| библиотека | памятники природы северной осетии | пещеры-святилища | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | БИБЛИОТЕКА «Памятники природы Северной Осетии» Пещеры-святилища | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Пещеры-святилищаПещера Дигори Изад Пещера Дигори изад (Покровителя и духа дигорцев, пещера — Ангел Дигории). Эта Священная пещера-святилище находится на высоте около 1200 м над уровнем моря, в 1 —1,5 км к северо-востоку от с. Задалеск, от которого к ней ведет тропа, петляющая среди известняковых глыб. Темнеющий вход этой небольшой пещеры на фоне серых известняков, образующих гигантский эскарп, поросший зелеными соснами и можжевельниками, просматривается из с. Задалеск. Одними из первых описание пещеры дали И. А. Гюльденштедт, затем Н. Я. Динник, Н. К. Верещагин, которые привели описание костного материала, накопленного за многие столетия. Значится она и в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона (т. XXI, СПб, 1897, с. 885). Е. Зичи (1897) о пещере Дигори-изад писал: «До сих пор на осетинской территории, называемой Дигория, имеется пещера Олисай Дона (Олисай — имя древнего певца, а дон по-осетински вода), где дигорцы два раза в год совершают жертвоприношение перед сенокосом и уборкой ржи: в один из, этих периодов молятся за детей, рожденных с момента прошлогоднего жертвоприношения. Жертвоприношения в пещерах различны: ложки, пули, стрелы, охотничьи трофеи, рога оленей, буйволов; ложки длиной 2—3 фута и служат для перемешивания жертвенного супа, рога буйволов—стаканами... Две веревки висят с потолка; в них втиснуты маленькие кусочки дерева; каждый кусочек означает одно жертвоприношение, так что веревка является как бы календарем жертвоприношений... Раньше пещера была одним из наиболее священных мест; не сдержать клятву, данную здесь, считалось самым позорным актом; доступ туда женщинам был всегда закрыт». Описание и замеры этой пещеры проведены В. П. Любиным (1969, с. 6—46). Находится у подножия южного обрыва (куэсты) Скалистого хребта. Рыхлость и трещиноватость юрских известняков, в которых расположена пещера, свидетельствуют, видимо, о небольшой древности ее, полости. Благодаря расположению входа в пещеру на юг и высокой входной треугольной арке (высота ее 12—15 м, ширина до 6 м) хорошо прогревается солнцем. Длина пещеры с учетом второй камеры около 15 м, высота до 8 м, ширина в устье — 5 м, в глубине первой камеры 6—6,5 м. Вторая, глубинная камера, забита черепами жертвенных животных. В глубине левого угла входного зала обвальные глыбы, скопление черепов и рогов, присыпанных вековым слоем пыли. Археологическим раскопкам, начатым в ней В. П. Любиным, помешали местные Жители. В шурфах на дне пещеры встречены черешковые железные наконечники стрел, подобные тем, которые Е. И. Крупное нашел на полу этой пещеры в 1940 г., подвеска из зуба оленя, кости животных, птиц и рыб. Как писал Е. И. Крупное (1947): «... учитывая глубочайшую древность заселения этих мест, возможную давность образования пещеры и топографические ее особенности, вполне допустимо предположить, что пещера Олиссайдон могла являться одним из древнейших культовых мест Северной Осетии и почиталась населением с древнейших времен... Она могла быть обитаема даже в палеолитическое время». По подсчетам Н. К. Верещагина при участии О. И. Семенова-Тян-Шанского, Н. О. Бурчак-Абрамовича, В. И. Наниева, в пещере Дигори-изад число черепов достигало 2956, из них оленьих — 661, зубриных — 76, лосиных — 6. Черепов косуль, серн, туров было немного. Тут были и черепа кабанов, буйвола, быков, наконечники стрел, серебряные монеты. Несколько выдающихся черепов зубров, лосей и рогов оленей были доставлены отсюда в музеи Ленинграда (ЗИН АН СССР) и Владикавказа (СОГУ). На скале у щелеобразного входа в пещеру кресты, выведенные белой краской. В каменной ограде из обтесанных камней узкая дверь. Стены и своды зала, в котором могло уместиться с полсотни человек, закопчены. На поперечных балках жердяного навеса (решетки), закрепленного на сосновых столбах в 2—2,5 м выше пола первой камеры, множество ветвистых рогов оленей, помещенных отдельно. Верхняя часть их от солнца и дождя побелела, а нижняя закопчена. В центре пещеры очаг, потемневшие от времени лавки и длинный стол с деревянными чашами, ковшом для пива и другой ритуальной утварью. Тут много бокалов из рогов животных, встречаются лопаточки-вилки, вырезанные из кости. В углу икона старого письма, далее костные завалы из костей и черепов животных, накопленные за многие столетия. Вероятно, из-за того, что святилище Дигори-изад являлось главной святыней Дигории, тут находятся черепа зубров, принесенные охотниками, чтобы умилостивить языческих богов охоты. По преданию, самым славным среди охотников был Гуцунати Габица, друг Афсати. Считается также, что эта пещера названа в честь знаменитого охотника Олиссая. Это древнее и лучше всех сохранившееся языческое святилище Северной Осетии напоминает средневековый музей. Это уникальный памятник природы и материальной культуры с ценным этнографическим материалом. Тут есть сучковатый ствол сосны, на котором висят черепа животных-, множество вырезанных из дерева амулетов, другие культовые предметы. Фантастические фигурки талисманов, не похожих друг на друга, доверялось вырезать самому почетному и младшему гостю праздника. Кобычев В. П. (1974, с. 138) наблюдал здесь 130 разных деревянных бирок — праздничных календарей. На самой древней стояла дата 1902 г., более поздние датированы. Автор считает, что зарождение традиции делать надпись на бирках относится к началу XX в., до этого дату, по-видимому, заменяла сама форма бирки. Считается, что раньше, когда горные аулы были многолюдными, то по жребию, выпавшему двору, покупался жертвенный бычок, двор устраивал угощения и следил за порядком. Старший мужчина этого дома нес в святилище череп жертвенного животного. Число талисманов соответствовало числу праздников, посвященных «Дигори-изад». Инал в статье «В Дигорском ущелье» (газ. «Терские ведомости», 1901, № 173) приводит одну из легенд об этой пещере. Из башни Астани Фидарта, что близ Махческа, вылетел Дигори-изад в направлении Морги лагат. Следуя за ним, Астан проник в одну пещеру и увидел в ней очаг с железной цепью. С тех пор она становится местом поклонения всех дигорцев. В пещере автор статьи видел рога оленей, черепа зубров (домбай), ящик с монетами, ложками и рогами. Предметы эти употребляются при жертвоприношениях, среди которых наиболее важным считается заклание жертвенного быка перед сенокосом, который определялся по жребию за год до праздника и откармливался. К шее его привязывалась деревянная фигурка, вероятно, символ чего-то, которую добровольно изготовлял кто-нибудь из жителей. Перед закланием фигурку с веревочкой снимали и вешали в пещере на столбе (автор статьи их насчитал 91). Когда на столбе накоплялось много фигур, их бросали в глубь пещеры. Он заключает, что дигорцы пользуются пещерой с XV—XVI вв. Коллекция фигур разнообразна и интересна. В пещере автор видел много стрел, копий, шапки персидского образца. По преданию, когда-то войска персидского шаха Аббаса пришли в Дигорию из местности Кета. Жители попрятались, и войска вошли в пещеру и решили унести огромную железную цепь. Но как только собрались уходить, начался обстрел. Персы частью были перебиты: от них остались шапки, стрелы, копья. Бросили они и цепь, которая хранится в одном из донифарсских могильников. Другая легенда гласит, что с потолка пещеры свисала цепь небесного происхождения, которая в день пиршества сама регулировала уровень котла с мясом жертвенного животного над костром. Когда в Дигорию пришли войска шаха, они поднялись в святилище, надругались над святыней, сорвали цепь и вынесли. На ночь войска расположились у подножия горы с пещерой Дигори-изад. В наказание на них обвалилась гора, и войска шаха погибли. Действительно, в том месте у подножия горы люди обнаруживали шлемы и остатки кольчуг. Возможно, под обвалом погибли здесь когда-то войска, что и нашло отражение в легенде. Пещера Морга находится в полутора километрах северо-восточнее с. Задалеск ниже пещеры Дигори-изад. Расположена в тектонической трещине, северная часть которой перекрыта гигантской обвальной глыбой, а плоское основание ее является потолком пещеры. В ней археологами обнаружены кремневые предметы мустьерской эпохи, обломки глиняной посуды аланской эпохи. По преданию, в этой пещере, произошедшей от удара меча и копья Св. Георгия, была похоронена родоначальница жителей с. Задалеск — Задалесская нана. В нем говорится, что после разгрома Тимуром аланских племен одна аланка собрала детей-сирот и повела их в горы, туда, где сейчас расположено с. Задалеск. Вырастила она детей, которые называли ее нана (в пер. с осет. нана — бабушка, реже — мать). Ее похоронили в пещере Морга («Мах дуг», 1952, № 2, с. 75—80). С тех пор якобы жители с. Задалеск и поклоняются Задалесской нана (Цагаева, 1975) Пещера Черного Всадника. На труднодоступных обрывах известняков, покрытых редкими соснами, западнее с. Виз, среди гротов выделяется более крупными размерами пещера. Пока остается загадочной и исследователями не посещалась. С трассы Военно-Осетинской дороги виден ее чернеющий вход. Это и есть пещера Сау Бараг (с осетинского — пещера Черного Всадника). Одно из первых упоминаний о ней приводит в 1871 году академик Г. В. Абих: «Ночью из пещеры временами идет яркий огненный блеск». Местные жители ежегодно устраивают здесь пиршества в честь этого божества. При сборе сведений об этом интересном природном и историческом объекте выяснилось, что к пещере (по склону горы со стороны Тамисского ущелья) подходят тропы. Возможно, огненный блеск, который видел Г. В. Абих, был костром охотников. Ночью казалось, что от огня пещера светится. При осмотре пещеры с вертолета отмечено, что заложена она в скальном гребне и протяженной быть не может. Снизу подступы к Черному Всаднику затруднительны, требуют специальной подготовки и снаряжения. В народе с давних пор бытует мнение, что тот, кто поднимется в пещеру, ослепнет. Вероятно, предание сложилось для того, чтобы предупредить несчастные случаи.с любопытными, желавшими осмотреть, это природное образование, манящее таинственностью. Местные жители с. Виз рассказывали, будто замечали порой выход из пещеры тумана. Если это достоверные сведения, то надо полагать, что пещера имеет еще одно отверстие. Частые туманы, которые образуются на северных склонах Скалистого хребта, перевалив через него, по распадку спускаются обычно вниз в Унальскую котловину. Возможно, занесенный ветром туман и наблюдали жители. В Скалистом хребте сильно развиты карстовые образования: пещеры, гроты, промоины, колодцы. В данном районе отмечена цепочка гротов в отвесной стене хребта от Виза до Ксурта и Хода. Напротив Ксурта известен огромный грот, в котором якобы жил какой-то абрек. Там до сих пор сохранилась надочажная цепь. Сохранились сведения и о пещере со льдом, который в старину использовали для лечения. Геоморфологи предполагают, что когда-то многие реки Северной Осетии текли через нынешний Скалистый хребет. На его седловинах-перемычках найдены следы речных русел и отложений. Хорошо сохранились они на Ходском перевале. Вероятно, пещера Сау Бараг является выходом-воклюзом, промытым водным потоком. В результате последующего поднимания Скалистого хребта реки изменили свое направление. В пользу этого предположения говорят контуры входа в пещеру — они клинообразные. С глубокой древности в этой пещере (возможно, гроте) располагался дзуар Сау Бараг. Божество являлось покровителем воров и разбойников. Местопребыванием его и считалась пещера. Кто отправлялся на воровство, тот приносил жертву «святому» месту и тогда якобы черный всадник сопровождал воров, сидя на черном коне, помогал им. Л. А. Чибиров (1984) отмечал, что осетины населяли духами горы и леса, верили, что хозяином дремучих лесов был Сау Бараг, охраняющий леса от пожаров, порубок, покровительствовавший и воинам. Его постоянное местопребывание — пещера в недоступной скале над аулом Быз Алагирского ущелья, откуда он наблюдает за действиями покровительствуемого им народа, благославляя и сопутствуя ему в его похождениях. Сау Бараг всегда в темных доспехах, на вороном коне; отсюда и его название — Черный Всадник. К. Кох (1842—1843) писал: «Все пещеры, в особенности когда они большие и окружены странными скалами, представляются осетинам священными: по их мнению, там устраивали свои жилища особые существа, близкие к божеству или уединенные благочестивые души...» Он также отмечал, что святым Илье, Николаю, Георгию посвящены пещеры, в которых или около которых приносят жертвы: Илье в районе Даргавса, Николаю — у с. Донифарс, Георгию — ус. Дзивгис. Много исторических напоминаний хранится в пещерах в принесенных туда костях и других предметах. Пещера Святого Николая. О пещере Святого Николая упоминают Л. Л. Штедер (1781), П. С. Паллас (1803). Находится она западнее с. Донифарс. Размерами невелика. П. С. Паллас священные пещеры назвал храмами, где заботливо складываются кости жертвенных животных. Ф. Феттер (1829) пишет: «В их округе (донифарцев) имеется священная пещера, называемая пещерой Святого Николая» (Осетины глазами русских и иностранных путешественников, 1967, с. 220). Эта священная пещера и ныне почитаема в Дигории. Пещера Святого Ильи находится на г. Тбау-Уацилла. Л. Л. Штедер (1781 г.) о ней писал; «Это священное место возвышается над всеми соседними местностями. Потолок пещеры зеленый, а посредине возвышается скала, служащая алтарем... Дорога туда известна только отдельным лицам, которые совершают там жертвоприношения... Все осетины... чтили пещеру». Об этой «известной среди оссов чудодейственной пещере пророка Ильи» писал Я. Рейнеггс A796), Ю. Клапрот (1808). Пещера до сих пор спелеологами не описана. Пещера Мудзурадзаф. Расположена в окрестностях с. Задалеск в горе Ахсардзаф. От башни Седановых тропа подводит к огромной пещере, напоминающей по виду и внутреннему устройству след четырехугольного наконечника. Широкая у входа она одинаково ровными и гладкими, как бы высеченными искусственными руками каменщика, четырьмя стенами постепенно сужается. Местные жители ее именуют «Мудзурадзаф» — дословно «Проткнутая копьем». Согласно народному преданию, она возникла в результате удара железным копьем разгневанного Св. Георгия (Уасгерги), когда Божество плоскости (Будури-изад) унесло на равнину источник соли из местечка Мастгом (Горькое ущелье), что между Задалеском и Мацутой (Хамицаева, 1971, с. 19—21).
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |