История Карачаево-Балкарского народа | |
ГЛАВА VIII. БАЛКАРИЯ И КАРАЧАЙ В XVIII—нач. XIX вв.
Социальные институты обычного права
В общей системе обычного права балкарцев и карачаевцев большое место отводилось различным социальным институтам. Среди них особое значение имели институты родственных отношений. Широко было развито молочное родство между людьми, не связанными кровяными узами родства. Такие люди с малых лет отдавали |своих детей побратимам и они воспитывались в их домах. В доме побратимов эти дети считались молочными братьями и питались молоком одной матери. Такая мать называлась «Эмчек ана» — молочная мать, а сын назывался «Эмчек улан» — молочный сын. Институт этот назывался общетюркским термином «Аталык», т. е. «отцовство». Этот институт, ученый и путешественник в 20-х годах X века Ибн-Фадлан отмечал у волжских болгар. Название этого института широко вошло в язык многих народов. Многие кабардинские и балкарские князья и крестьяне отдавали своих детей в семьи своих друзей в Балкарию или Кабарду и тем самым способствовали укреплению дружбы и взаимоуважения народов.
Следующим таким же прекрасным институтом социальных отношений является институт «куначества», получивший название от общетюркского слова «конак» — гость. Куначество, или гостеприимство, испокон века является неотъемлемой частью духовного богатства народов Кавказа. Гость считался лицом почти священным, ему предназначалось все лучшее, чем располагал хозяин дома. Эту особенность кавказцев неоднократно отмечали многие европейские ученые и путешественники XIII—XIX вв. Для примера можно вспомнить балкарского князя Пулада (Болата), дерзнувшего ответить отказом самому Тимуру, который потребовал у него выдачи его гостя — золотоордынского эмира Утурку. Таких примеров кавказоведческая литература знает множество.
Такие социальные термины, широко вошедшие в этнографию кавказских народов, как «Аталык», «Куначество», «Узден», термины одежды, оружия и многие другие показывают значительное влияние карачаево-балкарской этносоциальной культуры на соседние народы.
|