пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | цейское ущелье | горы осетии
Пятигорский информационно-туристический портал
 • ГлавнаяСсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВДобавить в избранное
    Отдых на Черном море      Санаторий «Пятигорье»      Гостиница «Морская» в Новомихайловском Гостиницы Приэльбрусья
ЦЕЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ • Горы ОсетииОГЛАВЛЕНИЕ


Яндекс.Метрика
 Цей 

Горы Осетии

Горы ОсетииВ самом центре Северного Кавказа находится Алагирское ущелье. Эта огромная естественная крепость, защищенная хорошо продуманной системой сооружений, замков, сторожевых башен, имела огромное значение в истории существования осетинского народа. Многие ученые отмечали, что если перенести с карт на кальки места проживания осетин и всех их предков самых разных исторических периодов, а потом эти кальки сложить на одну карту, то можно увидеть, что Алагирское ущелье окажется единственным, никогда не покидаемым местом жизни осетин и их предков.

Первую роль в выживании, а потом и в укреплении осетин играла их безупречная система религиозных воззрений, истоки которой имеют необычайно широкий исторический и хронологический диапазон и восходят к временам древних ариев, скифов, сарматов и алан. И хотя были времена, когда взамен старым духовным ценностям приходили новые понятия, чуждые осетинскому духу и мировоззрению, жизненные потребности, необходимые в жесточайших условиях выживания, брали свое, и осетины вновь возвращались к религии предков, которая была не только гарантом выживания нации, но и способствовала особой системе запретов и контроля за всеми сторонами жизни. Кроме того, религия осетин поднимала моральный образ нации на такой высокий уровень, «что враги кругом содрогались, а друзья восхищались», воспевались дружба и братство, почитались мудрость и старость, а храбрость и доблесть не знали границ, осетинскому гостеприимству не было равных, и рыцарское отношение к женщине было примером всему миру.

Каждое ущелье горной Осетии наделено своей, только ему присущей красотой и неповторимостью. Одно из красивейших — Куртатинское ущелье, орошаемое холодным Фиагдоном и его притоками. У небольшого селения Дзуарикау, находящегося примерно на полпути между г. Владикавказом и Алагиром, дорога поворачивает к левому берегу реки и ведет в глубину тенистого ущелья, обрамленного лесистыми хребтами с зеленеющими альпийскими лугами на вершинах. Она плавно, без крутых подъемов и спусков, влечет нас все дальше и дальше, открывая за каждым своим поворотом все новые живописные дубравы, лужайки и нагромождения скал

Среди величественных горных пиков находится воспетая поэтами жемчужина Кавказа - Цейское ущелье. Именно здесь «одною из трех слез Бога» был сотворен легендарный древний осетинский храм Реком. Собранный из дерева, без единого гвоздя (кроме окованных ритуальных дверей и ставень) и имеющий оригинальную архитектурную форму, Реком представляет для науки огромный исследовательский интерес.

Несмотря на почти двухвековое изучение этого древнего памятника, многие стороны до сих пор еще не раскрыты или являются спорными; в частности: датировка сооружения, этимология названия, философское и религиозное содержание храма. Ввиду всеобщего научного познавательного внимания к храму и из-за недолговечности строительного материала (местная сосна), Реком многократно реставрировался, и по нему был собран большой архитектурный материал.

Внутри на стене - полка с черепами жертвенных животных - оленей, баранов, туров. Тут же установлена деревянная чаша с монетами и бумажными деньгами. Осетинские воины когда<то оставляли в святилище сломанные стрелы и наконечники, в медных котлах варилось пиво для праздничных застолий и чествования горных духов. Перед сражением воины исполняли здесь обет братания < ломали две стрелы, после чего становились братьями по крови.

Считалось, что если оставить здесь какую-нибудь личную вещь, это принесет ее владельцу благосклонность богов. Данная традиция сохранилась и поныне.

В наши дни святилище посещают обычно в большие осетинские праздники, например, в День рожденных за год мужчин - Къахцганан. А молодые люди поднимаются к Рекому перед уходом в армию. Говорят, исполняется многое из загаданного.

Национальные архитектурные памятники Осетии внешне незатейливы и лаконичны. Они лишены какой-либо вычурности и излишества: эстетическим идеалом была мудрая простота и строгость, наилучшим образом отражавшая душу простого и мужественного народа.

В глубине Даргавского ущелья, на правом берегу реки Гизельдон, расположилось древнее селение Даргавс. Шоссейная дорога за какие-нибудь час-полтора езды от Владикавказа поднимает нас на Зеленый перевал. Позади остаются теснины Геналдона и горный курорт Кармадон, вокруг — зеленеющие альпийские луга и ледяные вершины Главного хребта, внизу серебристой змеей вьется Гизельдон и видны дома и башни Даргавса. Селение встречает нас высокой аркой с приветливой надписью: «Уазаг, агас цу» «Гость, здравствуй». В центре башенная архитектура Осетии многими чертами и строительными приемами связана с архитектурой склеповых сооружений: те и другие в целом одновременны и возводились одними мастерами в духе сугубо местных строительных традиций. Со склепами горной Осетии достаточно подробно можно познакомиться в Даргавсе: здесь находится крупнейший на Северном Кавказе склеповый могильник, образно именуемый «городом мертвых». Наиболее несложны по конструкции и непритязательны полуподземные склепы. Прямоугольные камеры сложены из больших, грубо обработанных плит и камней; стены на высоте примерно полутора метров начинают переходить в ложный свод, характерный для горнокавказского строительства. В продольных стенах делались пазы, в которые вставлялись деревянные балки. На них клался настил из досок. Через узкий квадратный лаз в фасадной стене вносили умерших и укладывали их на настиле. Затем лаз закрывали деревянной дверцей с задвижкой. Так склеп с течением времени становился коллективной усыпальницей для нескольких поколений. По солнечному южному склону горы Раминырах спускаются вниз к реке светло-желтые постройки этого необычного города, где нашли вечный покой целые поколения горцев. «Город мертвых» так органично слит с окружающим пейзажем, что нельзя представить Даргавское ущелье без него; особенно хорошо он смотрится в солнечный день с противоположной стороны котловины из Фазикау и Какадура.

Сколько интересных и волнующих страниц из истории и культуры маленького осетинского народа мы попытались прочитать, а сколько их еще не прочитано! Поистине, каждый народ нашей необъятной Родины, велик он или мал, в горах ли он живет или в таежных лесах, достоин самой внимательной, уважительной любознательности нас всех, и нет при этом неравных. Недаром говорят, что и малые звезды светят ярче.

Так каждый вечер зажигаются звездочки на новоотстроенной набережной Владикавказа, освещающие ночной город. Ведь сколько бы времени не проходило, традиции нашего народа будут выражаться во всем, в том числе и в архитектуре, ведь несмотря на современный ритм жизни и практически европейский уклад общества, по сей день в Алании немало мест где, несомненно, чувствуется осетинский дух. И по сей день родная земля великого народа Осетии процветает и будет процветать, и это будет продолжаться до тех пор, пока мы будем чтить память предков и не забывать о традициях и особенном, отличающемся от других народов колоритом жизни!

Ирина Гуацаева, журнал «Современный Кавказ»

Татьяна в 2013-04-29 22:19:14 пишет:
К сожалению, в Даргавс через Зеленый перевал, после схода ледника Колка, дорог пока еще нет
дарья в 2012-09-15 12:42:27 пишет:
влалмшаовщмапмссвщпипсвыдкщ8675пову

Страницы: 1
Загрузка...

Оставить отзыв

Ваше имя:
Ваш отзыв:

Написанное мной подтверждаю

Информация
Трассы и подъемники
История региона
География региона
Цейский заповедник
Животный мир
Растительный мир
Названия в горах Осетии
Вершины Цейского района
Перевалы Цейского района

Гостиницы Цея
Гостиница «Сказка»
Альплагерь «Цей»




Статьи
Горы Осетии
Здравствуй, Цей!
Реком - приемник древних скифских арийских храмов
Духи Цейского ущелья

Библиотека
«Караугом, Дигория, Цей»

Фотографии
Цей. Подъемник на ледник Сказка
Курорт Цей
Курорт Цей
Древнеосетинские святилища






Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!