| библиотека | адыгея туристская | алгоритм развития туризма | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | БИБЛИОТЕКА «Адыгея туристская» Алгоритм развития туризма | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Алгоритм развития туризма
В Республике Адыгея 2003 год знаменателен тем, что начали осуществляться первые мероприятия, обеспечивающие устойчивое развитие горного района республики. Принята Кабинетом Министров Республики Адыгея Концепция развития туризма в Адыгее, туристская отрасль передана от спорткомитета в ведение министерства экономического развития и торговли РА, создана комиссия при Правительстве РА по развитию туризма. Предстоит еще создать Природный парк «Горная Адыгея» в границах бывшей ООЭТТ - "Фишт", Генеральную схему устойчивого развития туризма в Майкопском районе, выработать алгоритм действия по социально-экономическому развитию горной территории, определить перечень и состояние природных и рекреационных ресурсов, создать целевые программы развития. Используя зарубежный и отечественный опыт устойчивого развития горных территорий, при рекреационном освоении которых, приоритетными методами признаются методы сохранения экологической, эстетической и культурной ценности, не разрушающие природную среду и не истощающие природные ресурсы. Поэтому создание природного парка наиболее полно отвечает современным требованиям устойчивого развития туризма. Генеральная схема развития туризма в горной части республики необходима, чтобы хотя бы в общих чертах иметь представление о том, что собираемся развивать, иметь на руках примерные возможности для развития туризма, их экологическую оценку, без этого эневозможно получить в Адыгее современный высококомфортабельный и эстетический туристский комплекс Мы сегодня уже наблюдали негативные процессы застройки особо ценных в эстетическом плане земель горной Адыгеи. Поселок Гузерипль мог бы стать центром горного курорта, где каждый участок выделенной под дачу земли способен выполнять двойную функцию. Первая – как место отдыха хозяина участка. Вторая – как сельская гостиница, принимающая отдыхающих и приносящая доход хозяину. По такому принципу работают почти все сельские дома в горах Австрии, Швейцарии и Баварии. Для этого населению должны быть предложены различные проекты домов-гостиниц для застройки в горных населенных пунктах. Вдоль дороги на Гузерипль и Лагонаки мы наблюдаем туристские объекты в виде навесов, столиков вагончиков, шалашей, предназначенных для обслуживания туристов. Данные объекты – это не тот путь развития, и они только портят красочный ландшафт Адыгеи. Планировать отдых туристов в железнодорожных вагонах, завезенных в горы, - это не напрвление современного туризма. Такие «мини-объекты» туристского назначения также должны иметь проект, не искажающий местность. Алгоритм устойчивого развития горной территории должен иметь последовательную систему мероприятий, выполняемых правительством, единые правила «игры», возможность участия широких слоев населения в туристском бизнесе, открытость и защищенность вложения инвестиционных средств предпринимателей с различным уровнем капитала. Проведение инвентаризации и резервирования особо ценных земель для развития туризма, природных объектов также необходимо. Мы должны знать, сколько в Адыгее водопадов, каньонов, порогов, гротов, пещер, родников, скальных образований, эстетически красивых мест, которые привлекают туристов. Государственный резервный фонд особо ценных рекреационных земель архи важен и необходим. Не всегда Адыгея будет такой бедной и безденежной. На нее уже обращено внимание России и геополитическая ситуация движения туристких потоков говорит о том, что мы находимся в самой благоприятной зоне развития туризма. Когда появятся инвесторы с современными проектами туристских обектов, тогда будут и востребованы эти фонды. Целевые программы сельского, молодежного, горнолыжного, детского, спортивно-оздоровительного туризма определяют пути развития туризма республики, источники финансирования и сроки их реализации. Уже сегодня им необходимо дать ход, хотя бы с минимальной организационной и финансовой поддержкой. Поднять целинный пласт экономики республики в сфере туризма - нелегкое дело. Здесь нужна организационная обособленная инициатирующая структура, объединяющая в себе туристскую отрасль и курорты Адыгеи, которая в республике до сих пор не создана. Проблема руководящей и развивающей туристскую отрасль