| библиотека | кабардино-балкария: природная жемчужина | балкарский город мертвых |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Описание Кавказа» • Балкарский Город мертвыхОГЛАВЛЕНИЕ


 Кавказ 

Балкарский Город мертвых

Кабардино-Балкария

Балкарский Город мертвых

Местность за селением Верхняя Балкария получила название «Город мертвых» - это «скопление бесчисленных могильников», над ними «по склонам стелются зеленые горные луга, точно гобеленовые ковры, на которых рисунок сделан то розоватыми, то синеватыми обнажениями скал. Вдали высоко поднимаются к небу и сияют вечными снегами вершины. Еще выше бездонное небо, полное солнечного сияния. А здесь, у могильников, под огромной горной стеной лежит глубокая тень, всегда холодно, всегда мрачно».

Вот что можно узнать из того же отчета археолога Всев. Миллера: «Могилы Балкарского ущелья представляют два главных типа - могилы подземные и надземные (кешене). Могилы первого типа по пути следования экспедиции были осмотрены в следующих местах.

а) Могильник, находящийся в 3 верстах от Кашкатау, на берегу Хуламского Черека. Наружные признаки могил составляют круги, выложенные из булыжных камней.

б) Могильник близ аула Зилги, на высоком холме, близ дороги. Могилы представляют два вида: с наружными признаками и без них. Могилы первого типа, в свою очередь, бывают двух родов: одни обозначены камнями, положенными по краям и образующими как бы контур могилы; в других - пространство могилы засыпано грудой камней. Внутреннее устройство тех и других могил одинаково. Раскопка двух могил обнаружила следующее: под снятыми камнями оказался слой насыпанной земли, толщиной в 10-12 вершков; под ним три плиты, составляющие крышку каменного ящика, сложенного из грубо отесанных плит насухо. Вход в ящик образует вертикально стоящие плиты в ногах костяка; костяк лежит на материке. Размеры ящика: длина 2 арш. 13 вершков, ширина в средине 9 вершков, в головах и ногах 7 вершков, глубина 13 вершков. Голова костяка на северо-запад. В головах у костяка первой раскопанной могилы были найдены бараньи кости и куски дерева (от чашки?). Вещей не оказалось. В ногах близ входной плиты был найден деревянный, сильно перегнивший, сруб из бревен. Вторая раскопанная могила обнаружила те же детали, как и первая, и также не представила никаких вещей.

Могилы без наружных признаков, то есть не обозначенные камнями на поверхности, также представили по внутреннему устройству две разновидности: в одних костяк лежит в ящике из шиферных плит, но без крышки; в других - костяк просто засыпан землей без признаков гроба. Размеры разрытого каменного ящика: длина 2 арш. 14 вершков, ширина 13 вершков, глубина 11 вершков. Головой костяк лежит на юго-запад. В головах был найден глиняный кувшин в черепках, горшок в таком же состоянии, затем в середине гроба: бронзовое колечко, такой же браслет, подвеска, 7 бубенчиков, 3 бусы и бронзовая пряжка от ремня. В могиле без каменного ящика оказалась только железная пряжка. Кости во всех разрытых могилах рассыпаются при прикосновении, так что нельзя было добыть цельного черепа.

В заключение следует заметить, что могилы с наземными признаками расположены гораздо выше могил 2-го типа и лежат почти на вершине холма. Многие могилы 1-го и 2-го типа разрыты местным населением, и добытые в них предметы - бронзовые вещи и бусы - были приобретены нами в ауле Зилги.

в) Могильник значительных размеров (приблизительно на 2 десятинах), обнесенный стеною в 3/4 арш. вышины, тянется на правом берегу Черека, близ аула Шканты. Здесь, вокруг Абаевских кешене, расположены такие же могилы с наружными признаками, как в могильнике близ Зилги. Под слоем наружных камней насыпной слой земли, толщиною до 18 вершков; под ним плита, покрывающая каменный, выложенный на извести ящик. Размеры внутри: длина 2 арш. 9 вершков, ширина 11 вершков, глубина 1 арш. Вход образуется на северо-восточной стороне вертикально поставленной плитою. Голова костяка лежит к юго-западу. Тело было обернуто льняной тканью, от которой сохранились лишь небольшие лоскуты. Вещей в раскопанной могиле не оказалось. Могила, по-видимому, мусульманская. Выше этого могильника на юго-восток, по склону холма, находятся могилы со склепами, идущими внутрь горы. Передняя стенка, выложенная из камней на извести, обнаружена, и входное отверстие открыто. Все склепы ограблены. Склеп сложен из грубо отесанных камней на глине и представляет сверху свод. Размеры довольно значительны: длина достигает 4 арш., ширина 2 с лишком, вышина 3 арш. Костяки лежали головами на юго-восток, причем голова и ноги покоятся на шиферных плитах. В одном из таких склепов было найдено 22 черепа».

