|
Коневодство |
Коневодство на Северном Кавказе
От автора
«Тюрки могут исполнять на спине лошади то, чего не может танцор на земле» Абу Ибн Хасул
Кавказ многие исследователи нередко сравнивают с малой моделью мира. Здесь на относительно небольшой территории проживают несколько десятков национальностей. Большой Кавказ - это страна различных климатов, где есть горы, леса, предгорные степи, моря, вечные ледники и субтропики. Возможно, многогранность климата и рельефа отразилась и на этническом облике края. Народы Кавказа в недавнем прошлом были схожи в этнографическом плане: по одежде, вооружению, этикету и стереотипу поведения. Но в тоже время различны по языку, религиозным верованиям, способам хозяйствования. Одни народы тяготеют к земледелию, виноградарству и виноделию, другие не имеют об этом даже представления и заняты в основном животноводством.
В данном исследовании акцент поставлен на одном, довольно значимом вопросе - о древности традиций коневодства у того или иного кавказского народа. Ученые, согласно археологических данных, относят эту традицию, начиная с эпохи бронзы Кавказа, к влиянию мира кочевников. А, как известно, классическими кочевниками та же наука обычно представляет тюрков, но при этом по причине тюркофобии называет их древних предков -киммерийцев, скифов, сармат, аланов, - «северными иранцами». Не углубляясь в этническую историю народов юга России, вспомним, что при описании номадов античные исследователи отмечали высокий уровень развития у них коневодства. Этот факт характеризует в эпоху, гуннов, авар, хазар, алан, печенегов, половцев и т.д. которые внесли огромный вклад в становление и развитие коневодства в Европе. Лошади тюрков высоко ценились во всем мире. Их дарили императорам Рима, Китая, Персии. Важно отметить, что до позднего средневековья лошади в Европе ценились очень высоко и обладали ими только аристократические слои общества. К примеру, слово «кабальеро» происходит от испанского «кабальо» - лошадь и буквально переводится как «всадник-дворянин».
В мире, как известно, насчитывается свыше 250 пород лошадей. Учитывая древность коневодства у всех тюркских народов, которыми выведен не один десяток пород лошадей, было бы правомерно отметить вклад карачаево-балкарского народа в создании горной породы лошадей.
Поводом для исследования вопроса о происхождении и этнической среде создавшей эту горную верхово-вьючную породу явилось то, что на сегодня одна и та же порода носит два «этнических» паспорта - «карачаевская» и «кабардинская», и на протяжении нескольких десятилетий идут споры о первенстве в ее создании и направлении заимствования. Должен заметить, что в последнее время это не единственный повод для дискуссий, поскольку подобные споры идут и о древности проживания на Центральном Кавказе того или иного народа, этнических территориях, элементах культуры: одежда, пища, танцы, эпические сказания и т.д. Появились и наукообразные гипотезы о поли-тической доминанте адыгов, и в частности Кабарды, над всеми кавказскими народами «от моря до моря». Поэтому «лошадиный вопрос» - это лишь одно звено в цепи подобных споров.
Надеюсь, что представленный материал, построенный исключительно на данных исторических источников ХII-ХХ веков и справочных материалах по коневодству, вызовет интерес у читателей и специалистов, поможет им сделать правильные выводы по рассматриваемому вопросу - вопросу происхождения горной верхово-вьючной породы лошади, называемой сегодня как карачаевской, так и кабардинской, а также опре-делению этноса, создававшего эту породу на протяжении многих поколений, и того ландшафта, который сформировал ее четко обозначенные породные качества.
|