«мое путешествие на александровские воды» | ф. и. гааз | путь следования на александровские воды | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | «МОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА АЛЕКСАНДРОВСКИЕ ВОДЫ» Путь следования на Александровские Воды | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Путь следования на Александровские ВодыСамым полезным напутствием путешественнику на Александровские воды явится заверение, что подобный вояж требует таких же приготовлений и мер предосторожности, как и в любой конец России. Дорога от Москвы до края донских казаков известна каждому, кто хоть однажды путешествовал по Руси. В местах сиих лошадей даже больше, чем где-либо, однако содержат их плохо, и лучше ехать почтовыми с русскими ямщиками. Казачий край населен не слишком густо, и вдоль тракта встречается небольшая деревенька. На станциях не бывает более двенадцати — пятнадцати конных казаков, а для ночлега есть лишь комната почтового инспектора, коей могут воспользоваться путешественники. Именно службой в почтовом ведомстве начинают свой путь казаки, достигшие возраста, позволяющего прием на военную службу. Сюда же отправляют стариков и увечных. В своих общинах (станицах) казаки живут столь хорошо, что путешественник сочтет за счастье провести у них ночь. Помещения чрезвычайно чисты, а хозяйства оказывают то патриархальное гостеприимство, коего, к искреннему стыду, не сыщешь во многих куда более цивилизованных местах. Со свойственными этому доброму и почтенному народу похвальным рвением и отзывчивостью, они спешат оказать приют и накормить, не требуя никакого вознаграждения. Приятно побывать в станицах, где повсюду царят порядок, достаток и даже богатство. Однако на почтовых станциях у казаков есть лишь хлеб да квас, изредка бывают яйца, раки и рыба, а поскольку рядом нет женщин для ухода за скотом, то они совсем лишены мяса и молока. В Новочеркасске стоит ненадолго задержаться и укрепить экипаж, ибо лишь в Ставрополе можно будет найти хороших кузнецов. В июне наступает пора разливов (в Кизляре это случается в июле). Мостов через Дон нет, и переправляться надо на лодках, что весьма досадно, ибо, поднимаясь вверх по течению двадцать две версты, да еще при ветре, путешествие, вместо нескольких часов, занимает целый день. Надо постараться прибыть вечером в Аксай и выехать оттуда утром следующего дня. Пока на лодках переправят экипаж, следует осмотреть рынок и повеселиться, наблюдая, как в огромных котлах варят несметное количество только что выловленных из Дона раков. Об их числе не задумываются, и сотня стоит лишь десять су. Тем, кто не может обойтись без воды более четырех-шести часов, надлежит пополнить свои запасы на следующей за Аксаем станции, ибо на следующих остановках вода плохая и невкусная. В Ставрополе также должна быть прекрасная родниковая вода. Что же касается охраны, то, по правде говоря, в ней нет особой нужды. На всем пути нет ни малейшей опасности, а в случае ее возникновения находящимся на станции казакам приказано сопровождать путешественников. Местные жители лучше всех знают о возможности появления угрозы для путешественников, и если на почтовом дворе ямщик не побоится заложить лошадей и тронуться в путь, то бояться нечего. Однако следует остерегаться встречи с верблюдами, стада которых пасутся недалеко от дороги. Не привыкшие к виду этих азиатских животных, кони пугаются настолько, что их невозможно удержать. А посему, еще издали увидев верблюда, следует покинуть экипаж и, если избежать встречи невозможно, распрячь лошадей и не запрягать до тех пор, пока пастух-калмык не прогонит свою отвратительную скотину. Находящимся поблизости от Георгиевска калмыкам строго приказано держать верблюдов подальше от дороги, вследствие чего там они встречаются редко. Так же надлежит поступить Константино-горску, где летом очень много калмыков, и Астрахани, где лошади уже привыкли к необычному виду странников пустыни. Раньше необходимо было останавливаться на полдня в Георгиевске, дабы пополнить запасы и нанять лошадей, которые весьма пригодились бы в Константиногорске в случае, если бы пришлось поселиться в пригороде, на расстоянии четырех верст от ванн. Однако я убежден, что уже в следующем году там будет все необходимое, а забота правительства и ремесленные товары смогут удовлетворить разумные потребности больных путешественников. Сегодня в Константиногорске есть не более десятка домов, где можно устроиться. Несомненно, вскоре их будет больше, а пока можно найти приют в калмыцкой кибитке или под навесом. Было бы излишним напоминать ценящим блага жизни людям о необходимости запастись изысканной провизией