| библиотека | кабардино-балкария: природная жемчужина | менгиры - стражи прошлого |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Описание Кавказа» • Менгиры - стражи прошлогоОГЛАВЛЕНИЕ



 Кавказ 

Менгиры - стражи прошлого

Кабардино-Балкария

Менгиры в Приэльбрусье

Если выбираться из района Джилы-су через плато водораздела рек Ингушли и Малки, открывается прекрасный вид на Скалистый хребет с величественно царящими над ним вершинами Западный и Восточный Канжол. Здесь можно увидеть, прикоснуться к удивительному созданию рук человеческих - менгирам. Вот он, более чем трехметровый красавец, зарытый на треть в землю. Его верх - голова воина в шлеме: четко просматривается лицо - глаза, нос, рот; руки очерчены бороздками, спускающимися по бокам и скрещива­ющимися на животе. Менгиры - еще одна загадка Джилы-су. Когда их установили, кто, почему именно здесь - исследователи отвечают на эти вопросы по-разному. Александр Асов убежден, что «одинокий менгир, который стоит здесь как древний часовой», на каменном столбе которого «высечено лицо витязя, смотрящее прямо на восток», охраняет колоколообразный холм - Тузулук, на вершине которого находятся развалины древнего святилища Солнца. Тут писатель дает самый полный ход своей фантазии, проводя параллели с английским Стонхенджем, рассказывая об астрологических расчетах волхвов, вознесением своего мифического героя Буса Белояра «на драконе к вершине Алатырь-горы (Эльбруса)»...

Археолог из Кабардино-Балкарии Бияслан Атабиев, опубликовавший научную работу по данной теме, пишет, что «изваяние стоит врытым вертикально лицевой частью на восток, но это не изначальная его ориентировка; в таком положении оно было установлено в 1980-х годах чабанами. Стела была обнаружена приблизительно в 150-200 м к западу от ее нынешнего местоположения, при террасировании склона горы для строительства грунтовой дороги, ведущей в сторону горячих лечебных источников... Форма памятника предельно проста, и изваянием его можно назвать лишь условно, поскольку это простой цилиндрический столб, а грубое и предельно лаконичное подобие пластической проработки имеется только на верхнем конце. Полная высота его неизвестна, во вкопанном состоянии он возвышается над землей на 2,3 м. Диаметр в основании около 50 см, в сечении он представляет слегка деформированный круг. По направлению кверху столб плавно сужается, образуя слабо выраженный усеченный конус, торец заовален. Он вытесан из зеленоватого гранита, под длительным воздействием ветра и атмосферных осадков поверхность во многих местах выщерблена.

Главной особенностью изваяния является элемент «скульптурной» моделировки на верхнем конце - подобие человеческой головы в шлеме. Изображение выполнено крайне примитивно: контуры носа, бровей и всей нижней части лица обозначены одной непрерывной линией, широкой и глубоко врезанной, образующей замкнутый круг. Глаза показаны посредством двух круглых выемок, а рот - коротким дуговидным желобком. В технике выпуклого рельефа изображена только окантовка нижнего края шлема, а также гривна (?) в виде горизонтального валика вокруг подразумеваемой «шеи». С двух сторон шлема, у «висков», от нижней окантовки свисают два полуовала с точками в центре. Вероятно, это так называемые «наушники» - точнее, приспособления для крепления ремешка от шлема; как и черты лица, «наушники» выполнены в технике контррельефа. Общая высота «головы» от гривны до торца стелы составляет 52,5 см, плечи не выделены.

...Создается впечатление, что в особенностях рассматриваемого памятника отражены традиции как переднеазиатского, так и киммерийского камнерезного искусства. Судя по изображению человеческого лица, данное изваяние, вероятнее всего, следует связать со скифами, знакомыми с образцами как киммерийского, так и переднеазиатского искусства.

Чем можно подтвердить такое предположение? Обратимся к изображению головного убора на изваянии... На наш взгляд, это не что иное, как ассирийский шлем с короткими боковыми ушками для ремешка, посредством которого шлем держался на голове воина. Появление таких шлемов на Северном Кавказе исследователи датируют временем либо «не ранее конца VIII в. до н. э.», либо «не позднее рубежа VIII-VII вв. до н. э.». Думается, эти ориентиры дают некоторое основание предварительно отнести данное изваяние к началу VII столетия до н. э.».

