пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | электронная библиотека
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКАИстория Карачаево-Балкарского народаОГЛАВЛЕНИЕ


История Карачаево-Балкарского народа

ГЛАВА VII. БАЛКАРИЯ И КАРАЧАЙ В XV-XVII вв.

Балкария и Карачай в системе русско-кавказских отношений. Развитие контактов с Грузией

В XVI—XVII вв. и позднее всю свою политику с кавказскими народами и государствами Россия проводила через Кабарду, которая <к тому времени занимала самую важную, стратегическую, центральную часть Северного Кавказа. Кабардинские князья умело приспосабливались к этой ситуации и пользовались всяческими поощрениями со стороны России, получая почести, титулы и деньги за поддержку политики России на Кавказе. Однако, для успешного продвижения в своих контактах с Закавказьем, с Грузией в первую очередь, России необходимо было налаживать связи с Балкарией, которая к тому времени представляла собой вполне оформившуюся политическую общность, называемую «Беш тау эль», т. е. «Пять горских обществ», каждое из которых имело свою верховную власть в лице народного собрания — Т ё р е. Каждое из этих малых Тёре подчинялось единому верховному Общебалкарскому Тёре во главе с верховным правителем — Олием.

Впервые в русских документах имя балкарского народа появляется в 1629 году. В январе месяце терский воевода И. А. Дашков сообщает в Москву, что в местности, где живут «балкары», имеются залежи серебряной руды, владеют этой землей сыновья сестры кабардинского князя Пшимахо Камбулатовича Черкасского Данный документ подтверждает давние кровнородственные связи балкарцев, карачаевцев и кабардинцев: сестра Пшимахо, была замужем за балкарским владетелем. Местностью «балкар» владели ее сыновья Апши и Абдулла (иногда упоминается их фамилия — Тазрековы, но насколько это верно отражено, трудно судить,—авт.).

В 1636 году Имеретинский царь Леван- ?? посылает посольство к русскому двору, а в ответ на это в 1639 году в Имеретию отправляются послы Москвы — Павел Захарьев, Федот Баженов. При подобных посольствах русский царь направлял посольские грамоты балкарским владетелям, через земли которых надо было идти послам. Такие грамоты выдавались и кабардинским и иным князьям, что говорит о самостоятельности балкарских князей в международных отношениях на Кавказе и с Россией.

Показав свои посольские грамоты, Елчин, Захарьев и Баженов пробыли 15 дней в гостеприимной семье карачаевских князей из рода Крымшаухаловых, у младших братьев Камгута — Эльбуздука и Гиляксана, которые жили недалеко от современного города Тырныауз в Баксанском ущелье в ауле Эль-Джурт. Здесь же располагается мавзолей Камгута и башня его жены Гошаях-бийче. Отсюда русские послы отправились в Сванетию и далее к имеретинскому царю. Следующее посольство русского царя прошло в Грузию в 1651 году через Верхнюю Балкарию, по реке Сукан-су и далее. Послов Н. С. Толочанова и А. И. Иевлева радушно встречал и снабдил провиантом, вьючными животными и проводниками балкарский князь Артутай Айдаболов, предки которого уже упоминались в документе 1629г.

В следующем документе 1653 года говорится о том, что Имеретинский царь Александр приглашал русских послов Жидовинова и Порошина посмотреть, «как он будет крестить Женбулата сына Балкарского владетеля Айдарболова» (Айдаболова — авт.). Кстати сказать, из Грузии христианство проникало в Балкарию уже с XII века, о чём говорят развалины церкви у сел. Хулам, на стенах которой были открыты христианские фрески.

В 1658 году в Москву направлялось посольство во главе с грузинским царем Таймуразом для налаживания русоко-грузинских связей. Путь Таймураза пролегал через Балкарию, где к его свите примкнула балкарская депутация во главе с уже упомянутым князем Артутаем Айдаболовым. В Москве он был радушно принят и наравне с Таймуразом вознагражден подарком в 40 соболей. Артутай пробыл в Москве около года.

Через 35 лет после этих событий в Москву пробирается опальный имеретинский царь Арчил. Как только он из Балкарии проехал на равнину, по дороге в крепость Терки на него напали отряды Тарковского шамхала Будая и князя Малой Кабарды Кульчука Келембетова. В сложной международной обстановке того периода Будай придерживался персидской, а Кульчук крымской ориентации. Каждый из них хотел выдать Арчила своему патрону. Арчил находился в плену Кульчука с сентября по ноябрь месяц 1693 года. Однако, как свидетельствуют документы, «красота Арчила и его мужество сделали такое впечатление на жену Кульчука, что ночью она доставила ему средство к побегу: он скрылся в Басян (Басиан — авт.), а его люди ушли в Дигор». 28-го ноября 1693 г. стало известно русскому начальству в Астрахани, что Арчил был пленен, а затем скрылся, в «страну Балкар при истоках Малки». В своём письме от 15 апреля 1694 года Арчил писал Терскому воеводе, «что находится в Балкаре и чтобы его оттуда вывели». В письме от 20 мая 1696 года Арчил подробно описывает великим наследникам-самодержцам России Иоану Алексеевичу и Петру Алексеевичу, как все с ним случилось. В сентябре месяце Арчил был вывезен из Балкарии.

Со второй половины XVII века сведения о балкарцах и карачаевцах все чаще попадают в письменные источники. Среди авторов, писавших о них, следует отметить Арканджело Ламберти (1654 г.), Николая Витсена (1692 г.), Энгельберта Кемпфера (1651 — 1716 гг.), Абри де Ла Мотрэ (1674—1743 гг.) и многих других. Еще больше сведений о карачаевцах и балкарцах содержат документы XVIII—XIX вв.


ГЛАВА I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БАЛКАРЦАХ И КАРАЧАЕВЦАХ
Характеристика карачаево-балкарского народа
Хозяйство и культурно-экономические связи
Культура, просвещение, наука
Древние сведения о балкарцах и карачаевцах

ГЛАВА 2. ЧТО ТАКОЕ ЭТНОГЕЗ
Понятие о языковых семьях и группах
Источники изучения этногеза
Состояние изученности этногеза карачаево-балкарцев

ГЛАВА 3. ДРЕВНИЕ ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И ТЕРРИТОРИЯ ИХ РАССЕЛЕНИЙ
Зарождение традиционной культуры тюркских племен
Расселение и древние контакты пратюркских племен
Кавказ и древние пратюрки. Майкопская культура
Продвижение пратюрков в Закавказье и Переднюю Азию
Шумеро-Карачаево-Балкарские лексические схождения

ГЛАВА IV. СКИФО-САРМАТЫ—ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
Наследники ямной культуры
Краткие сведения о Скифии
Древние авторы о скифах и сарматах
Скифские легенды и сказания об их происхождении
Кто такие киммерийцы
О языке скифов и сармат
Культура и быт скифов и сармат
Искусство скифов и сармат
Быт и устройство скифского общества
Военно-политическая история скифов - предков карачаево-балкарцев
Походы скифов в переднюю Азию
Походы Дария на скифов
Борьба скифского царя Атея с Филиппом Македонским

ГЛАВА V. ГУННО-БОЯГДРСКИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ БАЛКАРЦЕВ И КАРЧААЕВЦЕВ
Гунны Северного Кавказа
Гунны в Европе. Держава Аттилы
Потомки гуннов на Северном Кавказе
Великая Болгария-держава Кубратa
Этно-топонимическое наследие гунно-болгар и хазар
Археологическое наследие болгар в Балкарии и Карачае
Наследие болгар в традиционной культуре балкарцев и карачаевцев
Гунно-болгары и хазары в генеалогических преданиях балкарцев и карачаевцев

ГЛАВА VI. АЛАНЫ И АСЫ-ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
Расселение алан на Северном Кавказе
Культура и быт аланских племен
Аланы—предки балкарцев и карачаевчев
Кто такие асы
Военно-политическая история алано-асов - предков карачаево-балкарцев
Монголо-татарское нашествие на алано-асов
Походы Тимура и покорение асов

ГЛАВА VII. БАЛКАРИЯ И КАРАЧАЙ В XV-XVII вв.
Расселение кабардинцев в Предкавказье
Взаимоотношения Балкарии и Кабарды
Бакаро-Карачаево-Грузинские отношения
Балкария и Карачай в системе русско-кавказских отношений. Развитие контактов с Грузией

ГЛАВА VIII. БАЛКАРИЯ И КАРАЧАЙ В XVIII—нач. XIX вв.
Балкария и Карачай в известиях путешественников и ученых XVIII вв.
Из истории социальной структуры карачаево-балкарского общества
Народный институт самоуправления — Тере
Социальные институты обычного права

ГЛАВА IX. ЭКОНОМИКА И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БАЛКАРИИ И КАРАЧАЯ XIV—XIX вв.
Домашние промыслы и торговля
Поселения и жилища балкарцев и карачаевцев
Одежда и украшения
Пища и утварь
Выводы








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!