Балкарский Город мертвых, писал С. Анисимов, это памятник разных исторических эпох. Самые древние из этих погребений - «склепы, совершенно врытые в землю, с выдающейся над поверхностью каменной кровлей из двух покатых скатов, лежащих на низеньких каменных стенках. В склеп ведет круглое отверстие, через которое спускали покойника. В этих общих больших могилах трупы не зарывали, и склепы полны и сейчас костей, разбросанных в беспорядке, черепов или даже целых скелетов; на некоторых из них сохранились кожа и мышцы, а иногда даже остатки одеяния. ...Описанные могильники - семейные или, вероятнее, даже родовые, куда клали покойников набальзамированных, в лучших одеждах, с оружием, с сосудами, с украшениями. Весь этот вещевой погребальный инвентарь в открытых могильниках не сохранился. Сохранились только остатки мумий и масса человеческих костей». Далее он же пишет, что «в Городе мертвых имеются два могильника совершенно особого типа: небольшие базилики в 6-8 м высотой с остроконечным покрытием в два ската. Внутри них были саркофаги, от которых теперь остались груды камней… Наконец, третий вид могильников - магометанские погребения, относящиеся к XVII и XVIII векам. Это восьмигранные здания высотой около 8 м с купольными восьмигранными покрытиями. Внутри также сохранились остатки саркофагов, но нет ни скелетов, ни костей»3. Ученые по-разному датируют Город мертвых, но в целом принято считать, что «подавляющая часть склепов (в т. ч. полуподземные и с земляными насыпями сверху) относятся к позднему средневековью (XII-XIV вв.). Но часть склепов, из числа сооруженных на склонах горы, по аналогии с многочисленными склепами горных районов Центрального Предкавказья следует отнести к раннему средневековью (V-IX вв.)».

Могильник «Город мертвых» почти полностью разрушен и разграблен еще в дореволюционный период», - пишет Исмаил Чеченов, а Исмаил Мизиев уточняет: «Грабились склепы различными путешественниками и любителями экзотики, посещавшими эти места. В 1909-1910 годах даже выпускались почтовые открытки с мумиями балкарских склепов. Бесцеремонно вытаскивались высохшие трупы, устанавливались у склепов и фотографировались, чтобы эти снимки служили для развлечения всякого рода любителей старины». Это действительно так: открытки эти, сделанные преимущественно фотографами из Пятигорска, были широко известны, две из них мы воспроизвели в альбоме «Балкария: время и лица» (Нальчик, 2006). Но вот заключение о том, что все могильники были разграблены, не совсем верно.

О том, что видел в них в 1916 году автор книги «Страна Прометея» Константин Чхеидзе, мы уже рассказали выше. Напомним, что внутри пещеры-кладбища, расположенной «недалеко от группы селений, объединенных общим именем Верхняя Балкария», он нашел «десятка два скелетов, частью разрушенных, частью сохранившихся. Некоторые из них находились в наклонном положении, полуприслоненные к стене; некоторые сидели, некоторые лежали. Там и сям валялись почти совершенно истлевшие куски тканей. В одном углу собраны были глиняные кувшины, большие и маленькие, целые и разбитые. Вокруг бедер у некоторых скелетов висели пояса. Кожаные кавказские пояса с серебряной насечкой. На полу лежали кинжалы, шашки, старинные пистолеты, женские украшения, почти разъеденный кумган (металлический кувшин) и множество монет...