Кстати говоря, и для него, Бияслана Атабиева, было открытием количество найденных нами и сфотографированных менгиров. Когда встанешь рядом с одним из них, тем самым, что описывает А. Асов, на какое-то мгновение может показаться, что время повернуло вспять; прошлое, словно всасываемое за веком век в огромную временную воронку, приблизилось, ожило.

«А может, действительно,- подумалось,- менгир и указывает, и охраняет этот священный путь. Путь к нам самим...» И, обхватив менгир, закрыв глаза и постояв так несколько минут, один из авторов этих строк вдруг почувствовал, как какая-то неизвестная энергия проходит через него - словно тысячи иголок закололи по всему телу, а само тело завибрировало, готовое взлететь, оторваться от земли. Не случайно силуэт менгира так напоминает наши первые космические корабли «Восток». Впрочем, некоторые ученые ассоциируют его и с фаллосом - символом жизни.

Здесь, по дороге к Долине нарзанов, менгиров не два и не три. Большинство из них - трехметровые (вместе с зарытым основанием), но есть и вполовину меньше - без человеческих лиц. Трагедия в том, что многие из них сломаны, повалены, стали мишенями для варваров с ружьями. Расстрелянный менгир - это прошлое, которое дикари пытаются убить.

Наряду с менгирами, в этих местах встречаются массивные кресты, довольно искусно вытесанные из цельного камня. Надпись на них чаще всего вырезана латинскими буквами. Как писала в 1889 году газета «Терские ведомости» (№ 86), старики говорили, что здесь проходила дорога, по которой «христианский народ ратью шел в Азию за веру» и оставил на своем пути эти кресты. О пребывании в этих местах римлян свидетельствует и череп со следами трепанации, техническое исполнение которой указывает на римский метод операции.

Здесь же будет уместным вспомнить, что менгиры встречаются и в других местах Кабардино-Балкарии. В частности, в урочище Тууз-Сырт, что к юго-востоку от селения Нижний Чегем Чегемского района, в лесу, обнаружен невероятно огромный менгир. Высота его превышает два человеческих роста, насколько он уходит в землю - неизвестно, а толщина - в несколько человеческих обхватов. В этом же урочище в 1959 году было найдено каменное изваяние древнего божества (животного), высеченное из цельной гранитной глыбы.

Примечания

1. Атабиев Б. Изваяния ранних кочевников из Кабардино-Балкарии // Археология, палеоэкология и палеодемография Евразии. М., 2000.

2. История медицины Кабардинского округа: события и лица (1858-1899). Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2005. С. 160.

3. Мизиев И. М. Туристскими тропами в глубь веков. Нальчик: Эльбрус, 1976. С. 37.


«КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ: ПРИРОДНАЯ ЖЕМЧУЖИНА»

Предисловие
Говорящие мумии
Алмасты по имени Палестина
Привидение из Долины нарзанов
Кёнделеновский телеотключатель
Сны о пришельцах
Сошедшие со звезд
Контактер из Хушто-Сырта
Путешествие из настоящего в прошлое
Древние художники Тызыла
Таинственная птица
Дверь, ведущая в...
Кыртыкские склепы
Менгиры - стражи прошлого
Монастырь на Сарай-горе
Дука-Бек из Этоко
Глиняные замки Актопрака
По лестнице к сокровищам
Верхнечегемские могильники
Священные камни
Гора-кольцо и туры Тимура
Балкарский Город мертвых
Джулат, помнящий великого завоевателя
Священные холмы Кызбуруна
Пещера чудес
Верхнекуркужинский Стонхендж
Лашкутинские истуканы
«Поляна грибов»
«Немецкий аэродром»
Голубой сапфир
Карьер, излечивающий болезни
Пещеры в окрестностях Нальчика
Каменномостские катакомбы
«Антенны» Когутая
«Мать-гора»
Эльтюбю «вне времени»

БИБЛИОТЕКА
«Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII-XIX веков»
«Путеводитель по Кабардино_Балкарии»
«По Кабардино-Балкарии»
«История Карачаево-Балкарского народа»
«Кавказ»
«Баксанское ущелье»









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!