структуры заключается в том, что туризм должны развивать коммерческие предприятия, а нормативно-правовую базу и условия для развития туризма, должны создать государственные туристские органы. Помочь предпринимателям вооружить их необходимыми знаниями для развития туризма - задача государства. Не секрет, что сегодня развитие туризма вышло из-под контроля государства, отдано предпринимателям, промышленникам и всем тем, кто успешно ведет бизнес в других отраслях хозяйствования, но очень далек от туризма. Ранее существовавшие центры развития туризма (советы и комитеты по туризму, департаменты по туризму), координирующие туристскую отрасль, упразднены. Нет таких структур и в курортной отрасли республики. Туристская отрасль, кое-где еще сохраняет устоявшиеся традиции качественного обслуживания туристов. Да и то только лишь за счет сохранившихся кадров, имеющих опыт работы в период социализма, которые умеют организовывать экскурсии, походы, консультации, инструктажи, подготавливать маршруты и приюты. Новая система контроля за качеством экскурсий, походов туристской, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы на турбазах не эффективна и адресована в обособленные органы лицензирования и сертификации, которые не в состоянии проконтролировать огромный спектр услуг в туризме. Не важно, промаркирована ли тропа к Белореченскому перевалу, главное, чтобы оплатили счета за сертификацию. Поэтому данные институты должны быть в системе государственных органов туризма. Другая проблема - проблема земли. Если задуматься о ней сегодня, то завтра решать вопрос устойчивого развития туризма будет значительно труднее. Со школьной скамьи мы, изучая законы «земельной ренты», знали, что клочок земли во льдах Северного Полюса или пустыни Сахара почти ничего не стоит и нет желающих брать их в аренду на 49 лет. О том, что земля Адыгеи - это юг России, курортная зона, место паломничества туристов, это надо тоже понять и извлечь для экономики республики соответствующие выводы и пользу. Сегодня закон о земле, сделал ее товаром, предметом купли продажи и дает возможность без всяких ограничений брать участки земли в любом месте любому жителю республики и организациям. Этим активно пользуются те, кто видит перспективу развития горных территорий и использовании земли для перепродажи. Подстегнула к отбору участков земли весть о том, что будет строиться дорога через горы на Дагомыс, поэтому в первую очередь предпринимателей интересуют участки земли вдоль автомагистралей на Гузерипль и Лагонаки. Пользующийся повышенным спросом у туристов поселок Гузерипль, моментально был отдан под дачи, без учета будущего туристского развития. Дачный процесс продолжается, активно разбирается земля и покупаются дома под дачи в горных населенных пунктах - Хамышках и Даховской. Не оставлен без внимания и Апшеронский район В поселках Гуамка, Мезмай и селе Темнолесском резко подорожали продаваемые сельские дома. Первыми опомнились и приняли регулирующие меры по отводу земельных участков на особо ценных рекреационных землях руководители Краснодарского края. Высокогорный курорт Красная поляна, имеющий узкую небольшую горную долину, близость к морю и строящуюся автомагистраль, стал самым престижным местом отдыха туристов. Горная Адыгея по туристскому и природному потенциалу во много раз превосходит Красную Поляну. Настало время придать горным территориям республики статус особо ценных курортных земель и определить порядок их использования. Главное - не повторить негативный опыт Баварских Альп, когда бесконтрольно, не учитывая генеральной схемы развития горных долин, раздавалась земля и особо охраняемые природные объекты передавались в частные руки. Баварскому правительству пришлось выкупать по очень большой цене участки земли, переданные в частную собственность, чтобы строить туристские объекты общенационального значения. Следующая проблема, которая может обостриться в ближайшие годы,- это проблема мелкого частного предпринимательства в системе туризма. Во многих странах мира небольшие частные гостиницы, гостевые дома, комнаты под размещение туристов составляют серьезную конкуренцию гостиничному бизнесу. Четырех и пятизвездочные отели-гиганты уже многих туристов не устраивают. Люди стремятся к природе, к сельской простоте, к домику над озером с цветущими лугами и тишиной. Мы сегодня видим на примере Крыма и Черноморского побережья Краснодарского края, какой бум частного гостиничного