|
Коневодство |
Послесловие
Наше исследование будет не полным, если не резюмировать все сказанное в нескольких тезисах. В этом случае нам удастся избежать и превратных толкований или ошибочных выводов, которые нам могут приписать оппоненты. Совокупность приведенных фактов свидетельствует о том, что родство горной карачаево-балкарской породы коней с кабардинской ее ветвью имеет историческое обоснование. Формирование этой породы и ее особых качеств произошло уже в раннем средневековье, в условиях высокогорья Центрального Кавказа - в Карачае и Балкарии. Дальнейшее ее распространение в Кабарду, как результат торговли готовым «продуктом» коневодства, и на основе которого в XX веке строилась коневодство Кабарды, не вызывает особого сомнения. Следует отметить, что в виду сложности географической местности балкарцы и карачаевцы лошадей как тягловых животных вообще не употребляли, все упряжные работы выполнялись исключительно на мулах и волах. Лошади использовались только для верховой езды,
которые легко преодолевали горные перевалы, поскольку основные центры торговли находились в Грузии за Кавказским хребтом. Основным вьючным животным были мулы, которыми славилась Балкария. Это отметил в свое время Кларпот: «что осетины содержат мулов «очень редко», в отличие от их соседей-балкарцев, у которых эти животные «пользуются большой известностью».
Важно отметить, почему балкарцы и карачаевцы разводили именно эту породу. Потому что другие породы лошадей не эффективны для эксплуатирования в условиях суровой, горной местности. «Телеги и арб нет в виду неудобопроходимости дорог в Балкарии» (28, с. 143) Не следует это путать с особой привязанностью карачаевцев и балкарцев к данной породе, в большей степени это вынужденная мера. Поэтому карачаевская порода лошадей неизменно сохранялась у них в течение многих веков. Вот описание такого «Каракеза» («черпотлазый»-каб-балк.) в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:
«... вороная, как смоль, ноги - струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила! скачи хоть на 50 верст; а уж выезжена - как собака бегает за хозяином, голос даже его знала! Бывало, он ее никогда не привязывает». Судя по языку, на котором разговаривал Казбич, он был карачаевцем, как и его лошадь Кара-кез - очень крепкая, выносливая, неприхотливая, у которой есть быстрый шаг, и хорошая рысь, и отличный галоп. Это подтверждается рисунками и картинами поэта, в которых он очень точно и метко воспроизводит экстерьер, характерный для лошади карачаевской породы: горбоносый профиль головы, мускулистая шея, спущенный круп, очень крепкие ноги. Это отчетливо видно, например, на картине «Воспоминание о Кавказе», в рисунке «Печорин и княжна Мери».
Нет сомнения в том, что истинная кабардинская лошадь представляла собой ценную породу степных аргамаков, которую, к сожалению, не сумели сохранить. Она утеряна в начале прошлого столетия. В истории это не единственный случай, на планете исчезают целые виды животных. Этим объясняется позднее чудотворное перевоплощение степной кабардинской породы в горную лошадь. Но это не дает оснований выдавать чужую породу лошадей за свою. Лошадей арабской, ахалтекинской породы разводят во многих странах мира, но пока неизвестны случаи переименования их в другую породу.
Приведенные в данной монографии факты красноречиво свидетельствуют о широком распространении карачаевской породы с древнейших времен до нашего времени. Несмотря на исторические коллизии, карачаево-балкарский народ сумел сохранить выведенную им породу горской лошади. Надеемся, что на основе вышеизложенного материала дискуссии по этому поводу будут исчерпаны.
С уважением к читателям - Н. Будаев.
|