| библиотека | адыгея туристская | туристская рента |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Адыгея туристская» • Туристская рентаОГЛАВЛЕНИЕ



 Адыгея туристская  

Туристская рента

Развитие национального туризма Адыгеи невозможно только на основе бюджетного финансирования. Возникает объективная необходимость всех уровней власти в выработке реального экономического механизма, который позволил бы решать на местах вопросы воспроизводства туристских ресурсов и социально-экономического развития горных селений. Таким инструментом в экономическом механизме сферы туризма могла бы стать туристская рента.

В развитых странах мира доля услуг составляет 30 — 55% в структуре валового внутреннего продукта. На долю туризма приходится 10% мирового валового национального продукта, а в отдельных странах она достигает 50%. Доля туризма в валовом внутреннем продукте России ничтожно мала и составляет менее 1%. В настоящее время в российском туризме преобладают коммерческие начала, разрушающие экономические основы государства и нации в целом.

При умелой государственной направленности развития туризма Адыгеи он может стать особой социально-экономической сферой, служащей интересам человека и республики в целом. В современных условиях, когда вырабатываются новые подходы в налоговой политике, когда активно в коммерческих целях используются природные ресурсы Адыгеи республиканскими туристскими организациями, туристскими фирмами Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев, а также населением этих субъектов Российской Федера-ции, остро встал вопрос о туристской ренте.

Охрана природных ресурсов, их рациональное использование, воспроизводство и поддержание в первоначальной эстетической привлекательности стали проблемами злободневными, не терпящими отлагательства, а особенно на уникальных особо охраняемых территориях Майкопского района.

В этом вопросе как никогда необходима мудрая социально-экономическая политика правительства Республики Адыгея, администрации Майкопского района и Совета народных депутатов. Бесконтрольное, самотечное и стихийное развитие туризма с активным и свободным использованием туристских ресурсов Адыгеи, полным забвением вопроса о туристской ренте может повести Адыгею по двум направлениям, которые одинаково губительны для республики.

Первое — постоянное упование на бюджет республики, в котором нет средств для природоохранных и восстановительных мероприятий природных ресурсов. Второе — безудержная коммерциализация туризма и использование природных ресурсов только с целью наживы двух-трех человек в районе, может сделать его недоступным миллионам тружеников и детям.

Поэтому вопрос о туристской ренте экономический, социальный и политический.

Туристская рента представляет собой факторный доход с туристских ресурсов. Собственником природных туристских ресурсов в основном пока еще является государство. Туристская рента по материально-экономическому содержанию представляет собой добавочную прибыль, к прибыли туристского продукта или сверхприбыль, которая и образует ее материальную основу. При этом в качестве исходного условия образования туристской ренты выступают не просто туристские ресурсы (климат, воздух, вода, гостиница и т.д.), а лишь те, что создают для туристских предприятий более благоприятные условия производства и реализации туристского продукта.

Например, пещера Большая Азишская, водопады Руфабго, каньон Хаджохская теснина — эти объекты своей природной привлекательностью концентрируют огромный поток туристов, единственны и уникальны в своем роде не только в России, но и в мире. Предприниматели, не вкладывая средств в созданное природой удивительное творение, взимают плату с посетителей, несоразмерную с теми затратами, которые они вкладывают в разработку плана экскурсии, проведение экскурсии и оборудование тропинок к месту показа. Главная задача предпринимателя в этом деле — это создание ограничения для посетителей к бесплатному просмотру природного объекта (шлагбаумы, заборы, решетки и т.д.).

При этом нельзя упускать из вида тот факт, что непосредственное обслуживание туристов в местах паломничества к уникальным природным объектам предпринимателям дает высокую прибыль. Обеспечение питанием, путевой информацией, охраной личного транспорта, предоставление бытовых и гигиенических услуг, сувенирная, рекламная и иная торговля, прокат, фото-, видео услуги гидов-проводников и так далее представляют очень доходный бизнес. Это не учитывая теневой бизнес и уход от налогообложения, который так развит в России.

Потребителю в сфере туризма предлагается интегральный туристский продукт как совокупность вещественных материальных и нематериальных благ и услуг. Формирование целостного туристского продукта становится особой функ-цией туроператоров, которые готовят этот продукт для реализации в скомплектованном и законченном виде.

По своему характеру уникальные природные туристские ресурсы Республики Адыгея, особенно памятники природы, количественно ограничены, лимитированы и, следовательно, на рынке туристских услуг выступают, как особо ценное экономическое благо, как ходовой, пользующийся высоким спросом дефицитный товар.

Как правило, себестоимость туристских услуг, входящих в общую итоговую цену посещения уникального природного объекта, ничтожно мала или совершенно отсутствует. Поэтому в ряде оборудованных природных объектов Адыгеи, в определении цены входа на экскурсионный объект действуют беззатратные калькуляции или просто взятая ни откуда придуманная цена.

Так как, уникальные объекты, отданные в пользование бизнесмену монопольно, он, используя природную привлекательность и неповторимость объекта, может на свое усмотрению и в своих целях, ставить любую цену за то, что сотворила природа, для всех живущих на земле.

В этом случае действует принцип шлагбаума. Не создавая ландшафт природы, главное – в нужном месте соорудить шлагбаум и собирать плату с проезжающих. Данный вид бизнеса, названный иронически - экономическим эффектом Остапа Бендера (взимание оплаты на ремонт пятигорского «Провала») – хорошо описан Ильфом и Петровым.

В Майкопском районе получает развитие именно эффект Остапа Бендера. Получая огромные денежные средства, за использование национального достояния республики, не вкладывая особого труда, обогащается, как правило, один человек, получивший от государства монопольное право владения или пользования особо ценным природным объектом.

Надежда на заметное пополнение бюджета республики от поступающих налогов за использование природных объектов, таким образом, может быть не оправдана. Туризм России поставлен в благоприятную налоговую зону и имеет целый ряд льгот. Сегодня туристские организации полностью освобождены от налога на добавленную стоимость, от налога на имущество, от налога на землю и частично от налога на прибыль.

Учитывая политику Президента РА Х. М. Совмена, направленную на развитие такой экономики, которая была бы в состоянии перевести Адыгею от дотационной к самоокупаемой и социально направленной, принцип Остапа Бендера и только для предпринимателей типа Остапа Бендера, для Майкопского района не эффективен.

Закон «О туристской ренте» — это актуальная и необходимая мера, рационального и оптимального использования природных ресурсов, способная существенно пополнить бюджет республики и стать реальным шагом к осуществлению политики Президента. В сфере туризма имеются все необходимые условия для образования трех форм туристской ренты: монопольной, дифференцированной и абсолютной.

Монопольная туристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов уникального качества, таких как памятники природы Хаджохская теснина, водопады Руфабго, Большая Азишская пещера, Гранитный каньон, водопады Сахрая, и других.

Данные уникальные объекты исключительны, представлены в Адыгее (да и в мире) в единственном числе, неповторимы и непревзойденны в историко-культурном и ландшафтном аспекте. Ряд данных объектов государством переданы в частные руки с правом использования и утверждения абсолютной монопольной власти на рынке туристских услуг и установки монопольных цен за их просмотр.

Дифференцированная туристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов неравного качества. Такие особо ценные земли, как Гузерипль, Хамышки, плато Лагонаки, ввиду своей высокой привлекательности порождают объективную основу для образования в сфере туризма добавочной прибыли. Из этого следует, что дифференцированная туристская рента должна взиматься за использование лучших природных ресурсов.

Для абсолютной туристской ренты в сфере туризма есть все необходимые условия на чисто рыночной основе, вне зависимости от форм собственности на туристские ресурсы. Повышенный спрос на туристские услуги по сравнению со спросом на чисто материальные блага не может не найти отражения в стоимости этих услуг и соответственно в стоимости - этих ресурсов.

Не случайно во многих странах мира с развитой экономикой норма прибыли в сфере туризма выше, чем в земледелии и добывающих отраслях. На природных ресурсах Адыгеи зарабатывают многочисленные туристские фирмы Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев. Посещая прекрасные природные места, они не оставляют ни копейки на воспроизводство данных ресурсов, социальное развитие горных поселков. Активно потребляя эти ресурсы, наносят существенный урон природе, захламляя ее.

Монопольная туристская рента полностью базируется на уникальности и исключительной полезности природы Адыгеи. Поэтому она может быть заложена в цену туристского продукта любого туристского предприятия, потребляющего природные ресурсы республики.

Учитывая важность воспроизводства природных ресурсов, социально-экономического развития горных селений, курортных и рекреационных территорий, многие субъекты Российской Федерации установили фиксированные платежи в виде платы за посещение природных и национальных парков. Это по существу один из видов монопольной туристской ренты. Этот принцип может быть, и распространен на все имеющиеся особо охраняемые территории. В первую очередь на памятники природы.

При разумном подходе к эксплуатации уникальных природных ресурсов Адыгеи, проявляя заботу о социально-экономическом развитии горных территорий республики, средства, получаемые от посещения особо ценных природных объектов и туристской ренты, можно направить на развитие тех населенных пунктов, в которых данные объекты находятся.

Уникальные природные объекты — Большая Азишская пещера, водопады Руфабго и Хаджохская теснина уже сегодня могут решать вопросы воспроизводства природных туристских ресурсов, создавая фонд по закону о туристской ренте.

Оказывать существенную помощь бюджетам горных поселков из средств, собранных за просмотр туристами нашего общего национального достояния — уникальных природных объектов, можно уже сегодня. Для этого необходимо принять соответствующее решение на сессиях советов народных депутатов муниципальных образований или разработать закон субъекта Российской Федерации «О туристской ренте Республики Адыгея».

Тогда средства от уникальной природы пойдут на ремонт больниц, закупку медикаментов, содержание детских садов, приобретение машин скорой помощи и вывоза бытовых отходов, на благоустройство поселков, на благо населения. Что же касается тех предпринимателей, кому посчастливилось закрепить за собой уникальные природные объекты, им необходимо развивать и дальше туристские услуги, обслужить огромный поток туристов, приносящих ежедневно большую прибыль от торговли, пунктов питания, стоянок, мероприятий развлечения, экскурсий. Для этого нужны сноровка и разворотливость, которая у них имеется.

По существу самый богатый ресурсами район республики, не должен быть с самым бедным и безработным населением, с больницами без современного медицинского оборудования, со школами не оснащенными аудиовизуальными средствами обучения, с поселками из блеклых, давно не ремонтированных домов культур и кинотеатров. Каждый уникальный природный объект Адыгеи – это как центральный рынок города Майкопа, который аккумулирует большое поступление наличных денег и огромный поток туристов. С этим потоком также надо уметь работать, извлекая пользу для социально-экономического развития населенных пунктов горной территории. В полной мере использовать тот шанс, который нам подарила природа, не уповая на саморегуляцию «дикого» рынка.


БИБЛИОТЕКА

Введение
Республика Адыгея
Экономическая уникальность туризма
Туристские возможности горной Адыгеи
Майкопский район сегодня и его пути социально-экономического развития
Зоны для развития туризма
Методика определения границ памятников природы
Перечень уникальных природных объектов
Объекты рекреационного назначения
Зоны горнолыжных комплексов
Зоны под дома отдыха, санатории и турбазы
Зоны размещения детско-юношеских лагерей и турбаз
Зоны размещения пик-отелей, мини-гостиниц и горных хижин
Природные и исторические туристско-экскурсионные объекты
Скалодромы, и учебные туристские природные полигоны
Туристские маршруты, маршрутные коридоры и зоны
Места отдыха автотуристов
Аттракционы, информационные центры и прокат лошадей
Инфраструктура горной территории
Зоны развития сельского туризма
Зоны развития экологического туризма
Макроситуация туристских потоков
Нужен ли туризму Адыгеи природный парк?
Туризм Адыгеи: проблемы и перспективы
Апшеронский район и Адыгея в развитии туризма
Майкопский район – вторая Швейцария
Алгоритм развития туризма
Туристская рента

БИБЛИОТЕКА
«Там, где начинаются реки»
«Кавказский государственный заповедник»
«По Западному Кавказу»
«По Западному Кавказу. (С рюкзаком за плечами)»
«Кавказский заповедник»
«Адыгея туристская»
«Горная Адыгея»
«Мелодии синих гор»
Лагонакское нагорье









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!