История Карачаево-Балкарского народа | |
ГЛАВА IX. ЭКОНОМИКА И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БАЛКАРИИ И КАРАЧАЯ XIV—XIX вв.
Одежда и украшения
Одежду карачаевцы и балкарцы шили из домотканных сукон, обработанной кожи, сафьяна, мехов и пр. С развитием торговли и обмена либо вся одежда, либо её |, отдельные элементы изготавливались из фабрично-заводских тканей. Археологические находки говорят о том, что сюда доставлялись шелка из Китая, Индии, Персии и из европейских стран. Наиболее полное представление археология дает о женской одежде, которая состояла из меховых и войлочных шапочек с металлическими навершиями, украшенными драгоценными камнями, из шелковых рубашек, плотных платьев из домотканных и фабричных тканей, сафьяновых сапожек, различных накидок и пр. Женский туалет состоял из множества украшений: перстней, колец, серег, туалетных сумочек и т. п. Один из наиболее полных наборов балкарской женской одежды XIV в. можно увидеть в Краеведческом музее г. Нальчика.
Мужская одежда состояла из кафтанов, меховых шуб, ноговиц, горских чабуров и чарыков из обработанной кожи. Обращает на себя внимание «ген-чарыкъ», которое происходит от древнетюркского слова «ген» — обработанная кожа, а «чарыкъ» — это общетюркский термин: обувь, тапки и др. т. п.
Основным украшением мужского костюма были кинжал, пояс и «хазыры», вошедшие в литературу как «газыри». Столь же широко распространён на Кавказе самобытный мужской головной убор — «башлык», т. е. наголовник, характерный для карачаево-балкарцев еще со времен скифов. Вообще, многие элементы женского и мужского костюма карачаевцев и балкарцев носят на себе явные преемственные черты одежды их предков — скифов, болгар, алан.
Завершая краткую характеристику карачаево-балкарской народной одежды, необходимо сказать, что она оказала существенное влияние на одежду соседний народов. Дело в том, что любое название перенимается народом вместе с самим предметом, например, «галифе», «фуражка», «костюм», «билет» и т. д. Следовательно, бытующий у всех народов Кавказа термин «башлык» не мог получить такое распространение без самого предмета. Если бы этот элемент одежды был изобретен другим народом, то вряд ли у него не нашлось слова «голова», чтобы назвать на своем языке «наголовник». То же самое относится и к термину «аркалыкъ» — «наспинник», к термину «газыри» (хазыр) —готовый. Дело в том, что этнографы давно отмечают, что первоначально газыри представляли собой готовые заряды для ружей.
|