пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | электронная библиотека
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКАИстория Карачаево-Балкарского народаОГЛАВЛЕНИЕ



История Карачаево-Балкарского народа

ГЛАВА VI. АЛАНЫ И АСЫ-ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

Аланы—предки балкарцев и карачаевчев

По данным римских авторов, аланы — это «прежние массагеты», а современная наука установила полное тождество массагетов и туркмен. Следовательно, аланы являлись тюркским племенем. Этот факт подтверждается тем обстоятельством, что среди современных туркменов как отдельная родовая группа сохранились аланы. Интересно напомнить родовые имена этих аланов: Мирши-кар, Болук-аул, Эшек, Аяк-чар, Кара-мугул, Токуз, Кер, Бельке и др. Родоплеменные группы алан проживают и в Узбекистане, Таджикистане, на Алтае. Среди алтайцев существует родовая группа, именующаяся «Аландан келген», т. е. «пришедшие с равнин».

Кроме того, слово «алан» на многих тюркских языках означает понятие «равнина», «долина».

Ближайшие соседи карачаевцев—мегрелы и поныне называют карачаевцев аланами. Этот этноним на Кавказе не знает ни один народ, кроме балкарцев и карачаевцев. Термин «алан» у балкарцев и карачаевцев употребляется при обращении в смысле «сородич», «соплеменник». Кроме перечисленных фактов, о тождестве алан и балкаро-карачаевцев говорят и письменные источники, исходящие из Византии, которые Аланией называли территорию Карачая. Традиция называть Аланией именно этот регион сохранилась и в географических картах Кавказа XVIII—XIX веков, даже в период строительства Военно-Грузинской дороги через Владикавказ.

Неоспоримыми аргументами в пользу мнения о тюркоязычности алан и их ведущей роли в формировании Карачаево-балкарского народа является так называемая «Зеленчукская надпись» XII в., найденная на карачаевском поселении «Эски-Джурт» (Верхний Архыз), и «Аланское приветствие», зафиксированное византийским поэтом XII века Иоанном Цецем. В Зеленчукской надписи очень легко читаются общетюркские слова и термины: «Ата журт» — родина, отчизна; «Белюнюб» — отделившись; «Зыл» — год; «Де» — повествуй; «Тейри» — верховное божество тюрков Тенгри; «Цахырыф» — призвав; «Алан юртлагъа» — на равнинные поселения; «Багатар» — богатырь и мн. др. Одним словом, надпись повествует о том, что некогда, призвав бога, собравшись вместе, некоторые группы племен решили переселиться на равнину. Надпись гласит о распаде племенного объединения

В аланском приветствии Иоанна Цеца также легко читаются балкаро-карачаевские выражения, ни у кого больше не встречающиеся (т. н. идиоматические выражения) типа «Ой юйюнге!», а также слова: «Кюн» — день; «хош» — добрый; «каитыф» — вернувшись; «катын» — госпожа и др. Все иные попытки прочесть эти документы, вписывая не существующие в них буквы, переставляя слова и буквы и прочими насилиями над текстами, не дают ничего утешительного, кроме бессмысленных нагромождений отдельных слов или личных имен. Имеющиеся в историко-этнографической и лингвистической науке материалы однозначно говорят о том, что аланы были тюркоязычным племенем и являлись одним из основных компонентов в происхождении балкарцев и карачаевцев


ГЛАВА I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БАЛКАРЦАХ И КАРАЧАЕВЦАХ
Характеристика карачаево-балкарского народа
Хозяйство и культурно-экономические связи
Культура, просвещение, наука
Древние сведения о балкарцах и карачаевцах

ГЛАВА 2. ЧТО ТАКОЕ ЭТНОГЕЗ
Понятие о языковых семьях и группах
Источники изучения этногеза
Состояние изученности этногеза карачаево-балкарцев

ГЛАВА 3. ДРЕВНИЕ ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И ТЕРРИТОРИЯ ИХ РАССЕЛЕНИЙ
Зарождение традиционной культуры тюркских племен
Расселение и древние контакты пратюркских племен
Кавказ и древние пратюрки. Майкопская культура
Продвижение пратюрков в Закавказье и Переднюю Азию
Шумеро-Карачаево-Балкарские лексические схождения

ГЛАВА IV. СКИФО-САРМАТЫ—ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
Наследники ямной культуры
Краткие сведения о Скифии
Древние авторы о скифах и сарматах
Скифские легенды и сказания об их происхождении
Кто такие киммерийцы
О языке скифов и сармат
Культура и быт скифов и сармат
Искусство скифов и сармат
Быт и устройство скифского общества
Военно-политическая история скифов - предков карачаево-балкарцев
Походы скифов в переднюю Азию
Походы Дария на скифов
Борьба скифского царя Атея с Филиппом Македонским

ГЛАВА V. ГУННО-БОЯГДРСКИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ БАЛКАРЦЕВ И КАРЧААЕВЦЕВ
Гунны Северного Кавказа
Гунны в Европе. Держава Аттилы
Потомки гуннов на Северном Кавказе
Великая Болгария-держава Кубратa
Этно-топонимическое наследие гунно-болгар и хазар
Археологическое наследие болгар в Балкарии и Карачае
Наследие болгар в традиционной культуре балкарцев и карачаевцев
Гунно-болгары и хазары в генеалогических преданиях балкарцев и карачаевцев

ГЛАВА VI. АЛАНЫ И АСЫ-ПРЕДКИ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
Расселение алан на Северном Кавказе
Культура и быт аланских племен
Аланы—предки балкарцев и карачаевчев
Кто такие асы
Военно-политическая история алано-асов - предков карачаево-балкарцев
Монголо-татарское нашествие на алано-асов
Походы Тимура и покорение асов

ГЛАВА VII. БАЛКАРИЯ И КАРАЧАЙ В XV-XVII вв.
Расселение кабардинцев в Предкавказье
Взаимоотношения Балкарии и Кабарды
Бакаро-Карачаево-Грузинские отношения
Балкария и Карачай в системе русско-кавказских отношений. Развитие контактов с Грузией

ГЛАВА VIII. БАЛКАРИЯ И КАРАЧАЙ В XVIII—нач. XIX вв.
Балкария и Карачай в известиях путешественников и ученых XVIII вв.
Из истории социальной структуры карачаево-балкарского общества
Народный институт самоуправления — Тере
Социальные институты обычного права

ГЛАВА IX. ЭКОНОМИКА И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БАЛКАРИИ И КАРАЧАЯ XIV—XIX вв.
Домашние промыслы и торговля
Поселения и жилища балкарцев и карачаевцев
Одежда и украшения
Пища и утварь
Выводы








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!