сервиса и предпринимательства они переживают. Практически началось повальное переоборудование частных домов под мини-гостиницы. Доля размещения отдыхающих в частном секторе резко возросла. Подняв планку цен на услуги отдыха, многие пансионаты остались незаполненными, зато частный сервис, недорогой, доступный основным слоям населения, пользуется спросом. Чтобы как-то направить «девятый вал» мелкого предпринимательства в туризме и курортах в официальное русло экономики, администрации Краснодарского края пришлось в спешном порядке принимать постановление «О примерных правилах размещения и курортного обслуживания физических лиц, прибывающих на территорию курортов Краснодарского края без санаторно-оздоровительных и туристских путевок». Этот вал родился не на пустом месте, огромная армия отдыхающих оставляла свои средства у населения, многие годы средства не поступали от «дикого» расселения и в бюджет края, создавая солидный сектор теневой экономики. Бизнес частного сектора развился сам по себе, за счет инвестиций граждан, без помощи государства, и набрал высокие обороты. Теперь у государства возникла проблема. Как его направить в рамки закона, в рамки ГОСТов, СниПов, СанПиНов? Как учесть их доход? Какую систему налогообложения применить? Эта проблема сегодняшнего дня вызвана в первую очередь защитой прав потребителей частного туристского продукта. Дома для размещения построены, отдыхающих принимают, а теперь их всех надо привести в соответствие с существующими нормами и правилами. Чисто по-русски. Пока гром не грянет, не перекрестимся. Сегодня сельский туризм на побережье Черного моря, та самая курица, которая несет золотые яйца. Забота государства определить, по каким правилам эта «курица» должна их нести. Никуда не денешься – таков закон. Пока еще в Адыгее частный туристский бизнес в стадии зарождения, его нужно сразу развивать по правилам, с учетом ошибок соседей. Разработать проекты мини-гостиниц, гостевых домиков, придорожных бань-саун, горных хижин, «Домиков охотника», «Домов скалолазов», «Домов рыбака». Раздать данные проекты населению, в районные отделы архитектуры, санэпидстанции, госпожнадзора и в органы местного самоуправления, чтобы люди владели данной информацией и в силу своих возможностей строили и включались в малую экономику по развитию туристского бизнеса. Майские праздники 2003 года показали, насколько сильно востребованы природные ресурсы республики в целях рекреации. Несколько десятков тысяч отдыхающих, экскурсантов и туристов из Ростова на Дону, Элисты, Ставрополя, Краснодара и других городов Юга России заполнили долину реки Белой. Создавая высокую прессинговую нагрузку на природу Адыгеи и оставляя взамен только мусор и ничего не платя республике за активное потребление ее ресурсов. Это еще одна проблема, над которой неоходимо работать. Майкопский район самый богатый ресурсный район республики, а по населению этого не видно. Плата за национальное достояние республики, за использование ее красоты в коммерческих целях, должна идти в казну госудаства, на социально-экономическое развитие горных населенных пунктов. Возлагая большую надежду на специалистов отдела туризма при министерстве экономического развития и торговли РА, можно уже сегодня применить модель устойчивого развития туризма Швейцарии в условиях горных территорий Адыгеи. Здесь мы работаем, как говорится, с «белого листа», можем использовать мировой положительный и отрицательный опыт, принцип опережающей модернизации. Для этого нам необходимо лишь принять четкий алгоритм устойчивого развития туризма в Адыгее, самый короткий путь от декларации к действию. Знать и видеть, что мы хотим сделать в туристской отрасли. Следовать четко к намченной однажды цели, не мечясь из стороны в сторону. Чтобы это понимало население республики, поддерживало и включалось в работу. И самое главное - перейти от декларативного и дискуссионного метода развития туризма, к практическому. То есть перейти от многчисленных разговоров, к делу. Первое что для этого надо сдедать, хотябы предусмотреть небольшую сумму средств в бюджете республики на развитие приоритетной рекреационной отрасли, на научную, изыскательскую, исследовательскую и предпроектную работу по развитию туризма. Использовать собственный научный потенциал, не перекладывая изучение рекреационных ресурсов Адыгеи на американских, швейцарских и немецких специалистов.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |