пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | цейское ущелье
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ЦЕЙСКОЕ УЩЕЛЬЕОГЛАВЛЕНИЕ



 Цей 

Духи Цейского ущелья

Корреспонденты «Итогов» побывали в закрытом от посторонних глаз древнем кавказском святилище Реком. Именно сюда после бесланской трагедии шли убитые горем люди и просили богов об одном: чтобы их погибшие дети попали в страну, где есть зеленые луга и чистая вода. Таковы в Осетии представления о рае.

Дорога к древнему осетинскому святилищу реком лежит вдоль алагирского ущелья. Здесь несет свои воды река Ардон, которую за суровый нрав в народе прозвали бешеной. Правда, характер она проявляет в основном в сезон дождей, когда, собрав селевые потоки из более мелких боковых ущелий, сметает на своем пути поселки, асфальтированные дороги, линии электропередачи. К нашему появлению в этих краях ущелье отнеслось благосклонно: стояла солнечная погода при полном безветрии. По дороге от Владикавказа до поселка Бурон, занявшей два часа, мы могли наслаждаться горными пейзажами, едва тронутыми осенью. Вскоре нам предстояло повернуть на запад и продолжить путь по боковому ответвлению Алагирского ущелья – Цейскому ущелью. С этого места военный уазик, натужно взревев, пополз вверх по горному серпантину. С одной стороны – крутые горные склоны, заросшие кустарником, с другой – обнаженные сланцевые осыпи и глинистые обрывы со следами недавних оползней. Через некоторое время мы добрались до базы Цейского спасотряда МЧС и познакомились с самым настоящим «хранителем духов Цейского ущелья». Именно так нам рекомендовали начальника спасотряда Александра Геконаева.

– А вы из какого ущелья будете? -встретил он нас вопросом.

Как оказалось, вопрос нам был задан далеко не праздный. В Осетии только по месту рождения, выяснив, в каком урочище жили предки того или иного человека, люди могут сказать, что ты за птица и как дальше строить с тобой общение. Если кто-нибудь из твоего рода совершил поступок, запятнавший фамилию, то могут и руки не подать. Не зная местных тонкостей (только потом нам их объяснили), мы думали, как реагировать на столь странный вопрос. Быстро выручил наш проводник Тамерлан:

– Это москвичи. Они хотят посетить Реком.

Теперь нам предстояло совершить восхождение к поляне, на которой расположено святилище. Оказавшись на горной тропе, вьющейся на высоте около трех тысяч метров, мы ощущали свежесть ледника Сказка, который глядел на нас из створа рядом стоящих вершин. Именно этот ледник служит основным источником питания для холодной реки Цейдон, на левом берегу которой стоит святилище. С севера поляна вплотную подходит к гранитным скалам, которые когда-то обнажились после схода ледника. А на юге, на противоположном берегу Цейдона, расположена угрюмая махина горы Монах. Самое что ни на есть подходящее место для общения с богами.

Боги тоже плачут

Центральное место на высокогорной поляне занимает строение, сложенное без единого гвоздя из сосновых бревен толщиной 30-35 сантиметров. Собственно, это и есть Реком. Бревна в конструкции положены традиционным для древних времен способом, так называемым обло. Кстати, и на Руси так же рубили избы: на одном конце бревна создавали выемку под размер соседнего, и после сборки сруба они плотно примыкали друг к другу. Двухскатная кровля собрана из досок, по ее краям возвышаются декоративные навершия, придающие строению языческие черты и, как утверждают ученые, по своей форме и высеченному орнаменту не имеющие аналогов. Со стороны входа в строение вдоль стены закреплена широкая доска наподобие полки. На ней в большом количестве – головы жертвенных животных, рога оленей, черепа баранов и туров и просто кости. Тут же установлена аккуратная деревянная чаша, наполненная монетами и бумажными купюрами. "Никто и никогда под страхом смерти не дерзнет взять отсюда хотя бы копейку", – говорит Тамерлан.

Попасть внутрь святилища можно только по большим осетинским праздникам. Например, в День всех рожденных за год мужчин – Кэхцгэнэн, отмечаемый в июне. Или в мартовский праздник – Хорыбон. Мы не смогли побывать внутри, но вот какие сведения нам удалось почерпнуть из описания, оставленного ученым-кавказоведом Миллером, который около ста лет назад исследовал сооружение. Он писал, что внутри Рекома два помещения. С южной стороны – узкое и длинное, где было найдено большое количество сломанных стрел и их наконечников. Известно, что осетинские воины перед сражением совершали обет братания. Они ломали две стрелы и оставляли их в святилище, после чего становились братьями по крови. Обряд, несколько изменившись, сохранился и по сей день. Молодые люди перед уходом в армию приходят к Рекому и оставляют что-нибудь из личных вещей. С северной стороны строения располагалось широкое и, видимо, основное помещение святилища, скупо освещенное четырьмя оконцами. Оно предназначалось для общения с богами.

По поводу происхождения Рекома от местных жителей можно услышать немало легенд. По одной из них, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств – Уасгырджи, покровитель мужчин, путников, защитник слабых, решил возвести для осетинского народа святилище из вечного дерева -лиственницы. Она росла на другой стороне горного хребта. Тогда бог приказал своим волам перебраться через ледник и привезти деревья. По легенде деревья сами падали в повозки, а волы по указанной дороге везли необычный строительный материал. На месте строительства повозки сами опустошались, и чудесным образом на поляне вырос сруб.

Другая версия происхождения Рекома встречается в Нартском сказании -главном литературном памятнике древней Осетии. Там говорится, что когда один из древних полумифических героев Осетии Батраз погиб, то бог оплакивал его смерть и слеза упала в Цейское ущелье, после чего и возник Реком. Так или иначе, но ученые склонны считать, что Реком был построен для поклонения богу Уастырджи, который с древних времен окружен в Осетии ореолом обожания и почета.

Гнев Уастырджи

К сожалению, до наших времен Реком не дошел в первозданном виде. В 1995 году святилище сгорело от удара молнии. Тут же пошли разговоры, что несчастье было вызвано грехопадением современного поколения, которое забыло о своих богах, и что за этим обязательно последует более страшное наказание. Трагедия в Беслане напомнила верующим про это.

После полного уничтожения Рекома команда энтузиастов восстановила святилище по сохранившимся чертежам. Строители держали пост целую неделю до начала работ и каждый день начинали с молитвы. Древняя технология была полностью соблюдена, за исключением одной важной детали: материалом для сооружения в этот раз послужила сосна, поскольку лиственница сегодня здесь почти не встречается. Чтобы смягчить гнев сурового Уастырджи, осетины каждый год в июне проводят в святилище праздник, посвященный этому божеству. Пиршества, начало которых знаменуется закалыванием жертвенных животных, длятся целую неделю. Однако современные праздники лишь отдаленно напоминают те, что проводились здесь, скажем, столетие назад. "Раньше праздник в святилище напоминал осетинские олимпийские игры, – рассказывает Петр Козаев, заведующий отделом археологии и этнографии Северо-Осетинского государственного объединенного музея истории, архитектуры и литературы. – Молодежь состязалась в танцах, пении, скачках, стрельбе из лука, рукопашной борьбе. В окрестностях святилища многие семьи имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших чугунных и медных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы". В каждом селе был свой жрец, наблюдавший за правилами проведения празднества. Босые, с непокрытыми головами и с маленькими белыми флажками в руках, жрецы обходили ряды паломников и собирали предметы и ценности, чтобы затем оставить их в святилище.

Предки нашего проводника тоже были выходцами из Алагирского ущелья, поэтому отказаться от застолья в честь главного божества было бы кощунством с нашей стороны. На столе появилось три осетинских пирога – без этого блюда не обходится ни одно местное празднество. Цифра три не случайна. Три пирога символизируют землю, солнце и воду. Когда на столе появляются два пирога, то люди собираются по печальному поводу – сотворить поминальный обряд. Это означает, что для умершего человека солнце навсегда исчезло. Даже в самом коротком застолье обязательно должны прозвучать три тоста.

В бокалы либо рога жертвенных животных наливают, как правило, пиво, которое является традиционным осетинским напитком и варится в больших медных котлах. Раньше котлы располагались возле святилища, и в большие праздники напиток готовили прямо на поляне. Сейчас котлы хранятся в фондах Северо-Осетинского государственного объединенного музея истории, архитектуры и литературы.

"Да снизойдет на нас милость твоя, горный Уастырджи! Да исполнятся желания молящихся тебе, Уастырджи! " Эти слова – не фрагмент молитвы. С них, как правило, начинается любое осетинское застолье. Что по своей сути в горном крае приравнивается к обряду поклонения местным богам.

Поскольку Уастырджи покровительствует только мужчинам, женщины не имеют права приближаться к святилищу. И говорят, что в древности в случае ослушания представительницу слабого пола могли закидать камнями. Однако когда мы уже собирались в обратный путь, недалеко от поляны послышались женские голоса. "Вам сюда нельзя! " – тревожно замахал руками наш проводник. Женщины показали, что идут в другую сторону. Мы подошли к ним и узнали, что они направляются к женскому святилищу, которое расположено немного в стороне. И все же женщины традиционно посылали к Рекому свои кувинагта – что-нибудь из личных вещей. Жрецы произносили над ними ритуальные молитвы, и благодать распространялась и на слабый пол. А после бесланской трагедии многие матери, потерявшие своих детей, отправляли дары к Рекому, чтобы погибшие попали в страну, где есть зеленые луга и чистая вода. Таковы в Осетии представления о рае.

Истинные арийцы

– Реком представляет для науки огромный исследовательский интерес, – говорит знаток кавказских древностей доктор исторических наук Владимир Кузнецов. – Многие аспекты изучения этого древнего памятника остаются нераскрытыми.

Например, одним из спорных моментов является датировка памятника. Археолог доктор исторических наук Евгений Крупнов считал, что Реком относится к кобанской культуре и появился примерно за тысячу лет до нашей эры. Выводы ученого основывались на археологическом материале, найденном в этом районе.

Однако Владимир Кузнецов не согласен с такой датировкой: "На мой взгляд, лихонометрические исследования, при которых возраст определяется величиной пятен лишайников на каменных глыбах либо деревянных срубах, говорит о том, что Реком не мог быть построен раньше XII века нашей эры. Дело в том, что на месте святилища существовал единый

Цей-Сказский ледник, а археологический материал, относящийся к более древней кобанской культуре, скорее всего попал сюда из других мест".

Ученых всегда интересовал вопрос, почему именно в этом месте возникло языческое святилище. До сих пор ответ не найден. Согласно одному из предположений, древние обитатели этих мест остановили свой выбор на живописной поляне, потому что она никогда не зарастала лесом и не зарастает по сей день, хотя сточки зрения природного ландшафта видимых причин для этого нет. Возможно, эта необычная особенность и привлекла внимание, как явление непонятное и сверхъестественное.

Вера в древних арийских богов, которые испокон веков господствовали в этом крае, прочно укоренилась в сознании горцев, передаваясь из поколения в поколение. Местные жители говорят, что, отправляясь в опасное путешествие через горный перевал или высокий горный хребет, они, как их отцы и деды, просят Уастырджи прийти на помощь в трудную минуту.

Исследователи уверены, что Алагирское ущелье – единственное место в Осетии, которое никогда не покидалось осетинами и их предками, и здесь с наибольшим почтением относятся к древним традициям. И даже после варварских нашествий практически полностью уничтоженное местное население быстро возродилось. Большое количество осетинских фамилий берет свое начало из Алагирского ущелья. "В первую очередь это связано с религиозными воззрениями, которые восходят к временам древних ариев, скифов, сарматов и аланов, – считает Петр Козаев, – поэтому религия предков дошла и до наших дней, сохранились системы запретов, контроля за разными сторонами жизни. До сих пор почитаются мудрость и старость, воспеваются храбрость и воинская доблесть".

17.10.2005

Источник: Итоги


Информация
Трассы и подъемники
История региона
География региона
Цейский заповедник
Животный мир
Растительный мир
Названия в горах Осетии
Вершины Цейского района
Перевалы Цейского района

Гостиницы Цея
Гостиница «Сказка»
Альплагерь «Цей»




Статьи
Горы Осетии
Здравствуй, Цей!
Реком - приемник древних скифских арийских храмов
Духи Цейского ущелья

Библиотека
«Караугом, Дигория, Цей»
«Памятники природы Северной Осетии» «Северо-Осетинский государственный заповедник»
«Минеральные воды Северной Осетии»
«Между Ардоном и Тереком»
Северо-Осетинский заповедник
«Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа»

Фотографии
Цей. Подъемник на ледник Сказка
Курорт Цей
Курорт Цей
Древнеосетинские святилища







Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!