пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | «ПУТЕШЕСТВИЯ ПОД ЗЕМЛЕЙ» Авторы: Дублянский В. Н., В. В. Илюхин | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Фотографирование под землейФотография, сделанная под землей,— не только иллюстрация к отчету или украшение туристского альбома; это документ, представляющий большой интерес для различных специалистов. Фотосъемка под землей — сложное и интересное дело. К сожалению, пока имеется мало работ, освещающих условия и методику подземной съемки. На поверхности рекомендуется делать снимки, дающие представление о характере местности в районе карстовой полости, особенностях ее геологического строения и подходах к полости. Вход в нее фотографируется снаружи и изнутри. Здесь вполне уместны фотоснимки отдельных спелеологов или всей группы. Отдельно производятся снимки источников, скоплений известкового туфа, поверхностных водотоков около пещеры. Очень хорошо смотрятся фотографии лагеря, подготовки к спуску в карстовую полость и бытовые сцены, в которые введен «спелеологический элемент» - починка снаряжения, сборка лестницы и пр. Под землей все сюжеты фотосъемки можно подразделить на 5 групп. 1. Сюжеты, характеризующие морфологию полости. Фотографируется перспективный вид галереи (зала, шахты), фрагменты отдельных залов, остатки этажей, в виде мостов перегораживающих галерею, фрагменты стенок и сводов, отражающие особенности залегания пород и заложения по ним ходов. Эти снимки имеют большое научное и учебное значение, так как часто лучше всякого чертежа поясняют, как формируется карстовая полость. 2. Сюжеты, характеризующие водные особенности полости. Фотографируются подземные озера, реки, карстовые сифоны, выходы подземных источников, следы различных уровней стояния подземных вод в виде желобков, полос и примазок глины, скопления снега и льда, коры оледенения. Первые две группы сюжета предполагают широкое введение в кадр спелеологов, которые, однако, не должны позировать. Значительно лучше, если они делают какую-то свою работу - производят замеры, ведут записи, отбирают образцы, готовятся к фотографированию. Вполне допустимо комбинировать снимки, несущие большой объем специальной информации, с сюжетами третьей группы. 3. Сюжеты, характеризующие условия спуска в полость и движения под землей. Эти сюжеты должны помочь правильному восприятию особенностей спелеотуризма как сложного вида туризма. К сожалению, в спелеологии еще не установилось отличное правило обязательной фотодокументации маршрута, как это принято в альпинизме. В фототеках советских спелеологов практически отсутствуют качественные снимки, иллюстрирующие технику спуска по лестницам различных конструкций, подвешивание на весу новой секции лестницы, особенности использования под землей различных альпинистских методов спуска и подъема на веревке, приемы посадки в резиновые лодки и высадки из них, преодоление полуоткрытых сифонов, транспортировку оборудования, снаряжения и пострадавших. Эта группа сюжетов дает неисчерпаемые возможности для фотолюбителя. 4. Сюжеты, характеризующие пещерные отложения. Обычно фотографируются только наиболее красивые группы натеков. Между тем большой интерес представляют снимки характерных сталактитов, сталагмитов, драпировок, каскадных натеков, скоплений пещерного жемчуга, известковых цветов. Часто встречаются натеки нескольких возрастов, сформировавшиеся на поваленных колоннах, обвалившихся глыбах, наклоненные под углом сталактиты. Во многих пещерах можно встретить каскады озер в русле водотока (синтры), заполненные водой или прорванные, сухие. Спелеологу следует помнить, что минералогия пещер еще разработана очень слабо. Удачно выполненные фотографии, снабженные масштабом (предмет, размеры которого известны, - спичечный коробок, карандаш, бленда от фотоаппарата, компас, а еще лучше - специальная складная линеечка с миллиметровыми делениями), ориентированные по отношению к странам света и надежно привязанные к плану и разрезу пещеры, представляют ценный фактический материал. Очень эффектны снимки глыбовых навалов, скоплений глины и песка, микроформы, образованные на их поверхности каплями воды, различные ледяные образования. Чтобы получить хорошие снимки этого вида отложений, потребуется много усилий и выдумки. 5. Сюжеты, характеризующие зоологические, палеозоологические, археологические особенности полости. Спелеологу часто приходится встречаться с различными проявлениями жизни под землей. Не будучи специалистом, он не имеет права производить самостоятельные сборы, раскопки и шурфовки. Но запечатлеть все виденное на пленке и переслать фотоснимки с описанием пещеры, где они были сделаны, специалисту - прямой долг советского спелеотуриста. Фотографировать можно колонии летучих мышей и отдельные особи этих интересных животных, различных насекомых и водных обитателей пещер. Материалы фотосъемки зоологических объектов следует пересылать на биологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Москва, В-234). Часто в рыхлом заполнителе и в натеках можно встретить отдельные кости или целые скелеты животных, многие из которых вымерли много тысяч лет назад. Изучением этих костных остатков и их возраста занимается отдел палеозоологии Зоологического института Академии наук УССР (Киев, Владимирская, 55). Наконец, фотографии различных остатков материальной культуры человека, найденных под землей (черепки посуды, целые сосуды, различные орудия, рисунки и знаки на стенах и сводах), следует направлять в Институт археологии Академии наук СССР (Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19). Общее требование ко всем фотоснимкам, сделанным под землей, - ясная и четкая документация и ориентировка. Лучше всего при каждой секции иметь фототеку с подробными описаниями к ней, касающимися не только объектов, но и условий съемки (фотоаппарат, объектив, выдержка, диафрагма, расстояние, условия освещения, фотоматериал, вид проявителя и условия проявления). Для фотосъемки под землей можно использовать любой из выпускаемых нашей промышленностью фотоаппаратов. В основном съемка производится малоформатными камерами с размером кадра 24 x 36 мм. Рекомендуется иметь с собой минимум два аппарата этого типа: «Зоркий» или «ФЭД» с простым и широкоугольным объективом, заряженный высокочувствительной пленкой - для съемки общих планов, и «Зенит» с переходными кольцами, с пленкой средней чувствительности - для съемки ближнего плана, различных фрагментов натеков, а также палеозоологических и зоологических объектов. В последние годы за рубежом наметилась тенденция к переходу на фотокамеры с квадратным кадром (6 х 6 см). При пользовании в качестве осветителя лампой-вспышкой этот формат имеет определенные преимущества. В СССР чаще употребляется среднеформатный аппарат «Москва-5». Для получения качественных снимков необходим штатив. Следует выбирать такую его конструкцию, которая не боится сырости. Можно отдать предпочтение телескопическим штативам. При съемке надо пользоваться тросиком с защелкой. Для черно-белой фотосъемки сейчас обычно применяются пленки средней, высокой и особо высокой чувствительности: ФОТО-65, ФОТО-130 и ФОТО-250. Для проявления пленок, заснятых пол землей, до последнего времени употреблялись стандартные метол-гидрохиноновые мелкозернистые проявители различного состава. Сейчас с успехом применяется фенидоновый проявитель, позволяющий повысить светочувствительность пленки в 4-5 раз. Рекомендуемый журналом «Советское фото» состав фенидонового проявителя следующий: сульфит натрия - 100 г, гидрохинон - 5 г, бура - 5 г, борная кислота - 3,5 г, бромистый калий - 1 г, фенидон - 0,2 г, вода - до 1000 мл. Сульфит натрия и гидрохинон растворяются отдельно в объеме 500-600 см3 при температуре 30-35 градусов. В объеме 300-350 см3 при температуре 50-60 градусов растворяются поочередно бура, борная кислота, бромистый калий и фенидон. Затем оба раствора смешиваются и доводятся до объема 1 л. Установлено, что лучше всего фенидоновый проявитель работает при разбавлении водой 1:1, при температуре 22 градусов. При снижении температуры он мало отличается от обычного гидрохинонового проявителя. С повышением температуры появляется вуаль. Приводим таблицу зависимости получаемой светочувствительности пленки от времени ее проявления при температуре 22 градусов в разбавлении 1:1 При производстве цветных снимков лучше всего пользоваться отечественной фотопленкой ДС-2 либо ORVO-NT-UT, проявляя их стандартными проявителями. В качестве источника освещения в СССР наиболее широко применяется лампа-вспышка. Из многочисленных конструкций, появившихся в последние годы, наиболее удобны в работе «Луч-59» и «Фил-2», описанные во многих руководствах. Удобна, но несколько ненадежна лампа «Луч-63» с выносным дополнительным рефлектором, позволяющим подсвечивать объект съемки сбоку. Общий недостаток всех выпускаемых ламп-вспышек - значительная уязвимость электронной схемы, одинаково быстро выходящей из строя как при сильном ударе, так и при высокой влажности. Поэтому перед выходом под землю следует тщательно прогерметизировать все контакты и упаковать лампы-вспышки в мягкий водонепроницаемый чехол. Конструкция его может быть произвольной. Спелеологи Югославии, Франции и Италии наряду с электронной аппаратурой широко практикуют осветительные смеси. Ф. Бар рекомендует для съемки на черно-белой пленке смеси следующего состава: 1) алюминиевый порошок - 50 г перманганат калия - 125 г 2) магниевый порошок - 50 г перманганат калия - 50 г Для съемки на цветной пленке применяется другая смесь: магниевый порошок - 50 г., нитрат тория - 25 г Горючие смеси хранятся в стеклянных, герметически закрытых банках. Для поджигания смеси используются фитили, сделанные из фильтровальной бумаги. В 20 см3 теплой (50 градусов) воды растворяется 10 г калиевой селитры (KNO3), и раствором пропитывается фильтровальная бумага, которая затем разрезается на полоски шириной 2 см и длиной 8 см. Очень хорошие результаты получаются при применении горючих смесей для фонового и заполняющего, а ламп-вспышек - для рисующего и контурного освещения. Для определения диафрагмы при пользовании лампой-вспышкой ведущее число (для данной чувствительности пленки и мощности вспышки в джоулях) делится на расстояние до объекта съемки. При употреблении для проявления пленки фенидонового проявителя становится возможным получить качественные снимки залов, длиной до 20-25 м, с одной вспышкой. Чаще приходится применять метод «блуждающего блица», производя на один кадр до 15-20 вспышек. При этом надо следить, чтобы фигура человека с лампой-вспышкой не попадала в кадр и чтобы стены освещались равномерно, без провалов и двойных теней. Следует иметь в виду, что величина ведущего числа зависит, кроме упомянутых факторов, от состояния рефлектора лампы, спектрального состава света вспышки, характера снимаемого объекта, его цветности и отражающей способности. При съемке белых натеков, сплошь покрывающих стены, реальное ведущее число оказывается в 1,5-2 раза больше номинального. При работе в темных, покрытых глиной, а также в обводненных полостях его величина снижается на 50-70%. Поэтому до приобретения большого опыта и навыков желательно каждый кадр, снимаемый под землей, дублировать при различных значениях диафрагмы.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |