пятигорск | целебные воды | целебные слезы из-под гор
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Целебные слезы из-под горОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Целебные слезы из-под гор

Трагедия нартов

Подобно морскому маяку, но только на горизонте автомагистрали «Ростов-на-Дону – Баку», призывно возвышается аккуратно выросшая из ставропольской степи гора, расположившая около себя курорты Кавказских Минеральных Вод. И имя той горе Машук. Именно с краткого описания вытекавшего из южного отрога Машука — Горячей горы — серного источника, составленного в 1773 году учёным Иоганном Гюльденштедтом (1745–1781), и началось освоение района Пятигорья. По одной версии, гора была названа в честь отважного кабардинского джигита Машука, который мстил за поруганную честь и смерть невесты хану Золотой орды Каплан Гирею — личности столь же мифической, как и сам Машук. Окружённый воинами Гирея на одном из уступов горы, джигит не пожелал сдаться в плен и прыгнул с обрыва вниз на острые камни.

В далекие времена, повествует другая легенда, когда землю населяли нарты-богатыри, на широкой долине росла и хорошела девушка Машука. Дружно и счастливо жили нарты до тех пор, пока злой демон Эмбу не подбросил в пищу их вождю отраву, приготовленную из печени бешеного кабана, мозгов старого козла и желчи хищного волка. Отведав проклятое блюдо, седовласый вождь воспылал страстью к юной Машуке. Она же преданно любила своего жениха, единственного сына вождя. Тогда отправил старик молодого нарта на охоту, чтобы самому жениться на Машуке, но девушка отвергла вождя и, убегая от него, потеряла кольцо, надетое ей на палец возлюбленным в знак верности. Покатилось кольцо далеко по степи, и увидел его жених.

Встревоженный, он примчался домой и вступил в бой с отцом, защищая невесту. Немало нартов обнажили свои мечи за вождя, но не меньше оказалось богатырей, верных его сыну. Вот старый вождь сбил с головы сына железный шлем, оглушил его и пятью ударами меча отнял у него жизнь. Однако и сам не уберегся — единственный удар сына глубоко рассек его седую голову. Не перенесла гибель жениха Машука и кинжалом возлюбленного пронзила свое сердце. Смертельный бой продолжили сторонники отца и сторонники сына. Наутро поле битвы было покрыто телами воинов. Живых не осталось. Так исчезло с лица земли храброе племя, но появились горы. Кольцом-горой стало укатившееся в степь колечко Машуки, да и сама она тоже превратилась в гору, подарив ей свое имя.

До наших дней текут голубым горячим потоком целебных вод слезы Машуки, приносящие людям здоровье, счастье и любовь. Зияет Провалом кинжальная рана, а чуть дальше сверкает острой вершиной сам окаменевший Кинжал. Горой Железной чернеет шлем, сбитый с головы жениха Машуки, а сам он, изрубленный отцом на пять частей, превратился в пятиглавую гору Бештау. Вокруг же застыли окаменевшие воины-великаны. А вождь нартов стал Минги-тау — «Главной горой», раздвоенной головой уходящий в туманы. Ещё его зовут Эльбрусом — «Направляющим ветра». С первыми лучами солнца пятиглавый Бештау тянется к кудрявой Машуке, а в вечерней тишине двуглавый Эльбрус бросает на неё свою тень. Он суров и холоден, на нем не тает снег даже в жаркое лето, и только слезы раскаяния рождаются в его глубинах и растекаются горными реками.

«Киса и Ося были здесь»

У подножия горы Машук расположился город Пятигорск — центр курортов Кавказских Минеральных Вод. В его черте находятся свыше сорока целебных источников, отличающихся по химическому составу и температуре воды. А из расположенного близ города Тамбуканского озера добывают лечебную сульфидную иловую грязь.

Пожалуй, самая яркая достопримечательность города — парк «Цветник», открытый для публики в 1831 году. Трудно поверить, но на месте парка некогда была свалка строительного мусора, ликвидированная по приказу командующего войсками Кавказской линии генерала Георгия Эммануэля. Композиции из клумб, газонов и невысоких аккуратных кустарников выполнены в соответствии с канонами паркового искусства XIX века, а сорта цветов остаются неизменными более ста лет. Одним из первых посетителей парка был не кто иной, как Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837). Прогуливаясь мимо грота Дианы и дальше вдоль усыпанной акациями и розами Ермоловской аллее, хорошо представляешь себе, как военный духовой оркестр исполнял здесь музыкальные импровизации, расположившись в тени раскидистых деревьев.

Попасть в «Цветник» очень просто — сесть на маршрутку «Вокзал–Цветник–Провал», но до конечной станции — «Провал» — ехать не стоит: куда лучше пройти к нему через парк. Почти у самого входа в «Цветник» посетителей встречает скульптура Кисы Воробьянинова с застывшим на устах: «Месье, же не манж па сис жур». Именно на этом месте, окинув взором радужную картину мелькавших белых парусиновых брюк, ситцевых платьев, весёлых людей и оркестр исполняющий «Пляску комаров», Остап Бендер изрёк: «Мы чужие на этом празднике жизни».

Гуляя по парку и постепенно взбираясь по склону горы Машук, можно посетить Китайскую беседку, а также замечательный павильон «Эолова арфа», в котором ещё 20 лет назад можно было услышать звуки электронной арфы, установленной на крыше, струнами которой играл ветер. Отсюда открывается прекрасный вид на Пятигорск и Эльбрус.

«Цена беспечного веселья»

Летом 1841 года в Пятигорске произошла ссора Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841) с однокашником по юнкерской школе, майором в отставке Николаем Мартыновым (1815–1875), над которым Лермонтов подсмеивался за позёрство. Инцидент произошел в воскресенье 13 июля в доме генерала Петра Верзилина (1791–1849), за приемной дочерью которого — Эмилией Клингенберг (1815–1891) — ухаживал Мартынов. Ей принадлежит наиболее полное описание произошедшего:

13-го июля собралось к нам несколько девиц и мужчин [...] Михаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л. С. Пушкин, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоем острить свой язык [...] Ничего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его «montagnard au grand poignard» [монтаньяр о гран пуаньяр] — «горец с большим кинжалом». (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал.) Надо же было так случиться, что когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово poignard раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову [...] Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора.

Но ссора не кончилась. По выходе от Верзилиных между Лермонтовым и Мартыновым состоялось объяснение. Мартынов бросил вызов. Дуэль была назначена на вторник, 15-е число. Поскольку поводом служил инцидент действительно ничтожный, высказывалось много версий относительно ее истинной причины. Предполагали даже, что это был заговор против поэта, составленный с ведома Николая I (1796–1855). Но современные исследователи полагают, что дело было в психической неуравновешенности Мартынова, глубоко травмированного неожиданным крахом своей военной карьеры.

Дуэль состоялась около семи часов вечера в четырех километрах от Пятигорска на небольшой поляне, расположенной на северо-западном склоне горы Машук. Пока участники выбрали место, темная громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау. Лермонтов стрелял в сторону, Мартынов — прямо в грудь поэту. В тот же час разразилась ужасная буря с громом и молнией. Так черная туча грозой и перекатами грома пела вечную память поэту. По словам князя Александра Васильчикова (1818–1881), секунданта Мартынова, в петербургском свете смерть Лермонтова встретили отзывом: «Туда ему и дорога…» Похороны состоялись 17-го числа. Друзьям поэта пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы получить разрешение предать земле товарища по христианскому обряду. Дело в том, что погибший на дуэли тогда приравнивался к самоубийце. Решением особой комиссии разрешение все-таки было дано, но без отпевания. В 1889 году на месте дуэли поэту был воздвигнут памятник.

№ 4 и № 17...

Всего в семнадцати километрах от Пятигорска расположился самый молодой из курортов Северного Кавказа — город Ессентуки. Версий происхождения названия этого места, как и везде на Кавказе, великое множество. По одной из них, название «Ессентуки» пошло от имени владевшего этими землями монгольского хана Ессентуга; черкесы «несентуком» называли просто обжитое место; а с балкарского «ессентуки» переводится как «здоровая шерсть» (в этих местах горцы купали больных овец); в калмыцком языке «ессен туги» означает «девять знамён»: согласно хроникам, в глубокой древности в этих краях произошло сражение между калмыками и горцами, последние потерпели поражение и оставили на поле девять бунчуков.

Карачаевская же легенда рассказывает, что в давние времена у горского князя родился слабый, лысый и беспомощный сын. Долго лечила княгиня его лекарствами, целебными травами, заклинаниями, но ничего не помогало. Тогда по совету стариков она повезла младенца на горячие воды. В пути их застала ночь. Расположились путники на берегу небольшого озерца, где перед сном княгиня выкупала сына — утром мальчик проснулся абсолютно здоровым, а на его голове выросли прекрасные кудри. «Ессентюк!» — воскликнула пораженная чудом княгиня, что означает «живой волос». Это и определило название местности.

Ессентуки славится своими роскошными парками. Самый большой и известный из них был разбит в 1848 году. Главный вход украшают монолитные колонны, в непосредственной близости от него питьевая галерея источника № 17, построенная в 1858 году и охраняемая сейчас как архитектурный памятник федерального значения. К галерее другого не менее известного источника № 4 ведет аллея. В парке есть Верхние и Нижние лечебные ванны, отделение механотерапии, ингаляторий, павильон лечебной физкультуры, шахматный павильон, спортивные площадки для настольного тенниса, танцплощадка и летний аэросолярий. Красоту ландшафта подчеркивают летние легкие беседки, фонтаны, гроты, каскадные лестницы и цветники. Наибольшей популярностью пользуется площадка роз, где летом цветут сотни кустов различных видов этих прекрасных цветов и работают фонтаны. А вот смелых бельчат можно по праву назвать хозяевами парка — ни капельки не боясь, они взимают ореховую плату за отдых прямо с ладоней курортников.

Коварство и Любовь

В 65 км от Эльбруса расположен Кисловодск. Город раскинулся в живописной долине, окруженной склонами Главного Кавказского хребта. Он буквально утопает в зелени скверов и цветников. Как ни удивительно, когда-то здесь была голая степь: вся зеленая красота — это дело рук человеческих. Свое название город получил благодаря наличию источников «кислых вод» и не менее популярный, чем «Ессентуки», «Нарзан» родом как раз отсюда. Курортный парк Кисловодска — один из крупнейших в Европе. По своему оформлению и рельефу он делится на нижний, средний и горный.

Гора Кольцо, расположенная в окрестностях Кисловодска, на южном отроге Боргустанского хребта, представляет собой сквозное отверстие в песчаной скале. К Кольцу ездила на прогулку княжна Мэри со своим окружением. Об этом сделана запись в дневнике Печорина: «Многочисленная кавалькада отправилась туда посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко…». Лермонтов не только посылал сюда своих героев, но и сам не раз приезжал посмотреть на обручальное кольцо юной Машуки. С горы открывается живописный вид на Кисловодск и соседние скалы, укутанные в нежные хвойные одеяния.

Неподалеку от Кисловодска в глубокой каменной лощине бежит шумливая речка Аликоновка. В том месте, где она делает замысловатый поворот, над нею возвышается скала, напоминающая древний замок с зубчатыми стенами и башнями, издавна носящая имя Замка коварства и любви. Естественные «башни» скалы настолько романтичны, что связанная с ней легенда воспринимается как реальная трагедия давно минувших дней… Когда-то жил здесь богатый и жестокий князь Аликонов. Только единственную дочь свою, выросшую одиноким цветком среди диких скал, ясноокую Дауту, князь любил и лелеял. Любил, но берег от чужого глаза и держал взаперти. В своих детских играх Даута знала лишь одного мальчугана — Али, сына старого чабана. Быстро бегущие годы превратили подростков в юношу и девушку, и родилась между ними страстная любовь. По ночам, когда старый замок засыпал, влюбленные встречались в саду, и с каждым днем крепло их чувство.

Для богатого и знатного жениха берег князь Аликонов свою дочь Дауту. В отчаянии Али рассказал князю о своей любви и попросил руки княжны. Но Аликонов прогнал юношу, велел своим слугам его высечь, а дочь запер. И тогда княжна решила пойти к отцу — сделать веселый вид, согласиться выйти замуж за нелюбимого, только бы повидаться с Али. Отец ей поверил, и вот влюбленные встретились на скале. И вдвоем решили: раз не дано им быть вместе на земле, лучше вместе уйти из жизни. На краю отвесной скалы, взглянув последний раз в светлые очи любимой, юноша крикнул: «Прощай! Умирать с любимой не страшно!». И прыгнул вниз, в пропасть… А Даута? Она испугалась и рассудила: «Разве я хочу умирать? Дома меня ждет красивый и знатный жених, а Али — пастух и простак…». И вернулась Даута назад, в дом отца.

Ручей под скалой, после того, как в нем погиб Али, превратился в реку, которую нарекли Аликоновкой, а скалу с той поры стали называть Замком коварства и любви. Сегодня здесь расположен популярный ресторан, построенный в виде старинного замка, который повторяет очертания природного. И по сей день напротив замка возвышается скала с образом князя Аликонова, наблюдающего за своими владениями.

Образ орла, терзающего змею давно уже стал символом этих мест. 14 мая 1901 года газета «Казбек» поместила небольшую статью, посвященную открытию лечебного сезона в Пятигорске, где владикавказский журналист писал:

В этом году от Цветника до вершины Горячей горы отделана красивая лестница, а на вершине Горячей горы, в конце каменной лестницы, поставлена неизящная фигура каменного Орла, очень грубой работы, портящая впечатление красоты.

И подобно Эйфелевой башне, которую парижане вначале ругали как сооружение, уродующее вид города, а потом приняли как символ столицы Франции, так и Орёл постепенно завоевал право быть символом Кавказских Минеральных Вод. Образ могучего кавказского орла, символизирующего жизненную силу, ведущего вечную схватку со смертельно опасной змеей — олицетворяющей болезнь — неизменно вселяет в человека так необходимую каждому надежду на преодоление недугов с помощью чудесной природы Великого Кавказа.

Константин СОКОЛОВ,


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!