и такими мелкими предметами, как, например, большой зонт от солнца, который, ввиду отсутствия тени, весьма пригодится любителям прогулок. Поскольку из-за близости снежных гор весна здесь суровая, то на воды лучше приезжать не раньше середины июля. Ничто не удручает и не обескураживает прибывшего в незнакомое и далекое место больного более, нежели плохая, ветреная и дождливая погода. Большинство уезжает отсюда к концу августа, хотя ясные дни и тепло могут продлиться до середины сентября. Возвращение через Астрахань столь интересно, что я счел уместным рассказать и о нем, а путешествие через Таганрог способно с лихвой возместить убытки, причиненные отказом от более короткого пути через Харьков. Как правило, возвращаться с вод гораздо легче. Карантин может стать камнем преткновения для тех, кто не знает, что это такое. Те, кто возвращается через Черкасск, на четверо суток задерживаются на границе казачьих владений в Среднем Егорлыке. В присутствии карантинного врача тщательно моются смоченной в теплом уксусе губкой. Багаж распаковывается, и носильные вещи развешиваются на веревках в специальном сарае. Внизу размещают горшки со смесью для окуривания, после чего сарай запирают. Отперев его через сутки, два последующих дня заново упаковывают вещи. Используемый для окуривания газ не причиняет вреда ни белью, ни платью, которые, однако, еще долго хранят его неприятный запах. Шелка обрабатываются другим способом, что вынуждает купцов задержаться здесь на несколько недель. Обычных же путешественников держат не более четырех дней. До выезда из Георгиевска надлежит составить опись всего багажа, коей комендант крепости удостоверяет, что вещи вывозятся из места, где нет чумы. Следует позаботиться и о том, чтобы все вещи были описаны и чистота их заверена комендантом, дабы впоследствии, на карантине, ни одну не сочли заразной и не задержали отъезд на более долгий срок. Всевозможные попытки избежать карантина несправедливы. Лучше задержаться там, нежели на других почтовых станциях. Поскольку карантин является публичной мерой предосторожности, недостойно сетовать на него и жертвовать безопасностью всей нации ради минутного удовольствия нескольких лиц. Кавказская и Астраханская области представляют собой единственные места, откуда невозможно выехать, избежав карантина, а, уезжая с Кавказа через Астрахань, его надлежит пройти дважды. И хотя уже много лет ни на Кавказе, ни в Астрахани не случалось чумы, можно лишь одобрить меры, которые продолжает предпринимать правительство против страшного бича человечества. Причиняемые карантином неудобства служат средством привлечения внимания людей, спокойно спящих пред лицом непосредственной опасности. Отнюдь не менее несправедливым представляется возмущение нехваткой лошадей на некоторых почтовых перегонах. Когда подумаешь, что наместничество на собственные средства содержит на каждой почтовой станции необходимых для курьерской и правительственной почты лошадей, что те два су, которые платит путешественник за одну версту пробега, едва составля ют одну шестую часть действительной стоимости езды на почтовых, то разрешение пользоваться в свободные дни предназначенными для обычной езды конями нельзя не счесть мудрым и заботливым стремлением наместничества облегчить частным лицам трудности вояжа. Что сказали бы требовательные особы, которые, случайно встретившись с себе подобными на забытой богом и людьми дороге, желали бы всегда находить наготове бесчисленное множество лошадей, если бы все тяготы почтового ведомства, разделяемые ныне между наместничеством, живущими невдалеке от дороги крестьянами и путешественником, легли бы на плечи последнего? Как возмущались бы они, оплачивая все почтовые пошлины, как это происходит за границей! Интересное обсуждение этого вопроса состоялось на Кавказских водах, о чем сообщалось в «Северной Почте» (№ 84 октября 1810 г.). В Кавказской области дороги превосходны. Местность сия еще недостаточно изучена, и мне показалось, что в действительности расстояния отнюдь не столь велики, как уверяли на почтовом дворе. Однако порой их заметно преуменьшают. Я с легкостью поверил рассказу о том, что некий новичок за пределами Георгиевска направился к расположенной в тридцати верстах Бештау, утверждая, что до нее рукой подать. Вопрос о том, взял ли он с собой сменных лошадей, ему явно не понравился. Бедняге стоило, больших трудов вернуться в город, убедившись, что, чем ближе подходил он к горе, тем больше она от него отдалялась. Такова Кавказская легенда, хотя нельзя утверждать, что многим вновь прибывшим удастся избежать подобных случаев.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |