| библиотека | адыгея туристская | майкопский район – вторая швейцария |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Адыгея туристская» • Майкопский район – вторая ШвейцарияОГЛАВЛЕНИЕ


 Адыгея туристская  

Майкопский район – вторая Швейцария

Майкопский район – вторая Швейцария

Майкопский район – вторая Швейцария

По данным Всемирной туристской организации ежедневно 35 миллионов человек на нашей планете идут на работу в туристские организации. Ежегодно в этой сфере создается дополнительно 3 миллиона рабочих мест. Майкопский район – это здравница России и горный курорт Республики Адыгея, с огромным природным и туристским потенциалом, который необходимо развивать.

Это мы сможем сделать не только силами Правительства Адыгеи, запланировавшего строительство крупных туристских комплексов, но и силами самого населения горных долин. Привлекая в туристский бизнес местное население, обеспечивая его необходимой информацией о доступном их возможностям туристском обслуживании и формируя новое коммерческое мышление, мы тем самым сможем поднять, тот целинный пласт экономики, на котором основывается мировой туризм

Исторически сложилось так, что основная масса гостей из регионов России, дальнего и ближнего зарубежья посещают в основном горную часть Адыгеи. Путешественники, повидавшие мир, сравнивают Майкопский район республики с горной Швейцарией и пророчат ему большое будущее в развитии туризма.

Жителям Майкопского района, никогда не видевшим Швейцарию, может быть, и хотелось бы создать уютный уголок для приема туристов, как это сделано в лучших горных курортах мира. Но где получить информацию? С чего начать?

Вот немного информации о Швейцарии. Она, как и любая страна, разделена на районы. Одни наиболее посещаемые туристами, другие – меньше. Если судить по количеству комнат для проживания и кроватей для ночлега, то бесспорным лидером является горная территория Граубюнден. Меньше всего комнат и кроватей в регионах Фрибург – Невшатель – Юра.

Кроме разбивки Швейцарии на туристские регионы, существует деление по природным ландшафтам: горные курорты, озерный край, крупные города. К горным курортам относятся местности, которые располагаются выше 1000 метров над уровнем моря. К крупным городам относят населенные пункты типа Женевы, Лозанны, Цюриха, Базеля и Берна.

Поступления в бюджет Швейцарии от туризма ежегодно составляют в пределах 12 миллиардов долларов.

Размещаются туристы в гостиницах, отелях, кемпингах, молодежных общежитиях и туристских лагерях. Расходы на обслуживание одного туриста в день (проживание, питание, экскурсии) в комфортабельных отелях составляют в среднем 123 доллара, в туристском лагере – 20 долларов. Кроме того, туристы совершают разные покупки у населения.

В туристском бизнесе Швейцарии работают 208 тысяч человек, то есть каждый второй из общей численности работающих в стране. Еще 92 тысячи работают в околотуристском бизнесе, обслуживая туристов. Всего 300 тысяч человек.

В Швейцарии туристы предпочитают отдыхать в маленьких частных уютных гостиницах. Небольшую гостиницу, как правило, обслуживает семья из 3-4 человек. Такие гостиницы с числом мест размещения до 50 человек, составляют 75 процентов от общего количества отелей.

Значительная часть гостиниц оборудована всеми удобствами. Но есть и места для размещения без удобств и даже водопровода. На все эти виды размещения имеется достаточно устойчивый спрос.

Самые заполняемые отели, конечно же, относятся к горным курортам, чуть меньше – в озерном крае и 20 процентов отдыхают в городах Швейцарии.

Отдыхают в Швейцарии в основном граждане Европы. Требования к туристским услугам соответствуют международным стандартам, унифицированы и во многом решены. Развитие туризма в мире базируется на национальных моделях организации рыночной экономики. Отличие одной модели от другой базируется на отношении общества к решению социальных проблем, нормативно-правовой базой, валовым внутренним продуктом.

Наиболее устойчивыми и развивающимися в мире моделями являются шведская, американская, германская, японская и южнокорейская.

Республике Адыгея предстоит развивать туризм в условиях российской модели, с нестабильной экономикой, обусловившей резкую поляризацию общества на богатых и бедных, ухудшение здоровья основной массы населения, отсутствие социальной стратегии государства, недостаточность большинства граждан приобрести путевки на лечение и отдых, разгосударствление экономики, передела собственности и повышенной криминогенности общества.

Государство в этой модели оставило за собой лишь небольшие регулирующие функции – это создание правовой базы, демонополизацию, приватизацию, лицензирование и сертификацию. Зная исходные данные развития туризма в Швейцарии и России, мы можем предложить модель развития туризма в Адыгее с учетом всех ее особенностей и реалий.

По-прежнему в околотуристских «кругах» Адыгеи превалирует точка зрения о развитии только крупномасштабного туризма. Болезнь «гигантомании», строительство крупных комплексов, турбаз существенно отразились на экономике туризма Адыгеи. Увязли в долгострое с гостиницей «Фишт» на площади Дружбы, что в городе Майкопе, разваливаются недостроенные очистные сооружения в Гузерипле, пустуют многоместные с низким качеством обслуживания детские оздоровительные лагеря.

На строительство небольших гостиниц в горных поселках, частных туристских бань и кафе пока внимания не обращают. Во всем мире именно этот бизнес составляет основу развития туризма, поднимает благосостояние населения, обеспечивает рабочими местами население горных поселков.

Наша задача на современном этапе развития экономики туризма в Республике Адыгея – развить сельский туризм, дать полную исчерпывающую информацию по данному виду деятельности, вооружить население нормативно-правовой базой, образцами и проектами сельских гостиниц, наиболее популярных за рубежом. Таких, как испанские «бунгало», японские «реканы», швейцарские «пик-отели» и русские постоялые дворы.

Населению Майкопского района надо реально и трезво смотреть на происходящие в стране процессы. Не стоит надеяться на государство и помощь от него. Не надо ждать, когда оно построит в горах сеть комфортабельных гостиниц, фуникулеров, струнных и канатно-кресельных дорог и предоставит всем рабочие места. Надо надеятся только на свои силы и возможности, подключаться в новое дело, всей своей семьей и брать ситуацию развития туризма на селе в свои руки.

Уже сегодня жителям горных селений надо менять психологию мышления, самим думать, как выживать в современных экономических условиях. Внимательно рассмотреть для оборудования малой гостиницы свой дом, земельный участок, скооперироваться с соседями. В Сахрае, Хамышках и Даховской еще есть заброшенные и обветшалые домовладения, которые при относительно небольших затратах можно оборудовать под размещение туристов.

Примером тому служат жители Черноморского побережья и Крыма. Сегодня на побережье начался гостиничный бум по строительству малых гостиниц на своих приусадебных участках. В городе Майкопе вокруг центрального рынка за несколько кварталов разобраны все комнаты для ночлегов торговцев, гаражи и подвалы для складирования их товаров. Все это приносит хоть и нелегальный, но немалый доход жителям.

Другой вопрос, где брать туристов и отдыхающих? Кто их будет направлять на проживание в сельских гостиницах? Везде за рубежом этим очень доходным бизнесом занимаются туристские фирмы. Они составляют договоры с владельцами гостиниц на загрузку туристами и организуют целые цепочки из малых гостиниц, ресторанов и экскурсионных объектов.

Под гостиничной целью понимается объединение нескольких малых гостиниц и предприятий, осуществляющих совместный коллективный бизнес. Это очень удобно, так как распределяются функции обслуживания туристов. Владельцы гостиниц, частных квартир и комнат оборудованных и предназначенных для приема туристов непосредственно предоставляют ночлег и питание отдыхающим.

Фирмы, организующие цепи расселения и обслуживания туристов, решают вопросы рекламы, маркетинга, заполнения гостиниц туристами, лицензирования, сертификации, снабжения продуктами с оптовых баз, подготовкой и реализацией программ отдыха и проведения экскурсий.

В горных селениях эти вопросы могла бы взять на себя администрация местного самоуправления, как основной информационный и организационный центр, и созданные при них муниципальные предприятия по обслуживанию населения.

В Европе стремительно развивается в туристском бизнесе система «таймшер» (буквально переводится как «разделение времени»). Это или совместное владение недвижимостью, или возможность использовать эту недвижимость для организации отдыха туристов в течение некоторого времени.

Таймшер обычно определяется «как собственность на каникулы», то есть летний или зимний сезон. Или, по-русски говоря, аренда чьих либо дач или домовладений, оборудованных для приема туристов.

Этот вид деятельности также имеет перспективу в развитии сельского туризма в Майкопском районе. В горных поселках Сахрай, Гузерипль, Хамышки и станице Даховской многие горожане скупают сельские дома и участки земли под дачи. Построенные высококомфортабельные дачи практически пустуют в течение всего года. По системе «таймшер» эти дачи могли бы приносить прибыль и хозяину, и арендатору, если в них размещать на отдых туристов.

Теперь об отдельных комнатах, благоустроенных квартирах или пустующих домах, оборудованных для приема туристов.

В европейском варианте такого рода размещение распространено среди низкодоходных слоев населения. Внутреннее оборудование комнат чаще всего сводится к модульному принципу с применением стандартных унифицированных блоков и систем. В комнатах стандартный набор из кроватей, тумбочек, платяных шкафов, телевизора, холодильника и настенных светильников. В санузлах – набор из душевой кабины, унитаза, умывальника, зеркала, вентилятора и сушилки.

Модульный принцип в туриндустрии в странах Меланезии, Японии, США и Канады очень широко применяется. Он полезен и для Адыгеи.

Опыт Финляндии в оборудовании легких деревянных сборно-разборных щитовых домиков и бань переняли лесодобывающие предприятия Урала и Сибири. Деревянные модульные домики (мини-гостиницы) на размещение 6-10 человек из легкой древесины (сосны, ольхи и осины) пользуются большим спросом в городах и мегаполисах средней полосы России.

Сведения о модульных мини-гостиницах всегда можно найти в рекламных туристских изданиях и в электронной информационной системе Интернет.

Примером мини-гостиницы может служить и сельский дом адыга. По национальным традициям и укладу жизни адыги строили гостевые дома «Хычиш» на своем подворье, в котором принимали гостей. Этот обычай сохранен и до наших дней. Даже в современных домах адыги при планировке своего жилища предусматривают комнату для приезжих гостей – кунацкую.

Чтобы жителям Майкопского района сделать выбор, какую гостиницу строить на своем земельном участке, надо знать, какие малые гостиницы наиболее эффективны в мире.

Все гостиницы (турбазы, кемпинги) по вместимости делятся на малые (до 100 мест), средние (до 500 мест) и крупные (свыше 500 мест). По уровню комфорта они соответствуют гостиницам от одной до пяти звезд. Все мини-гостиницы (отели) разделяются на классы:

  • отели класса «люкс» – высокий уровень сервиса с большой численностью персонала, в нем оборудуются только люксовские номера, шикарные апартаменты и высшие по комфорту и оснащению «президентские номера»
  • отели высокого класса – в номерах дорогая мебель и оборудование, имеются просторное фойе и ресторан; отели экономичного класса – рассчитаны на туристов, не нуждающихся в полном пансионе с упрощенной системой обслуживания

Для горных селений все классы гостиниц приемлемы, но особенно будут популярны отели экономичного класса. К ним относятся и гостиницы-капсулы высотой и глубиной около двух метров и шириной полтора метра. Как правило, расположенные в один ряд и рассчитанные на туристов-одиночек. Особенно они популярны в Японии. Такая капсула хоть и крошечная, но достаточно комфортабельна. Имеет освещение, постель, телевизор, радио, будильник и другие атрибуты семейного дома.

Для отдыха молодежи в селах оборудуются дешевые молодежные общежития типа «хостель». В качестве хостелей в Германии используются обычные сельские дома от двух до шести мест с общим коридором и туалетом. Молодежные хостели – прекрасная альтернатива дорогостоящим турбазам Майкопского района. Молодежь – наиболее активная часть путешественников. Молодые люди останавливаются на ночлег ненадолго, предпочитая путешествовать по маршрутам.

Примером хостеля могут служить наши туристские приюты «Партизанская поляна» и «Фишт», домики пещеры «Нежной», турприют фермерского хозяйства «Альп», гостиница «Аист» Каменномостской средней школы № 21 и часть частных гостиниц поселка Каменномостского.

Жителям горных селений, желающим включиться в туристский бизнес, администрация Майкопского района готова представить более полную информацию об организации сельского туризма.


БИБЛИОТЕКА

Введение
Республика Адыгея
Экономическая уникальность туризма
Туристские возможности горной Адыгеи
Майкопский район сегодня и его пути социально-экономического развития
Зоны для развития туризма
Методика определения границ памятников природы
Перечень уникальных природных объектов
Объекты рекреационного назначения
Зоны горнолыжных комплексов
Зоны под дома отдыха, санатории и турбазы
Зоны размещения детско-юношеских лагерей и турбаз
Зоны размещения пик-отелей, мини-гостиниц и горных хижин
Природные и исторические туристско-экскурсионные объекты
Скалодромы, и учебные туристские природные полигоны
Туристские маршруты, маршрутные коридоры и зоны
Места отдыха автотуристов
Аттракционы, информационные центры и прокат лошадей
Инфраструктура горной территории
Зоны развития сельского туризма
Зоны развития экологического туризма
Макроситуация туристских потоков
Нужен ли туризму Адыгеи природный парк?
Туризм Адыгеи: проблемы и перспективы
Апшеронский район и Адыгея в развитии туризма
Майкопский район – вторая Швейцария
Алгоритм развития туризма
Туристская рента

БИБЛИОТЕКА
«Там, где начинаются реки»
«Кавказский государственный заповедник»
«По Западному Кавказу»
«По Западному Кавказу. (С рюкзаком за плечами)»
«Кавказский заповедник»
«Адыгея туристская»
«Горная Адыгея»
«Мелодии синих гор»
Лагонакское нагорье









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!