Потом я обратил внимание на один скелет, лежавший в самом дальнем углу. По-видимому, это был настоящий богатырь. Его руки были длиннее, чем мои ноги; а череп был никак не меньше солдатского барабана. Меня одолело искушение. Как-то само собой руки потянулись к черепу, я поднес его к свету. Череп был действительно огромный. На темени и затылке сохранилась морщинистая сухая кожа. Поражали совершенно целые зубы, плотно вросшие в челюсти. Я попробовал крепость трехсотлетней человеческой кожи. Послышался сухой треск, кожа отдиралась с трудом. Тысячи мыслей роились в моей голове, когда я держал перед собою череп отдаленного предка Абдуллы.

«Вот под этими костями пробегали искры мыслей. Гнев, радость, уныние, тооржество - все это сосредоточивалось здесь, под этими выпуклостями. В этих глазных впадинах сияли глаза. Какие это были глаза?.. Что они видели? На что они любили смотреть?..»

И я вспомнил, как великолепно всходило солнце; я вспомнил, какая нестерпимая радость сжимала мою грудь, когда смотрел я на снеговые вершины... И стало на душе спокойно и легко. Я почтительно опустил череп на землю, которой он принадлежал, и с умиротворенной и радостной душой поднялся наверх, к Абдулле.

Только теперь я узнал, что провел в обществе мертвых не пять, не десять минут (как мне казалось), а около часа. Но я никогда не жалел об этом часе...».

От спрятанного в той пещере, которая на самом деле была одним из множества подземных склепов в урочище Уллу-тюз, давным-давно не осталось и следа. Да и саму описанную пещеру мы, к сожалению, не нашли, хоть и искали ее тщательно, и помогал нам в этом Борис Темукуев, уроженец Верхней Балкарии, человек, сделавший очень много для восстановления подлинной истории своего народа, устранения в ней «белых пятен» (он автор четырехтомного труда «Спецпереселенцы», в 2004 году в нашем издательстве вышел двухтомник подготовленных им документов «7 дней одного века»). Хотя и обошли весь Город мертвых, заглядывали в самые укромные уголки. Время, но в большей степени люди не пощадили верхнебалкарские могильники - заброшенные, разграбленные, опустошен­ные (кости предков можно видеть повсюду), они буквально вопиют о нашем беспамятстве...

Примечания

1. Анисимов С. Кабардино-Балкария. М.: ГСЭС, 1937. С. 77.

2. Миллер В. Ф. Терская область. Археологические экскурсии // Балкария: страницы прошлого. Вып. 3. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2006. С. 94-96.

3. Анисимов С. Кабардино-Балкария. С. 78.

4. Мизиев И. М. Туристскими тропами в глубь веков. Нальчик: Эльбрус, 1976. С. 23.

5. Там же. С. 23

6. Чхеидзе К. Страна Прометея. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2004. С. 62-69.


«КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ: ПРИРОДНАЯ ЖЕМЧУЖИНА»

Предисловие
Говорящие мумии
Алмасты по имени Палестина
Привидение из Долины нарзанов
Кёнделеновский телеотключатель
Сны о пришельцах
Сошедшие со звезд
Контактер из Хушто-Сырта
Путешествие из настоящего в прошлое
Древние художники Тызыла
Таинственная птица
Дверь, ведущая в...
Кыртыкские склепы
Менгиры - стражи прошлого
Монастырь на Сарай-горе
Дука-Бек из Этоко
Глиняные замки Актопрака
По лестнице к сокровищам
Верхнечегемские могильники
Священные камни
Гора-кольцо и туры Тимура
Балкарский Город мертвых
Джулат, помнящий великого завоевателя
Священные холмы Кызбуруна
Пещера чудес
Верхнекуркужинский Стонхендж
Лашкутинские истуканы
«Поляна грибов»
«Немецкий аэродром»
Голубой сапфир
Карьер, излечивающий болезни
Пещеры в окрестностях Нальчика
Каменномостские катакомбы
«Антенны» Когутая
«Мать-гора»
Эльтюбю «вне времени»

БИБЛИОТЕКА
«Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII-XIX веков»
«Путеводитель по Кабардино_Балкарии»
«По Кабардино-Балкарии»
«История Карачаево-Балкарского народа»
«Кавказ»
«Баксанское ущелье»









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!