Дударух и имеет 200 жилищ; второе — Лауказе, с 200 жилищ; третье — Биберди, 120 жилищ; четвертое — Кимлик, 60 жилищ; пятое — Трам, 40 жилищ. За этим округом, ближе к Каспийскому морю, находится округ Бесслибай, имеющий бея и 200 жилищ. Последний округ в восточном поправлении называется Кабарта. Границы его приближаются к крепости Терку, получившей свое название от реки Терка; которая омывает стены этой крепости. Округ Кабарта обширнее и могущественнее всех остальных; в нем 3000 жилищ и много дворянства, под управлением одного бея. К стороне калмыков находится округ Кучук-Кабарта (Малая Кабарта), который оставался всегда верен Крыму; в нем один бей и 800 жилищ. На юге, близ Кавказа, расположен округ Тауз-султан-кабак, имеющий одного бея и 600 жилищ. Затем, у самой подошвы Кавказа, находится округ Гилаксан; в нем один бей и 400 жилищ. В зависимости от этого округа состоят пять селений в Кавказских горак. Первый округ между черкесами 10 есть Чегем, имеющий 500 жилищ и зависимый от Кабарты. Второй называется Дюгер-Талкареки, состоящий тоже в зависимости от Кабарты; в нем 500 жилищ. Третий называемый Эбаги-.Бараки, зависит от Бессини и имеет 200 жилищ. Четвертый — Каракай, с 200 жилищ, зависит от Кабарты. Пятый — Карабай, имеет 600 жилищ и состоит в зависимости от Гемиргоя. Вот подробности о стране черкесов и их бейликах п. Каждый бей самостоятелен в своем владении, хотя они почти всегда находятся под покровительством хана Татарии. Произошло это вследствие того, что они легкомысленно позволили ханам обмануть себя: один из ха«ов прислал к ним своего сына, другой двух, третий трек сыновей и, таким образом, мало-помалу черкесы подпали под управление султанов. В настоящее время в черкесской стране считается 52 султана, способных носить оружие; самый бедный из них имеет при себе 50 конных и хорошо вооруженных слуг. В отношении управления Черкесией и в видах обуздания народа султаны действуют заодно, так что черкесы сделались как бы рабами султанов. Каждый бей как бы усыновил одного султана; наиболее могущественные из мурз имеют также по одному султану в своих домах. Эти султаны повелевают и начальниками и народом. Власть беев ничтожна, так как подданные состоят у них только в мнимом рабстве: иопаи может во всякое время продать, кому захочет, каждого из этих подданных и никто не посмеет ему противоречить; он распоряжается ими, как своими подданными, как своею собственностью. Каждый испаи имеет одно или два селения, в управление которых даже бей не может вмешиваться. Если кто-либо из рабов совершит проступок, бей призывает старшину селения и приказывает ему наложить на провинившегося подданного или раба подобающее взыскание. Когда наступает время обязательной посылки ко двору в Крым рабов и рабынь, все испаи собираются у своих беев, которые определяют, сколько каждый из них должен дать сообразно имеющимся у него селениям. Затем каждый иопаи отправляется в свое селение и избирает мужчин и женщин по своему усмотрению; никто, ни отец, ни мать, ни родные не могут противиться сделанному им выбору; напротив того, они бывают этим очень довольны, так как у себя на родине они все рабы, на чужбине же могут рассчитывать попасть на свободу. Испаи доставляют избранных ими людей к беям, а эти последние отправляют их к хану. Обхождение их похоже на франкское: они вежливы и, приветствуя, снимают шапку; женщины принимают чужеземцев с радушием; для принятия пищи они садятся по-франкски за стол. Женщины гордятся своим стройным станом и носят особый род корсета; вообще же женская одежда похожа на турецкую. Они употребляют в пищу много мяса и мало хлеба, который приготовляется из просяной муки; вина не имеют, но гонят много водки из зерновых хлебов, яблок, груш, слив и других плодов. О религии их я не могу ничего сказать, так как их верования смешанные: они чтут субботу, воскресенье и пятницу, празднуют пасху с христианами и байрам с турками, утверждая, что все хорошо; в обществе христиан они не соблюдают никаких постов, находясь же с турками, выдают себя за турок; так поступают они и со всеми другими религиями. Каждый округ Черкесии имеет особое священное место, находящееся обыкновенно в лесу, где предметом поклонения служит большое дерево. Такое дерево черкесы называют пенекаосан; они совершают пред ним свои молитвы. Умирающие оставляют свою саблю, ружьё и одежду пенекассану; их относят туда с церемониею и вешают на деревья, так что с течением времени лес оказывается наполненным всякого рода оружием, одеждою и другими предметами, но никто не осмеливается прикоснуться к ним. В этом же лесу хоронят мертвых и совершают обряды. Трупы людей и животных, убитых громом, считают божеством, которое называется кодос. Если мужчины и женщины, совершившие преступление или убийство, скроются в лес пенекассан и повяжут себе на шею какую-нибудь тряпку из числа висящих на деревьях, то они освобождаются от наказания, как состоящие под покровительством божества. Случалось, что турки, находящиеся в рабстве у черкесов, получали свободу, отдаваясь под покровительство пенекассана. Необходимо, впрочем, иметь в виду, что рабы и преступники пользуются неприкосновенностью и свободою только до тех пор, пока сохраняется тот клочок ткани, который они повязали на шею. Рабы не ожидают того времени, когда повязка окончательно развалится от ветхости: получив свободу, они спешат удалиться из края. Черкесы кротки, приветливы, вежливы, имеют очень красивых детей. Они благосклонны к иноземцам до тех пор, пока эти последние находятся у них в гостях; но иностранец, встреченный в поле, легко может попасться в рабство. Черкесы не знают никакой монеты и не занимаются торговлей. Они так искусны, что могут сделать любую вещь, не видав никогда способа ее изготовления. Черкесские женщины очень искусны в вышивании и вообще сами делают все необходимое для дома, так что не имеют необходимости приобретать что-либо покупкою. Молодые люди имеют один очень дурной обычай, а именно с наступлением весны и подножного корма, молодые мирзы и дворяне образуют общества в 50—100 человек и выступают в поле для пастьбы своих табунов. На их языке это называется козъ. Они веселятся, пьют, едят и посылают в другие округа отряды человек в десять отборных наездников. Эти последние подкрадываются к селениям, прячутся в кустарникам, а вечерам, когда дети отправляются по воду, набрасываются на них, выбирают двух-трех самых красивых девочек и мальчиков и мчатся с ними обратно в свой округ. Если родителям удастся нагнать хищников до перехода их через границу округа, то похищенные дети возвращаются без всякого сопротивления. Таков их обычай. Захваченные обращаются в рабство и продаются армянам, которые, под покровительством беев, разъезжают с разными товарами, имеющими сбыт в крае, и выменивают их на рабов. Этим торговцам известно время наступления периода набегов, называемого козъ и продолжающегося 40 дней. По истечении этого срока все возвращаются обратно в свои селения и города в хороших одеждах. Подобные набеги не могут продолжаться долее 40 дней; каждый округ может принимать в них участие, но нельзя похищать более трех человек из одного селения. Сверх того, требуется, чтобы похищаемые были молоды и не состояли в браке; в противном случае добыча считается непригодной и возвращается обратно. Обычай этот существует у них издавна. Я спрашивал у одного черкесского бея, почему дозволяются подобные набеги дворянству. Он отвечал мне: в нашей стране нет ни денег, ни рынков; откуда же взять нашим молодым людям средства для приобретения одежды? Мы не изготовляем никаких тканей, но купцы являются с товарами в период набегов и снабжают нас всем необходимым. Разве испаги делаются беднее от того, что у них отнимают ежегодно трех детей? Эти рабыни, рожая каждый год, заменяют потерю, а между тем наша молодежь приобретает посредством набегов возможность хорошо одеваться. Если у испаги отнимают трех детей, то потеря эта вознаграждается, быть может, с избытком детьми, похищенными в других округах. Таким образом, это есть простой обмен между округами, а между тем он дает нам возможность развивать воинственный дух в молодежи. Многоженство не допускается у черкесов. Они могут иметь только одну жену. Беи вступают иногда в связь с своими рабынями, но рожденные от них дети считаются незаконными; их посылают в подарок крымскому хану, а то и просто продают. Если после смерти бея не останется наследников, то бейлик ие может перейти к незаконному сыну и поступает в другую фамилию. Кража считается дозволенною у черкесов. Они не имеют ни письменности, ни законов и не хотят ничему учиться. Они утверждают, однако, что черкесские округа существуют с тех времен, когда генуэзцы господствовали в Крыму. Еще и теперь некоторые фамилии носят франкские имена. Я сам держусь этого мнения, потому что их язык есть испорченный итальянский, и когда они говорят, то сжимают зубы, как генуэзцы; за тем все их обычаи близки к франкским. В стране существует несколько церквей с надписями, но неизвестно какими. На древних могилах встречаются кресты, которые я считаю латинскими. От Танаиса или Дона, отделяющего Азию от Европы, и до раки, которую грузины называют Джурлак, страна представляет как бы перешеек. Он омывается с одной стороны Каспием, с другой Меотийским болотом и Большим морем, так что образуется как бы остров. Будучи занята 50-ю различными варварскими и независимыми народами, страна эта мало известна путешественникам, так как недоступна для них. Всякий, появляющийся в ней, обращается в рабство. Я приложил все свои старания к тому, чтобы узнать точно названия всех народов, и даже обращался по этому поводу к хану. Он отвечал мне, что ожидает прибытия с Кобана одного человека, который даст мне все желаемые объяснения. Через несколько дней этот человек прибыл. Он оказался ногайцем. Я послал за ним и, предложив ему кофе и табак, просил его сообщить мне сведения о народах, обитающих на этом перешейке. Добрый старик отвечал мне, что он живет в той стране более 80 лет и что отец его умер там же, имея от роду 114 лет; тем не менее ни он сам, ни отец его не могли никогда познакомиться со всеми народами, населяющими перешеек. Я расскажу вам, прибавил старик, только то, что сам знаю, и начну свое описание от Азова, который находится на этом перешейке и подвластен турецкому султану. При р. Танаисе, в Азове, живут турки. Затем, между реками Танаисом и Кобаном обитают идолопоклонники, подчиненные московитам и называемые калмук. По ту сторону Волги живут также калмуки, состоящие в подданстве московитов. Далее обитает татаро-ногайский народ, называемый Кабак. За ним находится река Кобань, при которой находится около десяти тысяч казачьих жилищ. Казаки эти были прежде московскими подданными, но 28 лет тому назад они покинули Московию и отдались под покровительство крымского хана. Народ этот называется джелал-казак и жил прежде при р. Танаисе. Страну от впадения в Меотийское болото реки Кобань и до Терка занимают ногайцы. Численность их определяют в сто тысяч казанов или семейств. За ногайцами находятся 14 черкесских областей. За Черкесией живут комуки, которые распадаются на три отдельные народности. Самая могущественная из них называемая Сафкаль по имени ее хана, состоит ныне под покровительством московитов. Две другие занимают Терские горы, почти недоступные, почему и сохранили до сих пор свою независимость. В крепости Терк живут московиты. За «ими обитает магометанский народ, называемый джетсан, а также народы диджан-бойлук и турван. Наконец население Дагестана распадается на три народности, из коих каждая управляется своим независимым ханом. За ними обитают лезги, состоящие под властью хана. Этот многочисленный народ (в нем считают более тридцати тысяч семейств) занимает оконечности Кавказа, соприкасаясь с одной стороны с Персией, с другой — с Грузией. Добрый старик, сообщивший мне все эти сведения, рассказал также и о том, как он, вместе с лезгинами, ходил в Грузию за рабами (похищение людей для обращения их в рабство составляет обычный промысел лезгин). Перевалив через гору Кавказ, они заметили людские жилища и приблизились к ним, в надежде найти какую-нибудь добычу. Но жилища оказались пустыми и обитателей их не оказалось, несмотря на все поиски. Тут провели они ночь, а наутро заметили, что из их партии, состоявшей из 300 человек, недостает пяти. Все розыски оказались тщетными: нельзя было заметить даже и следов того пути, по которому ушли пропавшие люди. Вследствие этого партия была вынуждена провести на месте еще один день. С наступлением темноты начальник партии приказал быть особенно бдительными. Около полуночи послышался большой шум. Все побежали с оружием в руках на слышавшиеся голоса и нашли двух из своих пропавших товарищей. Они были едва живы, могли говорить с трудом и только знаками призывали к себе. Так как ночь была очень темная и местность трудно доступная, то участники набега не могли ничего ни рассмотреть, ни найти. Возвращаясь к своей стоянке, они услыхали другой голос. Так как глубокий снег мешал идти всем на этот голос, то восьмеро наиболее храбрых людей из партии отправились туда и нашли восемь человек. Они взяли их, связали и с большим трудом спустились с ними вниз к месту расположения партии. Здесь начальник подверг их осмотру. Они были голы, гладки, с длинными волосами, ростом несколько ниже среднего; лица имели скорее красные, чем белые; говорили на непонятном языке. По приказанию предводителя партии они были отведены в сторону и умерщвлены. По объяснению найденных членов партии дело с ними произошло таким образом: когда они вышли за надобностью из жилища, на них набросилось более 50 человек, схватили их и начали кусать, как собаки. Они подняли крик и тогда напавшие, заслышав шага, разбежались. Вот все, что мы знаем, сказали эти два человека. При осмотре тела их оказались искусанными во многих местах. Рассказчик объяснил мне, что это были людоеды. Он клялся, что был личным свидетелем происшествия, и что все им рассказанное есть чистая правда. По ту сторону гор находится Мингрелия. Жители ее идолопоклонники и управляются ханом. За ними живут ачикбаши, тоже идолопоклонники. Они очень многочисленны: говорят, что они могут выставить пятьдесят тысяч храбрых воинов. Управляет ими хан. Далее обитают кадаки, которые исповедуют христианство по греческому обряду и имеют монастыри и церкви. За кадаками находятся 24 независимых абазских бея. Владения их простираются от Большого моря до залива Гелинджик-лиман в Черкесской земле. Залив этот представляет хорошую стоянку для судов. Прежде генуэзцы имели здесь пристань, а ныне султан турецкий начал строить укрепление. Морская флотилия может зимовать в этом заливе, будучи закрыта от всех ветров. Гелинджик-лиман находится между Абазою и Черкесиею и удален на 50 миль от Кафского пролива. Старик-рассказчик присовокупил, что существует еще множество других народов, ему неизвестных. Все же те, которых он мне поименовал, пользуются независимостью, управляются деспотически и говорят на языках, непонятных другим народам.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |