| |
|
Коневодство |
Примечания
Приведем наглядный пример. В эпоху социализма в республике старалась экстенсивно развивать овцеводство, проводить эксперименты в горных колхозах и совхозах по разведению тонкорунных овец из Ставропольского края. При всем старании, эта степная порода овец так и не прижилась в горном ландшафте. В то же время у карачаевцев и балкарцев существовала своя, горная порода овец - карачаевская, прекрасно адаптированная к разведению в горах. Подобное произошло и с попытками адаптировать в горах иные, при-возные породы крупнорогатого скота. Но есть и другой пример; в начале XIX века князья Урусбиевы и Малкаруковы для улучшения местной породы крупнорогатого скота завезли из Швейцарии горную «швицкую» породу, которая прижилась без особых хлопот. Урусбиев планировал на базе этой, более продуктивной, в отличие от аборигенной, породы организовать в Балкарии производство сыров по швейцарской технологии. С этой целью он выезжал в Швейцарию для закупки скота, знакомства с технологиями и оборудования для сыроделия, приглашения иностранных специалистов для организации производства в Балкарии. Вот что об этом пишет С. Анисимов: «В Верхнем Баксане, рогатый скот - почти весь швицкой породы от выписанных еще лет 40 назад швейцарских производителей. Этот скот, впрочем, распространен по всей Балкарии». (Ук. р. с. 101) Он же дает сведения о состоянии сельского хозяйства в КБ АССР: «5 Балкарии молочное направление. Кабарде - мясорабочее, и разводится здесь скот серой степной, или украинский, известной на Кавказе под названием «черноморского», который проник сюда с Кубани». (Ук. р. с. 50). Таким образом, в животноводческих традициях карачаевцев и балкарцев разводился скот, в том числе и лошади аборигенной, горной породы. В то же время затруднительно объяснить, вышеприведенный факт того, что жители равнинной Кабарды разводили крупнорогатый скот степной породы, а лошадей - горной. И в данном случае факты и реальность не стыкуются. Истинная кабардинская лошадь, как отмечено выше, была степной породы.
А вот, что пишет Е. Марков:
«Жители почти бесплодных гор Балкарского, Безенгиевского, Хуламско-го, Чегемского и Уруспиевского ущелий, составляющие «Горские общества» Большой Кабарды , живут гораздо зажиточнее и спокойнее настоящих кабардинцев равнины, хотя суровая почва, суровый климат и страшное обилие сусликов не дозволяют им посевов пшеницы и проса и, хотя собираемого хлеба им достает на два месяца. Горец успешно вознагражден скотоводством неблагодарный труд пахаря, так что, при собирании в 1866 г. сведений о хозяйственном положении горских обществ, у них оказалось столько скота, что, средним числом, пришлось на одного человека по 82 штуки овец, 10,5 штук крупного скота, более двух лошадей и по одному ишаку (ослу). Вместе с тем, поля кокого-нибудь балкарского горца обработаны с тщательностью и трудолюбием европейца: везде искусно проведены по скалам оросительные каналы, почва ежегодно удобряется навозом. Отдельные загоны, поля или сенокосы обнесены или каменной оградой, или плетнем, в защиту от скота. Благосостояние горца, несмотря на все препятствия природы и на его подчас каторжный труд, обеспечено вполне, у него всегда найдутся в запасе деньги то от продажи скота, то от торговли бурками. Горец занят работой круглый год и не бездельничает, как кабардинец плоскости, за праздными разговорами; кабардинец плоскости очень мало занят своим хозяйством и все свое упование возлагает на то, чтоб свезти на ближний базар какой-нибуть воз дров, который он рубит за дешевую пошлину в общественном лесу. Эта торговля не требует ни обдуманности, ни затрат, ни искусства; с хлебом возиться нужно, сеять, убирать, молоть, а тут заехал в лес, навалил деревьев - сейчас деньги. У многих остается сено некошеным, поля неубранными из-за того только, что где-нибудь по соседству большой базар и можно про-дать дрова. Скота много, а нигде кругом нельзя купить фунта масла, никто не заботится о том, чтоб собрать его и сбыть. Кабардинец везет на базар только свой грошовый скверный сыр. Кабардинцы даже очень мало сеют пшеницу, дающие у них постоянные и отличные урожаи и всегда требуемую в продажу по хорошим ценам; они почти исключительно ограничиваются своим излюбленным просом, истощающим землю, зато сначала без труда дающим роскошный урожай; из пшена его они делают свою пресловутую пасту, mo есть крутую кашу, заменяющий им хлеб. Страсть кабардинца к воровству, которую до сих пор не могут искоренить никакие меры, и вообще все безнравственное направление его вкусов и привычек как-то не связывается с его прошлым». (Ук. р. с.68)
По исследованиям 1866 года, в «Пяти горских обществах» на одного человека приходилось две лошади, этот показатель являлся самым высоким на Кавказе. В то же время, если исходить из конской переписи 1899 года в Кабарде безлошадные составляли около 1/3 всех хозяйств или 33,4% населения. По тем же данным, в Кабарде было 252 однолошадных хозяйств. (Сборник статей по истории Кабарды, Нальчик, с. 113, 1954 г.). Как свидетельствуют документы: «В 1867 году балкарцы (Черекского ущелья,- Н.Б) продали 356 лошади, 588 голов рогатого скота, 4469 баранов. (Кавказские горцы. Сборник сведений. Экономическое положение, с. 23).
Имущество бывших зависимых до освобождения их, представляло следующие цифры: в трех участках Большой и Малой Кабарды было — 440 лошадей, 10648 шт. рогатого скота, 5215 шт. баранов. В горском участке у
холопов было — 785 лошадей, 6053 шт. рогатого скота, 40258 баранов, 409 ишаков (ослов). Это притом, что в Балкарии и Карачае крепостных крестьян было мало. К 1907 году поголовье лошадей в Балкарии сократилось, как и в Карачае. В Пятигорских обществах- 9992 лошади, 59195 голов крупного рогатого скота, 252340 овец и коз. В Карачае -33756 лошадей, 125027 крупно рогатый скот, 487471 овец и коз.
Итого, у карачаево-балкарского народа было 43748 лошадей, 184224 голов крупно рогатого скота, 739811 овец, 6834 ослов. Причем в этот перечень не попала численность скота Хасаутского общества. В Балкарии коневодством выделялось Чегемское общество, где на каждый двор приходилось по 32 единицы поголовья крупнорогатого скота. (М. М. Кучуков «Национальное самосознание и межнациональные отношения», Нальчик. 1992г. с. 112.) Сравнивая скотоводство горских обществ с таковым в других округах Терской области, видим, что горцы имели больше крупного рогатого скота, чем Грозненский округ в 1,7 раза, Владикавказский - 3,4 раза, Хасавюртский -1,8 раза и Кабардинский - 1,3 раза; относительно овец - соответственно в 8,3 раза, 6,6 раза, 3,3 раза и 3,5 раза. В 1916 г. балкарцы во всех пяти обществах имели 3643 ослов. В то же время в этих источниках, как и в других, мы не находим даже упоминаний о мулах, которыми, по этнографическим данным, славилась Балкария.
По данным Т. Д. Патаповой карачаевские волы славились на всем Кавказе: «в Осетии, например, когда спрашивали, отчего этот хозяин раньше всех завершил вспашку или другие сельскохозяйственные работы, ему отвечали, что он имеет карачаевских волов». (Калоев, с.59) «Коневодство способствовало появлению у карачаевцев производства кумыса, для этой цели узденем Кеккезем Байчоровым был даже построен завод». Кумыс использовался, в частности, в Теберде как лечебное средство (Колоев, с.72). В 1901 г. открылось первое «Кумысное заведение» братьев Байчоровых в Ессентукской группе курортов Кавказских Минеральных вод. В этом заведении изготовляли и торговали кумысом трех сортов.
| |
|