| библиотека | адыгея туристская | экономическая уникальность туризма |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Адыгея туристская» • Экономическая уникальность туризмаОГЛАВЛЕНИЕ



 Адыгея туристская  

Экономическая уникальность туризма

Экономическая уникальность туризма

Экономическая уникальность туризма

Туристские ресурсы республики разнообразны, уникальны и востребованы населением центральной России, но полностью еще не изучены и не освоены. Если, не вдаваясь в глубокое изучение перспективных направлений развития экономики Адыгеи, а просто посмотреть, чем мы богаты и за счет чего могут жить горные и предгорные территории Майкопского района. Мы видим сельскохозяйственные, лесные, горнорудные и ланшафные богатства.

Первых два высокодоходных ресурса – это лес и недра. За счет леса и его переработки жил и развивался Майкопский район. Ряд крупных леспромхозов и лесхозов давали населению работу, обеспечивали жизнь горной глубинки.

Перерабатывающая, пищевая и горнорудная промышленность, заготовка диких фруктов в горных лесах, лечебных трав и ягод, скотоводство на горных пастбищах, также были одним из основных занятий населения.

Третий ресурс - это земля, используемая в сельском хозяйстве. С низким плодородием почв, высоко затратная и трудоемкая деятельность при обработке земли давала населению работу и средства к существованию. В связи с глубоким экономическим кризисом и повсеместным банкротством предприятий сельского хозяйства данный ресурс используется не в полной мере.

Четвертый ресурс – красивые природные ландшафты и нетронутая человеком дикая природа заповедника. Мягкий южный климат, близость побережья Черного моря - все это самые благоприятные условия для туризма. Туризм Адыгеи, как приоритетное направление развития экономики республики, хоть и имеет свои реальные перспективы, но пока также не реализуется.

В историческом плане туристский комплекс республики, как отрасль народного хозяйства, еще молод, и развивается лишь с 1936 года. Это год, когда в поселке Каменномостском был построен дом для приема и обслуживания маршрутных туристов. В дальнейшем из него была образована первая в Адыгее туристская база «Горная». Все эти годы туризм и туристские предприятия находились под руководством профсоюзов и лишь в последнее время получили полную самостоятельность.

К сожалению, уровень обслуживания в туристско-экскурсионной сфере в республике, в силу многих субъективных причин еще не соответствует современным международным требованиям и стандартам. Однако в скором будущем туризм Адыгеи может начать быстро и поступательно развиваться. Его развитию способствуют социальные факторы, большой интерес российских и иностранных туристов к региону, значительный рекреационный потенциал горного и предгорного районов республики.

Туризм для мирового сообщества давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей экономики, принося около 10 % валового дохода государства. Важными являются экономические показатели самого туризма как отрасли, но не менее важна его роль, как катализатора других секторов экономики, за счет, которого последние активно перестраиваются; внедряются новейшие технологии; активизируется мировой рынок товаров и услуг; осуществляется приток инвестиций в целый ряд видов производств; решаются проблемы занятости, оздоровления населения.

Вместе с тем достигнутые к настоящему времени результаты на огромном туристском рынке России являются более чем скромными. Если доля туризма в валовом национальном продукте большинства развитых стран составляет от 5 до 15 % и более, доходя в отдельных странах до 50 %, то в Российской Федерации этот показатель составляет менее 0,01%, и редко поднимался выше этой величины.

Какое же конкретное экономическое влияние способен оказать туризм на Адыгею, на развитие инфраструктуры, на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности? Какие возможности для этого у Адыгеи имеются? И какие задачи перед ней стоят?

Прежде чем ответить на поставленные вопросы, еще раз вспомним о положительных эффектах туризма отмеченного в популярной литературе по экономике туризма, как социального, так и экономического явления.

С экономической точки зрения большое значение туризм как отрасль, не требует для своего производства сырье, материалы, все виды железнодорожного, грузового транспорта и большого расхода энергоресурсов (газ, нефтепродукты, электроэнергия и т.д.). Отрасль безвредна для окружающей среды и дает наибольшее количество рабочих мест.

Кроме того, имеет более широкий спектр сопутствующих услуг и товаров, органично дополняющих пакеты предлагаемых основных услуг туризма и существующих самостоятельно без пакетов туруслуг. Этот эффект туризма в виде дополнительного спроса на товары и услуги получил название эффекта мультипликатора.

В этом случае туризм порождает новую форму потребительского спроса - спрос приезжающих на отдых туристов на разнообразные товары и услуги, которые призвана предоставить местная промышленность республики, мелкие предприниматели и население горных станиц.

Благодаря туризму растут расходы, связанные с развлечением и познавательной деятельностью (развитие шоу-бизнеса, кино-бизнеса). Размеры этих расходов зависят от наличия в данном туристском регионе развлекательных объектов, памятников старины и достопримечательностей.

Например, Майкопский район. Он настолько плотно насыщен памятниками природы, старины, археологии, древней культуры, архитектуры, что здесь можно организовать более сотни экскурсионных и туристских маршрутов.

Туризм изменяет удельный вес расходов на общественный транспорт и приобретение (прокат) индивидуальных транспортных средств, и этим расширяет услуги местного такси. Туризм увеличивает доходы средств связи: почтовой, телеграфной, телефонной. Потребители данных услуг в современном туристском комплексе связь с внешним миром ставят одним из основных условий комфортности отдыха.

По мере развития самодеятельного, мобильного, нестационарного туризма увеличиваются расходы на туристское снаряжение, которое, как правило, не может быть использовано в «оседлой» жизни. Развитие производства туристского снаряжения и его реализации приносит значительные доходы. Все это также может быть внедрено в общую структуру развития туристкой отрасли горной территории Республики Адыгея.

При росте туристских потоков значительно повышается спрос на сувенирную продукцию. Кроме дополнительного дохода, продажа, подобных изделий может служить хорошей рекламой туристского центра. Уже сегодня в поселке Каменномостком изделия местных мастеров из самшита, керамики, древесных капов, оленьего рога и гипса требуют перехода от кустарного производства, к более современному, с новейшими технологиями, расширенному промышленному производству.

Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Причем поступления валюты происходят не только в счет оплаты за туристское обслуживание, но и обменом на повседневные нужды туристов.

Очень важно также рациональное размещение гостиниц, кемпингов, транспортных предприятий и развлекательных организаций, продукция которых будет дополнять естественные туристские блага. Правильное, продуманное и хорошо спланированное размещение мест отдыха туристов - это залог успеха целой отрасли. Именно над этим надо сегодня думать специалистам, ученым и практикам, закладывая прочный фундамент туристкой экономики.

Социальное значение туристской отрасли заключается в восстановлении психофизиологических ресурсов человека в свободное от работы время, обеспечении занятости населения и роста доходов трудящихся. Отдых не ограничивается инертной формой времяпровождения и восстановлением физиологических и психологических сил, а включает познание нового, активные развлечения, обеспечивающие изменения характера деятельности и окружающих человека условий, познание новых ландшафтов природы, культурного наследия, проживающих в местах отдыха местного населения.

Поэтому необходимо уделять особое внимание сбору и выпуску печатной продукции с информацией об истории Адыгеи, этнографии и о краеведении, для приезжающих туристов, передаваемой через экскурсоводов и инструкторов туризма.

Исследованиями западных специалистов установлено, что на предприятиях, уделяющих внимание отдыху своих рабочих и служащих, снижаются производственный травматизм, и потери рабочего времени, из-за нетрудоспособности по болезни.

Недаром во многих странах существует так называемый социальный туризм, который субсидируется из средств государства, выделяемых на социальные нужды. Поэтому маркетинговые службы Адыгеи, работающие в туристской отрасли, должны в первую очередь изучить вопросы привлечения средств в экономику Адыгеи, запланированные государством на социальный туризм, так как это наиболее стабильный и прогнозируемый в плане развития государственный заказ.

Воздействие туризма на экологию является одним из наиболее щадящих природу производственных технологий. Эта технология заключается, во-первых, в его относительной невредности, а, во-вторых, в способности такой организации деятельности и налогообложения, которая будет работать на поддержание и воспроизводство окружающей среды. Это одно из самых прогрессивных в мире направлений развития туризма. И оно развивается через создание национальных и природных парков в рекреационных районах. По данному пути развития ученые Германии предлагают идти Республике Адыгея.

