пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | электронная библиотека
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКАИстория Карачаево-Балкарского народаОГЛАВЛЕНИЕ


История Карачаево-Балкарского народа

ГЛАВА VI. АЛАНЫ И АСЫ-ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

Культура и быт аланских племен

Как потомки кочевников — скифов, аланы традиционно сохранили в своем быту и культуре все основные элементы образа жизни и мировоззрения своих древних предков — ямников и сармат. По словам древних авторов — современников алан, последние, как истинные номады (кочевники) перекочевывали на огромные пространства вместе со всем своим скарбом, семьями и пр. Как пишет Аммиан Марцеллин, у них нет никаких шалашей, нет заботы о хлебопашестве, они питаются мясом и молоком, живут в кибитках с «изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям». «Почти все аланы высоки ростом,— продолжает он,— и красивы, с умеренно белокурыми волосами. Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствии легкости вооружения (лук, стрелы, копье, дротик и пр.— авт.), и во всем похожи на гуннов, только с более легким и более культурным образом жизни... Они по варварскому (т. е. гуннскому — авт.) обычаю втыкают меч в землю и поклоняются ему как Марсу-покровителю стран, по которым они кочуют... Гадают о будущем по ивовым прутьям, собранным в определенное время. Рабства не знают, будучи все одинаково благородного происхождения, в судьи, начальники, правители выбирают до сих пор лиц, долгое время отличавшихся в боях»,— заключает Аммиан Марцеллин — один из римских знатоков истории и культуры кочевых племен.

Это кочевнический период истории алан. С постепенным оседанием «на землю», с переходом к оседлой форме жизни, значительно меняется их культура и бытовой уклад. Они начинают строить сначала земляные рвы и валы вокруг своих оседлых поселений, затем переходят к каменному зодчеству, начинают строить дома на каменном цоколе, сооружать каменные погребальные сооружения - ьсклепы, гробницы и т. д. Постепенно начинают заниматься хлебопашеством, земледелием, огородничеством, разведением крупного рогатого скота, обработкой земледельческого и скотоводческого продукта.

С падением Хазарского каганата (под ударами арабов и русов) усиливается роль алан в международной политике. К ним начинает проникать христианство из Византии. Эта мировая религия у алан тесно переплетается с пережитками языческих представлений. В этом отношении в их культуре находят прямое продолжение языческие обряды и представления, как поклонение божественному мечу у скифов, как почитание меча у гуннов, воспринимавших его как божий дар Аттиле, как скифо-гуннский способ предсказывать будущее по гаданию на ивовых прутьях и т. д. Таким образом, аланы сохранили образ жизни, бытовые и культурные традиции своих предков-кочевников древней эпохи.

С падением Хазарского каганата аланские племена объединяются в мощное раннефеодальное государство, активно воздействующее на весь ход истории на Кавказе, в Крыму, Подунавье и Закавказье. В 20-х годах X века аланы принимают христианство, начинается в Алании мощный расцвет христианской культуры, строительство древнейших (старше Новгородских) храмов на реке Архыз, на Зеленчуке, на городище Эски-Джурт (Верхний Архыз), других районах Карачая, Балкарии и прилегающих районах.

Христианство на Северном Кавказе развивалось и распространялось вплоть до утверждения Золотой Орды в этих областях. В XIV в. было начато строительство раннемусульманских мечетей на месте прежних христианских церквей, у Эльхотовских ворот, в местности Татар-туп, на городище Нижний Джулат у г. Майский в Кабардино-Балкарии и других местах. Христианские церкви в Балкарии и Карачае функционировали вплоть до конца XVII века.

Необходимо иметь в виду, что как в Алании, так и в Балкарии и Карачае христианство сильно сочеталось с пережитками язычества. Мощное развитие в Алании получило прикладное искусство, отображающее различные сюжеты мифологических представлений и легенд. Археологические находки говорят о том, что небывалого расцвета получили камнерезное, косторезное, кожевенное ремесло, обработка дерева, шерсти, горнорудное дело, а также обработка драгоценных камней и металлов, изготовление оружия: луков, стрел, копий, дротиков, ножей, кинжалов и сабель.

Широко был развит в Алании и обмен. Торговали с Византией, арабскими странами, Грузией, Арменией, странами Восточной Европы, Средней и Центральной Азией.


ГЛАВА I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БАЛКАРЦАХ И КАРАЧАЕВЦАХ
Характеристика карачаево-балкарского народа
Хозяйство и культурно-экономические связи
Культура, просвещение, наука
Древние сведения о балкарцах и карачаевцах

ГЛАВА 2. ЧТО ТАКОЕ ЭТНОГЕЗ
Понятие о языковых семьях и группах
Источники изучения этногеза
Состояние изученности этногеза карачаево-балкарцев

ГЛАВА 3. ДРЕВНИЕ ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И ТЕРРИТОРИЯ ИХ РАССЕЛЕНИЙ
Зарождение традиционной культуры тюркских племен
Расселение и древние контакты пратюркских племен
Кавказ и древние пратюрки. Майкопская культура
Продвижение пратюрков в Закавказье и Переднюю Азию
Шумеро-Карачаево-Балкарские лексические схождения

ГЛАВА IV. СКИФО-САРМАТЫ—ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
Наследники ямной культуры
Краткие сведения о Скифии
Древние авторы о скифах и сарматах
Скифские легенды и сказания об их происхождении
Кто такие киммерийцы
О языке скифов и сармат
Культура и быт скифов и сармат
Искусство скифов и сармат
Быт и устройство скифского общества
Военно-политическая история скифов - предков карачаево-балкарцев
Походы скифов в переднюю Азию
Походы Дария на скифов
Борьба скифского царя Атея с Филиппом Македонским

ГЛАВА V. ГУННО-БОЯГДРСКИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ БАЛКАРЦЕВ И КАРЧААЕВЦЕВ
Гунны Северного Кавказа
Гунны в Европе. Держава Аттилы
Потомки гуннов на Северном Кавказе
Великая Болгария-держава Кубратa
Этно-топонимическое наследие гунно-болгар и хазар
Археологическое наследие болгар в Балкарии и Карачае
Наследие болгар в традиционной культуре балкарцев и карачаевцев
Гунно-болгары и хазары в генеалогических преданиях балкарцев и карачаевцев

ГЛАВА VI. АЛАНЫ И АСЫ-ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
Расселение алан на Северном Кавказе
Культура и быт аланских племен
Аланы—предки балкарцев и карачаевчев
Кто такие асы
Военно-политическая история алано-асов - предков карачаево-балкарцев
Монголо-татарское нашествие на алано-асов
Походы Тимура и покорение асов

ГЛАВА VII. БАЛКАРИЯ И КАРАЧАЙ В XV-XVII вв.
Расселение кабардинцев в Предкавказье
Взаимоотношения Балкарии и Кабарды
Бакаро-Карачаево-Грузинские отношения
Балкария и Карачай в системе русско-кавказских отношений. Развитие контактов с Грузией

ГЛАВА VIII. БАЛКАРИЯ И КАРАЧАЙ В XVIII—нач. XIX вв.
Балкария и Карачай в известиях путешественников и ученых XVIII вв.
Из истории социальной структуры карачаево-балкарского общества
Народный институт самоуправления — Тере
Социальные институты обычного права

ГЛАВА IX. ЭКОНОМИКА И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БАЛКАРИИ И КАРАЧАЯ XIV—XIX вв.
Домашние промыслы и торговля
Поселения и жилища балкарцев и карачаевцев
Одежда и украшения
Пища и утварь
Выводы








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!