пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | теберда
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ТЕБЕРДАОчерки о Тебердинском заповедникеОГЛАВЛЕНИЕ



 Теберда 

Теберда-Клухорский перевал

Из трех перевальных дорог Кавказа - Военно-Грузинской, Военно-Осетинской и Военно-Сухумской последняя по справедливости считается наиболее красивой из всех, и лучший ее участок-Курорт Теберда-Клухорский перевал-проходит по территории Тебердинского заповедника. Расстояние от курорта Теберда до перевала-43 км, до Сухуми - 171 км.

При выезде из курорта находится контрольный пост заповедника, дальше движение разрешается только по пропускам. Километраж дан от моста курорта Теберда, применительно к бытующим здесь названиям. На четвертом километре за контрольным постом пролегает узкая дорога, высоко над рекой. Впереди к югу открывается уже знакомая панорама: Софруджу и Белалы-кая.

Контрольный пост является границей, дальше которой выпас скота из поселка не разрешается, и эта граница хорошо видна по зеленой поросли. Она сопровождает дорогу на всем ее пути и выше, на подъеме к перевалу, деревья-пионеры уже ведут наступление на горные луга. Прекращение после организации заповедника выпаса скота и бессистемного его прогона вызвало усиление процессов естественного лесовозобновления.

За пятым километром попадается небольшая поляна-Чомалов кош, здесь у склона в начале лета можно видеть не стаявший снег лавины со склона Чертова замка. Дорога идет береговыми террасами по хвойному лесу, оживленному небольшими полянками. В конце седьмого километра дорога огибает невысокий скальный выступ, здесь-начало тропы в долину и к озерам. В 0,5 км есть мост через реку Уллу-Муруджу, которая протекает красивым бурным потоком в коридоре хвойного леса. За мостом дорога огибает скальный выступ. Напротив, за рекой Тебердой,-раздвоенное ущелье Хаджибея (вправо) и Бадука (влево).

С поворота открывается широкий вид на долину Теберды со снежными вершинами к югу и с широко разветвленной сетью речных протоков. На двенадцатом километре - река Гедейж, со светлой водой, характерной для источников неледникового питания.

Дальше открывается пойменная поляна, часто заливаемая рекой Тебердой. Называется поляна Кептала (круглая поляна). За ней дорога пересекает мощный моренный вал, теперь заросший лесом,- следы деятельности древнего ледника. У края морены (с юга) протекает небольшая речка Цветочная, с чистой, прозрачной водой, заросшая водяной растительностью.

Напротив, за рекой Тебердой, виден водопад Малого Хутыя. По его ущелью часто скатываются снежные лавины, нередко перекрывающие долину и достигающие мостика через Цветочную речку. На пятнадцатом километре дорога выходит к берегу Гоначхира и поворачивает на восток, к Клухорскому перевалу.

Перед поворотом стоит дом дорожных ремонтеров. Через реку Гоначхир переброшен мост. Это дорога к Домбаю. Гоначхир в переводе значит "узкое место" и это название вполне оправдывается: только река и узкая полоса дороги помещаются в ущелье. Противоположный склон весь в зелени, сплошной моховой ковер покрывает скалы и камни. И трудно себе представить, что там за этим лесом проходит заросшее старое русло Гоначхира с хорошо сохранившейся устьевой ступенью трога. Поток воды в реке стремителен и нередко уходит под навесы подмытых скал. На скалах можно видеть и углубления - котлы, промытые водой, когда уровень дна был выше.

Двумя серпантинами, красиво оформленными каменными подпорными стенками, дорога поднимается высоко над рекой и, обогнув поворот, снова уходит в лес. С поворота открывается вид на только что пройденную теснину Гоначхира. Рано утром здесь можно встретить серн, приходящих к реке и солонцам, заложенным для них заповедником. Скалы, заросшие травой и лесом, их любимое место. Зимой они нередко бывают на дороге, под нависшей скалой.

На девятнадцатом километре-небольшая поляна. Здесь постройки дорожных рабочих и кордон заповедника. Отсюда открывается вид на верховья Северного Клухора. Главного хребта не видно, так как он закрыт хребтом Мусса-Ачитара, который возвышается за рекой. Против кордона находится древнее пещерное кладбище (X-XI вв). Когда-то здесь произошел обвал из крупных глыб. В хаосе их нагромождения, в пещерах и пустотах-древние погребения, расхищенные и разоренные, но выше, в скалах, возможно, еще сохранились нетронутые. Погребения были в сосновых колодах и под камнями. Встречались в погребениях уголь и береста, вероятно, как средства консервации тела при перевозке.

У кордона построен мост через Гоначхир, ведущий на левый берег. В долине Гоначхира хорошо и отчетливо видно влияние экспозиции склона: правый солнечный склон покрыт сосновым лесом, левый затененный темнохвойными породами (пихтой и елью). На склонах по пути движения снежных лавин лежат широкие полосы угнетенного лиственного леса и кустарников. На 22 километре, за небольшой открытой поляной, дорога, в обход лавинного участка, переходит по мосту на левый берег и дальше, на 26 километре-возвращается на правый.

За вторым мостом с поляны открывается вправо вид на долину реки Бу-ульгена ("олень убит"). В глубине ее возвышается огромная стена Домбай-ульгена ("зубр убит"). Немного выше моста сливаются реки Северный Клухор и Бу-ульген, ниже которых река принимает название Гоначхир.

За смешанным лесом встречается большая, открытая поляна-это пойма реки Северный Клухор. Впереди видны вершины Хокель и Чотча. Влево, у склона, небольшое останцевое озеро-Туманлы-кель. По широкой пойме разливаются реки Северный Клухор и его притоки Кти-Муруджу, Аручат (слева), Чотча (справа). Пойма заболочена, это днище древнего озера. В настоящее время, после прекращения выпаса скота, она зарастает лиственным лесом, но он так и останется порослью, так как долина перекрывается снежными лавинами.

От озера дорога идет по безлесному склону, постепенно набирая высоту. По пути встречаются бурные потоки: Кти-Муруджу (Малая Муруджу) и Аручат. За рекой Аручат растет высокоствольный хвойный лес, последний на этом участке северного склона Главного хребта.

Последний жилой пункт на северном склоне Главного хребта - Северный приют, или, как его чаще называют "34-й километр". 3десь организован палаточный лагерь, где туристы ночуют перед выходом на Клухорский перевал, и метеорологическая станция. Прямо над ними, за рекой, видны скалы Чотчи, вправо-широкое ущелье реки Чотчи с ледником в глубине его; над ним высятся склоны Бу-ульгена и на переднем плане вершина Дотах-кая. Короткими серпантинами дорога поднимается по склону и на тридцать восьмом километре выходит на каменистую поляну. Отсюда виден водопад реки Северный Клухор при выходе его из озера, а также и последний подъем к нему, серпантином по крутому склону.

В конце подъема к современной дороге подходит тропа старой Военно-Сухумской дороги, так называемая турецкая тропа. Чем выше поднимается дорога, тем шире раскрывается вид. Постройки внизу на Северном приюте кажутся совсем маленькими.

Обогнув невысокий "бараний лоб", дорога выходит к Клухорскому озеру (2 269 м над уровнем моря). Оно лежит в глубокой скальной выемке. С юга к нему спускается пологий Клухорский ледник. Лет 30 назад он доходил до берега, теперь отступил и на его месте образовалось новое моренное озеро, берегом которого частично служит край льда.

Над озером - Чоулучатский ледник. Вытекающие из него ручьи падают водопадами, один из них носит название Адам-Крылган ("Человек погиб"), память о бывшем здесь несчастном случае. Дорога огибает озеро и оно остается вправо: старая же "Абхазская" тропа идет по скалам к леднику, оставляя озеро влево. От озера - широкий вид на долину Гоначхира и Тебердинский участок Главного хребта. Следует иметь в виду, что с перевала вид ограничен: видны долины Южного Клухора, Клыча, Клычского хребта, в сторону же Теберды вид закрыт.

Лучший вариант подъема к Клухорскому перевалу от Северного приюта по серпантинам - не спрямляя дороги. Это неутомительный подъем и более интересный в видовом отношении. От озера к перевалу два пути: по дороге, если расчищены завалы, и по Абхазской тропе, перейдя через реку у истока. Тропа поднимается по скалам над озером, затем выходит на ледник и по нему подходит к седловине перевала. Дорога проходит перевал несколько выше. Вид с перевала открыт только к югу.

Спуск надо делать по тропе, так как серпантины сильно удлиняют его.

В августе 1942 года немецко-фашистские войска пытались прорваться через Клухорский перевал, но были задержаны. Остатки бомбоубежищ, и разрушенные блиндажи напоминают о бывших здесь ожесточенных боях. Ближайший выход к Черному морю для фашистов был закрыт, и они понесли здесь тяжелые потери. Поляна на тридцать восьмом километре называется также немецким кладбищем.

Обычно Клухорский перевал рассматривается только как транзитный путь к Сухуми. А между тем перевал и его район является самоцелью хороших туристских маршрутов, не утомительных, но содержательных. Теперь, при наличии дороги, маршрут на перевал может быть однодневным с подъездом и возвратом на автомашине, но и в этом случае Клухорский перевал не потеряет своего значения туристского маршрута.

Читать на тему:
Отдых в Теберде
Теберда. Путеводитель


К началу книги

Заповедник и его задачи
Историческое прошлое долины Теберды
Курорт Теберда
Рельеф и ландшафты
Геологическое строение и почвы
Климат Теберды
Реки и озера Теберды
Ледники
Растительность
Животный мир
Туризм и альпинизм в Теберде

Туристические маршруты
Водопад Шумка
Перевал Эпчик
Джемагатские нарзаны
Долина Назалы-кол
Вокруг Кель-баши
Перевал Назалы-кол
Муруджинские озера
Долина Муху
Гора Лысая
Мухинский перевал
Азгекские озера
Малая Хатипара
Бадукские озера
Хаджибейское озеро
Дорога на Домбай по левому берегу реки Теберды
Домбайская поляна
Долина Домбай-Ульгена
Чучхурский водопад
Птышский ледник
Чучхурский перевал
Мусса-Ачитара
Западный Чучхур
Софруджинский водопад
Долина Алибека
Кругозор Семенов-баши
Теберда-Клухорский перевал
Библиографический указатель








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!