Особенность туристской отрасли заключается в том, что не продукт и услуги, в данном случае, находятся в движении к потребителю, а наоборот - потребитель должен совершить некоторое путешествие для получения желаемого. Поэтому высокий положительный имидж Адыгеи, как самой гостеприимной, стабильной и доброжелательной кавказской республики, необходим для развития туризма, как воздух для всего живого. И над этим вопросом необходимо работать неустанно, прославляя красоту природы, высокую радушность, доброжелательность и гостеприимство народов Адыгеи.

Известно, что для расположения успешно действующего туристского комплекса необходим ряд условий: благоприятный климат, близость воды (моря, реки, озера), наличие природных памятников или памятников материальной культуры, транспортные коммуникации, развитая торгово-сервисная инфраструктура. Для работы на предприятиях, обеспечивающих все направления и виды туризма, необходимы высокообразованные специалисты, владеющие современными технологиями и методикой общения. Будущее сферы туризма - в новых кадрах.

В туристской индустрии может найти применение своим способностям любой человек, но для настоящего успеха необходимы учеба, знание правил и стандартов обслуживания, умение их применять, а также навыки работы с людьми. Именно в Адыгее для этого создана трехуровневая государственная система подготовки кадров, не имеющая аналогов в России. Здесь готовят кадры для системы туризма в профессиональном училище, колледже и высшем учебном заведении.

Таким образом, мы утверждаем, что отрасль туризма имеет важное значение для развития горного региона Адыгеи, предусматривает полную занятость населения, приток квалифицированных кадров, развитие инфраструктуры, современные коммуникационные системы, увеличение капитального строительства, освоение новых уникальных природных территорий.

Сегодняшнее состояние отрасли говорит о том, что, имея все необходимые ресурсы для развития туризма, Адыгея в силу объективных причин еще не в состоянии активно и ускоренно их развивать.

В свете этого неотъемлемыми задачами Республики Адыгея являются:

  • формирование научного и кадрового потенциала для работы над проблемой;
  • мобилизация необходимых средств, для освоения рекреационных ресурсов;
  • привлечение туристских потоков;
  • вывод туристскую и курортную отрасли в разряд основных бюджетообразующих направлений экономики республики;
  • принятия такого механизма хозяйствования существующих предприятий, который бы обеспечивал в новых рыночных отношениях реальное пополнение бюджетов всех уровней;
  • создания современных комфортабельных условий обслуживания отдыхающих, с применением современных оздоровительных технологий


БИБЛИОТЕКА

Введение
Республика Адыгея
Экономическая уникальность туризма
Туристские возможности горной Адыгеи
Майкопский район сегодня и его пути социально-экономического развития
Зоны для развития туризма
Методика определения границ памятников природы
Перечень уникальных природных объектов
Объекты рекреационного назначения
Зоны горнолыжных комплексов
Зоны под дома отдыха, санатории и турбазы
Зоны размещения детско-юношеских лагерей и турбаз
Зоны размещения пик-отелей, мини-гостиниц и горных хижин
Природные и исторические туристско-экскурсионные объекты
Скалодромы, и учебные туристские природные полигоны
Туристские маршруты, маршрутные коридоры и зоны
Места отдыха автотуристов
Аттракционы, информационные центры и прокат лошадей
Инфраструктура горной территории
Зоны развития сельского туризма
Зоны развития экологического туризма
Макроситуация туристских потоков
Нужен ли туризму Адыгеи природный парк?
Туризм Адыгеи: проблемы и перспективы
Апшеронский район и Адыгея в развитии туризма
Майкопский район – вторая Швейцария
Алгоритм развития туризма
Туристская рента

БИБЛИОТЕКА
«Там, где начинаются реки»
«Кавказский государственный заповедник»
«По Западному Кавказу»
«По Западному Кавказу. (С рюкзаком за плечами)»
«Кавказский заповедник»
«Адыгея туристская»
«Горная Адыгея»
«Мелодии синих гор»
Лагонакское нагорье









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!