«по горам и равнинам северной осетии» | население. культура |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«ПО ГОРАМ И РАВНИНАМ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ» • Население. КультураОГЛАВЛЕНИЕ



 Горный туризм 

Население. Культура

На сравнительно небольшой территории Северной Осетии проживает 449 тыс. человек (по данным переписи 1959 г.). Основная часть населения размещена на равнинах. Плотность населения в горах небольшая.

Республика имеет четыре города: Орджоникидзе. Беслан, Моздок и Алагир. В горнорудном районе выросли рабочие поселки городского типа: Садон, Мизур, Згид и Бурон. В городах и рабочих поселках живет 53% населения.

В административном отношении республика делится на 9 районов:

  • Алагирский - г. Алагир
  • Ардонский - с. Ардон
  • Дигорский - с. Дигора
  • Ирафский - с. Чикола
  • Кировский - с. Эльхотово
  • Моздокский - г. Моздок
  • Орджоникидзевский - ст. Архонская
  • Правобережный - г. Беслан
  • Пригородный - с. Камбилеевское

Населенные пункты, лежащие к югу от города Орджоникидзе по обе стороны реки Терек до Дарьяльского ущелья, то есть до границы с Грузинской ССР, находятся в административном подчинении города.

Коренное население республики — осетины. Кроме осетин, здесь живет до 40% русских. Русское население сосредоточено в городе Орджоникидзе, в Моздокском районе и в станицах: Архонской, Ардонской, Николаевской и Змейской. В городе Орджоникидзе живут также армяне, грузины, греки, украинцы, татары, в Пригородном районе — ингуши.

Осетины делятся на две основные языковые группы: на востоке живут иронцы, на западе - дигорцы. По языку осетины относятся к иранской ветви индоевропейских народов и являются древнейшим народом Северного Кавказа. Предками осетин считаются аланы (осы или ясы), населявшие в начале нашей эры предкавказские равнины. Нашествие монголо-татар в XIII веке заставило алан-осетин отступить в горы Центрального Кавказа. Тяжело жилось трудовому народу в горах. Земли было мало. У осетин существовала легенда о бедняке-горце, который после тяжелой работы в поле прилег отдохнуть, подстелив под себя бурку. А когда встал, то не мог найти своего надела. Он был так мал, что уместился под буркой.

В эпоху развития феодализма осетины притеснялись своими феодалами-алдарами, попадали в зависимое положение от кабардинских князей, у которых были богатые земли предгорной равнины. Беземелье, бесправие, нищета, угроза захвата со стороны Персии и Турции настроили мысли осетинского народа на единственно возможный выход из этого тяжелого положения: просить защиты и покровительства у Русского народа. В 1774 году основная часть Осетин присоединилась к России.

Присоединение Осетин к России имело для осетинского народа огромное прогрессивное значение; он приобщился к болей передовой экономике и богатой русской культуре. К этому периоду относится возникновение осетинской письменности. Во второй половине XIX века появляется прогрессивная осетинская интеллигенция во главе с революционером-демократом, выдающиеся поэтом и публицистом, основоположником осетинской художественной литературы Коста Хетагуровым.

Много славных страниц вписано трудящимися Северной Осетии в историю борьбы с угнетателями — князьями, помещиками, капиталистами. Лучшие сыны Осетии отдали жизнь за свободу и счастье своей родины. Полное освобождение осетинскому народу принесла Великая Октябрьская социалистическая революция. Русские братья протянули осетинам руку помощи.

Советская власть окончательно упрочилась в Северной Осетии в 1920 году. До 1924 года Северная Осетия входила на правах автономного округа в Горскую Советскую Социалистическую Республику. В 1924 году она получила права автономной области, а в 1936 году была преобразована в автономную республику. Осетинский народ под руководством Коммунистической партии и Советского правительства, как и другие народы нашей страны, принимал активное участие и в мирном социалистическом строительстве и защите нашей Родины во время Великой Отечественной войны, а сейчас успешно выполняет задачи семилетнего плана развития народного хозяйства страны. Торжеством ленинской национальной политики Коммунистической партии является не только хозяйственно-экономический рост, но и бурный расцвет культуры Северной Осетии, национальной по форме, социалистической по содержанию.

Изжиты адаты и такие вредные пережитки, как кровная месть, байское отношение к женщине, похищение невест и пр. За годы Советской власти полностью ликвидирована неграмотность, многие тысячи трудящихся Северной Осетии получили среднее и высшее образование. В республике насчитывается 225 общеобразовательных школ, в которых обучается 65 тыс. учащихся. В 11 техникумах и 4 вузах учатся свыше 15 тыс. студентов, считая заочников. Созданы свои национальные кадры. Республика располагает большой сетью культурно-просветительных учреждений. Среди них театры (русский, осетинский и кукольный), Государственная филармония, радиоцентр, телевизионный центр, дома культуры, клубы, библиотеки, кинотеатры, музеи и др.

Работают творческие организации: Союз писателей, Союз художников, Союз композиторов. Издается много книг, учебников, газет на русском и осетинском языках.


БИБЛИОТЕКА

От издательства
ПРИРОДА
Предгорные равнины
Горы
Хозяйство
Население. Культура
Туристско-экскурсионные маршруты по Северной Осетии
Город Орджоникидзе
По окрестностям города Орджоникидзе
Восхождение на Столовую гору (3008 м)
Солнечная долина Армхи
К целебным источникам Кармадона. Санибанское кольцо
По Куртатинскому ущелью
По Военно-Осетинской дороге
Цейское ущелье
По Касарскому и Зарамагскому ущельям
К Мамисонскому перевалу
В с. Нар - на родину Коста и по Закинскому ущелью
По Дигории
Караугомский ледник
По Осетинской равнине
По Моздокской степи
Практические советы туристу и экскурсанту










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!