пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
КОННАЯ ПОДГОТОВКА • Полевая ездаОГЛАВЛЕНИЕ



 Конная подготовка 

Полевая езда

1. ОСОБЕННОСТИ ПОЛЕВОЙ ЕЗДЫ
Полевая езда является более сложной, чем верховая езда в манеже, и проводится с целью подготовки всадника и лошади к совершению длительных и быстрых переходов, к действиям на разнообразной местности по различным грунтам и во всякое время года и суток.
Полевая езда дает всаднику большую самостоятельность в управлении лошадью, чем езда в манеже. При работе в поле всадник учится не только управлять лошадью, но и ориентироваться на местности, правильно использовать ее для передвижения и сохранения сил лошади.
Вместе с этим полевая езда вырабатывает у лошади сноровистость и ловкость движений по различным грунтам и на любой местности, смелость, навыки преодолевать разного рода естественные препятствия.
До занятий в поле всадник должен уже иметь первоначальные навыки по верховой езде в манеже, обладать правильной и прочной посадкой и уметь управлять лошадью. В процессе же полевой езды всадник совершенствует свою посадку, приобретает гибкость и ловкость, необходимую смекалку и сноровку в управлении лошадью.
Посадка всадника в полевой езде должна быть более свободной и непринужденной, обеспечивающей сохранение сил всадника и лошади. Однако посадка должна быть такой, при которой постоянно сохранялась бы определенная связь в движениях лошади и действиях всадника.
Особенность управления лошадью в поле заключается в отсутствии тех требований сбора лошади, которые стесняют ее движения и нарушают необходимое для лошади естественное равновесие.
Собирать лошадь при езде в поле так, как в манеже, нецелесообразно потому, что собранная лошадь окажется связанной в своих действиях, не сможет хорошо смотреть под ноги и будет лишена возможности восстанавливать потерянное равновесие. Кроме того, при сборе лошадь, принимая искусственное положение, затрачивает больше усилий и быстрее утомляется.
Двигаясь же свободно без сбора, лошадь уверенно идет по неровному полевому грунту. Поэтому при полевой езде лошади дают некоторую свободу движений, не стесняя движения ее головы и шеи. Однако такая Свобода движений лошади не означает, что следует отказаться от управления ею, наоборот, всадник всегда должен быть готовым активно воздействовать на лошадь, не позволяя ей отклоняться от выбранного им направления, обходить те препятствия, которые необходимо преодолевать, и в той или иной форме пресекать ее непослушание.
При работе в поле нужно добиваться от лошади охотного и Свободного движения вперед, что достигается выработкой у нее большой отзывчивости на средства воздействия (шенкеля, поводья, корпус).
Полевая подготовка включает в себя уравнивание аллюров, движение по ровной и пересеченной местности, преодоление подъемов и спусков, преодоление естественных препятствий, в том числе и водных, движений по различным грунтам, в лесу, по болоту и по льду. Она слагается из двух основных моментов: из обучения полевой езде самого всадника и из полевой подготовки лошади.

2. УРАВНИВАНИЕ АЛЛЮРОВ

Типичными полевыми аллюрами являются свободный шаг, естественная (не широкая) рысь и полевой галоп. Движение одним и тем же аллюром продолжительное время невыгодно:
этим или быстро утомляются лошади, или же не обеспечивается нужная скорость движения. Поэтому при езде в поле необходимо чередование аллюров.
Чередование практически означает движение в определенной последовательности шагом и рысью, а в некоторых случаях и замену рыси галопом. При этом сочетании движение разными аллюрами должно быть построено так, чтобы оно не только ускоряло само движение, но и способствовало бы сохранению сил всадника и лошади. Чередование аллюров в определенной последовательности называется переменным аллюром. Движение же в определенную норму времени одним и тем же аллюром называется репризом.
Расчетной нормой при движении рысью считается, когда лошадь проходит 1 километр за 5 минут, репризы рыси не следует делать более 15 минут, так как они быстро утомляют лошадь. Наиболее выгодно двигаться рысью без перерыва в течение 5-10 минут, после чего переходить на движение шагом. Продолжительность движения шагом должна быть такой, которая бы обеспечивала восстановление у лошади нормального дыхания и отдыха мышц. Установлено, что после 10 минут движения рысью лошадь на шагу восстанавливает свое дыхание и силу мышц также через 10 минут.
Исходя из этого, продолжительность движения шагом н должна быть не менее 10 минут, за которые лошадь пройдет 1 километр.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что наиболее выгодный переменный аллюр будет состоять в чередовании 10-минутных репризов рыси с 10-минутными репризами шага. Когда нужно облегчить движение лошади, репризы шага можно увеличить до 20 минут, за которые лошадь пройдет 2 километра, или сократить репризы рыси до 5 минут. При необходимости ускорить движение не следует увеличи-вать репризы рыси более 15 минут или переходить в прибав-ленную рысь, а целесообразнее за счет рыси вести лошадь некоторое время галопом или сокращать движение шагом до 5 минут.
Большое значение для сохранения сил всадника и лошади при прохождении маршрута играет расчет движения. Он помогает наиболее правильно использовать силы всадника и лошади на различной местности и грунте.
При составлении расчета движения прежде всего необходимо ознакомиться с тем маршрутом, который предстоит пройти, определить его расстояние и время, отведенное на прохождение всего пути, а затем сделать подсчет средней скорости движения.
После определения средней скорости движения детальным изучением местности (по карте или на основании личного знания маршрута) необходимо определить участки местности по их проходимости и удобству, разбить путь на отдельные от-резки и определить для каждого из них скорость движения. Естественно, что наиболее удобные и легкие участки будут проходиться быстрее и, наоборот, более трудные - медленнее.
Например, на трудных участках скорость движения будет 5-6 километров в час, а на более легких она может быть до-ведена до 8 и более километров.
После того, как будут определены расстояние и скорость движения для каждого отдельного участка пути, подсчиты-вается общее время, затрачиваемое на их прохождение, а затем определяется продолжительность того или иного аллюра и порядок смены репризов, т. е. чередование аллюров.
Примерные расчеты движения средними аллюрами помещены в прилагаемой таблице.

3. ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ДОРОГ ПО РОВНОЙ МЕСТНОСТИ

Движение без дорог по ровной местности является подго-товкой к езде в более сложных полевых условиях.
В отличие от езды по дорогам это движение имеет некото-рые особенности, вызываемые неровностью грунта.
При езде по местности без дорог лошадь вынуждена сосредоточивать свое внимание на встречающихся мелких препятствиях, выбирать место, куда поставить ногу, чтобы не спотыкаться, выше поднимать ноги, затрачивая на все это больше физических усилий, чем при движении по дорогам.
Вместе с тем езда без дорог представляет некоторую трудность и для всадника, так как пугливость лошади и неуверенность ее движений заставляют его быть в постоянной настороженности, внимательно следить за впереди лежащей местностью, выбирать путь для движения и своевременно обнаруживать незаметные, но опасные для лошади препятствия.
В тех случаях, когда лошадь пугается незнакомых ей предметов, никогда не следует ее наказывать, а, наоборот, нужно остановить лошадь и дать ей возможность осмотреться и успокоиться и после этого продолжать движение.

4. ДВИЖЕНИЕ ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ

Движение по пересеченной местности является наиболее трудным разделом полевой езды и требует от всадника не только знания правил езды, но и хороших практических на выков.

Трудности езды обусловливаются разнообразием рельефа, большим количеством встречающихся препятствий в виде канав, оврагов, подъемов, спусков и др. Все это очень часто ставит всадника перед неожиданностями, заставляет его быть всегда внимательным, вырабатывает у него наблюдательность, глазомер, совершенствует его волевые качества и обязывает активно управлять лошадью.
Преодоление подъемов, в особенности крутых и длинных, с тяжелым грунтом требует от лошади исключительно большого напряжения, поэтому всадник всячески должен облегчать ее своими действиями, а в необходимых случаях быстро слезать с лошади и вести ее в поводу.
При преодолении подъемов на лошади все действия всадника должны быть направлены к тому, чтобы максимально облегчить лошадь. Двигаясь в гору, лошадь, стремясь сохранить равновесие, опускает голову и вытягивает шею, чтобы перенести центр тяжести ближе к передней части, а это определяет и поведение всадника.
Он должен ослабить поводья, взяться за гриву и подать верхнюю часть корпуса от поясницы вперед и, не поднимаясь на стременах, плотно прижать шенкеля к бокам лошади. Наклоном корпуса всадник выносит свой центр тяжести вперед и облегчает тем работу задней части корпуса лошади. Степень подачи всадником корпуса всегда зависит от крутизны ската: чем круче подъем, тем корпус должен быть больше подан вперед (рис. 135).

Крутые, но короткие подъемы преодолеваются под прямым углом на быстрых аллюрах. Длинные крутые подъемы также преодолеваются под прямым углом, но, как правило, на шагу.
image
Отлогие и не длинные подъемы можно преодолевать на любом аллюре, так как в этом случае работа лошади мало отличается от работы на ровной местности.
Крутые спуски следует преодолевать только шагом, а в некоторых случаях и в поводу, а отлогие можно преодолевать любым аллюром. Корпус всадника при спуске должен быть или в вертикальном положении, или откинутым назад и тем больше, чем круче спуск.
Шенкеля, плотно прижатые к бокам лошади, удерживают заднюю часть ее корпуса от смещения в сторону, а действия же поводьев сдерживают лошадь (рис. 136).
Преодоление естественных препятствий. При езде в поле, в особенности без дорог, по пересеченной местности встречаются самые различные препятствия (канавы, рвы, ручьи, плетни, изгороди и др.), без преодоления которых подчас невозможно дальнейшее движение. В зависимости от вида препятствий их можно преодолевать или прыжком, или медленным переходом их верхом, или в поводу.
Широкие рвы, канавы и овраги, которые нельзя преодолевать прыжком, проходятся, как правило, в по при спуске воду и только на шагу. image
Изгороди и плетни, за которыми могут быть канавы, всегда преодолеваются прыжком на широком аллюре.
Каменные стенки, заборы и все хорошо видимые препятствия преодолеваются на полевом галопе.
Высокие и широкие валы, на гребне которых лошадь может одновременно поместиться передними и задними ногами, преодолеваются на полевом галопе двойным прыжком - вначале прыжком вверх, а затем сверху вниз.
Препятствия, наполненные водой (канавы, рвы, ручьи шириною 2-3 метра), преодолеваются на полевом галопе, причем нужно стремиться подвести лошадь к препят-ствию в таком месте, где грунт тверже и меньше подвержен осыпанию.
Широкие, но неглубокие речки с твердым дном и высоким берегом преодолеваются прыжком с берега, а затем переходом вброд или вплавь.
Пустые живые изгороди, окопанные с обеих сторон канавами, являются наиболее трудными для лошади, поэтому на них надо вести лошадь смело и решительно на резвом аллюре.
Особо опасным для лошади при полевой езде бывают мало заметные препятствия, заросшие травой. Не видимые для всадника и лошади они зачастую служат причиной падения, особенно при движении на широких аллюрах.
При движении по незнакомой местности полевые препятствия очень часто появляются перед всадником и лошадью неожиданно. Поэтому всадник должен быть всегда внимательным, чтобы, своевременно заметив и оценив препятствие, определить способ его преодолевания и подготовить к этому лошадь заранее.
В тех случаях, когда лошадь утомлена, а размеры пре-пятствия и состояние грунта делают прыжок рискованным, гораздо целесообразнее такое препятствие преодолевать не прыжком, а обойти его или медленно перейти шагом или в поводу.

5. ЕЗДА ПО РАЗЛИЧНЫМ ГРУНТАМ И В ЛЕСУ

На движение лошади в поле огромное влияние оказывает состояние грунта. Грунт облегчает или затрудняет ее движение. Качество же грунта во многом зависит от времени года и состояния погоды.
Хорошим грунтом можно считать легкий, нетвердый чернозем, неглубокий песок, во время засух-низкий мягкий луг, а в период дождей - песчаную почву.
На работу лошади в поле большое влияние оказывает и состояние самой поверхности грунта. Ровная поверхность не вызывает особых затруднений для движения лошади, а пахота, кочковатый или изрытый грунт являются весьма трудными. Поэтому на неровных грунтах и пахоте лошадь следует вести осторожно и на более сокращенных аллюрах.
Весенняя распутица и дожди в период заморозков приводят к обледенению грунта, что является опасным для движения лошади. Особенно опасными и затрудняющими движение лошади бывают обледенелые и покрытые небольшим слоем мокрого снега дороги. Снег в этих случаях набивается под копыта, а шипы не достают до льда; лошадь, не имея опоры, скользит, что очень часто ведет к падению и неприятным последствиям.
При движении по льду и обледенелому грунту лошадь следует вести шагом в шенкелях. Поводьями нужно только выдерживать заданное направление и не терять связи со ртом, но не требовать сбора, предоставив лошади возмож-ность свободнее действовать головой и шеей, лучше рассматривать дорогу и сохранять необходимое равновесие.
При езде по льду и по скользкому грунту всадник должен сидеть в седле спокойно, сохраняя равновесие, и, бросив стремена, внимательно следить за движениями лошади. При нарушении лошадью ровного темпа шага следует ее сдерживать поводьями и не допускать растянутых и затяжных шагов, а также остановок.
Двигаясь по льду, следует избегать крутых и внезапных поворотов, а чаще всего надо проводить лошадь в поводу.
В случае скольжения лошади всадник должен уклонять корпус в сторону, противоположную скольжению, помогая тем самым сохранению равновесия.

Всаднику необходимо всегда помнить, что дерганье поводьями и толчки шенкелями увеличивают неустойчивое поло-жение лошади, а порой приводят к падению.
Падения лошади при движении могут быть самыми разнообразными: на переднюю или заднюю часть, на живот, на сторону вправо или влево.
При падении на живот передние ноги лошади уходят вперед, а задние назад. В этом случае всадник должен быстро соскочить с лошади и помочь ей подняться на ноги.
При падении лошади на правую сторону всадник должен быстро отставить правую ногу в сторону, перенести левую через круп лошади, снять поводья и помочь ей подняться. При падении же на левую сторону надо действовать так же, только на землю (лед) становиться левой ногой.
Езда по глубокому снегу без дорог требует от лошади большого напряжения сил, так как заставляет ее очень высоко поднимать ноги. Кроме того, лошади приходится преодолевать ногами то сопротивление, которое оказывает снег.
Движение по ровной и знакомой местности, покрытой снегом, для всадника не является трудным. При движении же по незнакомой и неровной местности всадник вместе с лошадью может в любую минуту оказаться в яме или канаве, занесенной снегом. Поэтому на незнакомой местности всадник должен очень внимательно наблюдать за движением, тщательно выбирать направление и всегда быть готовым к оказанию помощи лошади.
По глубокому снегу лошадь следует вести шагом на свободном поводу и в шенкелях, корпус всадника должен быть несколько подан вперед, группы всадников должны итти по одному следу. С учебной целью для развития у всадников и лошади необходимой самостоятельности головных всадников надо периодически менять. Встречающиеся препятствия лучше всегда преодолевать не прыжками, а проходить их в поводу или обходить.
Перед выездом в поле зимой необходимо тщательно про-верять ковку лошадей, наличие шипов у подков и крепость их, а во время езды чаще расчищать копыта от снега и проверять шипы.
Езда по болотистой местности представляет собой довольно трудный вид движения, а преодоление болот во многом зависит от умения лошади ходить по топкой местности, что приобретается в результате постепенной тренировки.
Многие лошади, особенно молодые, боятся болота и, попав на него, волнуются, идут бросками. Броски лошадей при движении по болоту являются наиболее опасными, так как от этого лошади больше нервничают и быстро утомляются. Кроме того, такие броски часто приводят к растяжению бедренных суставов и ранениям о корни и пни. Подготовленные же и смелые лошади идут по болоту относительно легко и свободно.
Посадка всадника и управление лошадью при езде по болотистой местности должны быть такими, при которых лошади предоставляется определенная свобода движения и максимально облегченная работа задней части корпуса. Поэтому при движении по болоту лошадь ведут шагом на свободном поводу и в шенкелях, а всадник, взявшись за гриву правой рукой, подает свой корпус вперед. При движении по болоту лучше держать-ся ближе к канаве или речке (если они имеются), так как там обычно бывает менее топко. Мест, покрытых яркой зеленью, следует избегать. В том случае, когда лошадь начинает углубляться в болото, всадник должен немедленно соскочить с нее и вести в поводу.
Езда в лесу требует от всадника особо внимательного отношения и хорошего управления лошадью. В лесу, как нигде, всадник должен умело сочетать все средства управления лошадью (шенкеля, поводья, корпус). Он должен не только уметь обогнуть встречающиеся на пути ближайшие деревья, но, смотря вперед, предугадывать дальнейшие повороты и заранее выбирать путь.
Неумелое управление лошадью в лесу, дерганье поводьями очень часто лишает лошадь инициативы, сбивает ее и приводит к ударам о деревья или неожиданным остановкам.
При движении в лесу всадник, стремясь избежать ударов о ветки и сучья, уклоняет свой корпус вперед или в сторону. При этом уклоны корпуса очень часто могут не соответствовать приемам управления лошадью. Например, при повороте налево всадник, оберегаясь встречной ветви, может уклонить свой корпус вправо, тогда как все управление у него должно быть сосредоточено влево. В этом случае всадник, имеющий практику, не должен своим уклоном мешать лошади.
Густые леса проходят, как правило, на шагу, а редкие можно проходить и на рыси. Вырубленные леса проходят таким же образом, как и невырубленные, но при этом лошади необходимо давать больше свободы, не распуская, однако, поводья.

6. ПЛАВАНИЕ И ПЕРЕПРАВА ВПЛАВЬ С ЛОШАДЬЮ

Успешно преодолевать вплавь значительные водные преграды можно только после длительной учебы. Поэтому обучение плаванию и переправам вплавь является неотъемлемой частью подготовки всадника и лошади. Это обучение должно вестись как в специально отведенное для этого время, так и в повседневной жизни во время летних купаний. При обучении плаванию надо иметь в виду, что успех переправы вплавь через ту или иную реку во многом зависит не только от всадника, но и от натренированности лошади. Хорошо обученная и натренированная лошадь не боится водных преград, смело идет в воду, и подчас даже недостаточно умеющий плавать всадник на хорошо подготовленной лошади сможет преодолеть значи-тельную реку и, наоборот, хорошо подготовленный всадник не всегда сможет заставить переплыть на другой берег неподготовленную лошадь.
Однако надо всегда помнить о том, что как бы ни хорошо была подготовлена к плаванию лошадь, она не всегда и не каждую реку может переплыть, так как при этом ей приходится затрачивать много сил и энергии. Так, при слабом течении оседланная лошадь и всадник в обмундировании могут пере-плыть глубокую реку шириной не более 50-60 метров, со средним течением - не более 30-35 метров, а расседланная лошадь и всадник без обмундирования могут переплыть глубокую реку шириною 200-300 метров даже при сильном течении. Поэтому при переправе вплавь надо учитывать утомляемость лошади, ширину, глубину и быстроту течения реки.
Основными способами переправы с лошадью вплавь являются переправы на расседланной лошади всадника без обмундирования и на поседланной лошади всадника в обмундировании.
При любой переправе необходимо всегда принимать меры предосторожности, обеспечивающие успех переправы, а также знать правила поведения всадника при переправе. Всадники, не умеющие плавать, к переправе вплавь не допускаются.
До начала переправы вплавь надо разведать реку и выбрать место. Желательно, чтобы в месте переправы берега реки были отлогие, спуски и выходы имели твердое, постепенно поднимающееся дно, чтобы не было предметов, мешающих переправе или могущих повредить лошадь и всадника. В зависимости от ширины реки, характера грунта и быстроты течения определяют способ и порядок переправы, принимают предупредительные меры по спасению тонущих, для чего выделяют команду хороших пловцов и подготавливают лодки с гребцами и т. п.
Переправа вплавь всадника без снаряжения и обмундирования с расседланной лошадью. По указанию руководителя всадники перед переправой недалеко от берега спешиваются, затем расседлывают лошадей, снимают свое снаряжение и обмундирование, укладывают его в лодки или другие переправочные средства и выстраиваются перед местом переправы в том строю, который укажет руководитель. Затем по команде руководителя всадники въезжают в воду. При этом надо иметь в виду, что большое значение для успеха переправы окажет подбор и постановка головных лошадей и всадников. В голову надо ставить смелых и натренированных лошадей и хорошо умеющих плавать всадников, так как головная лошадь, не видя никого впереди себя, идет менее охотно, чем лошади, идущие за ней. В практике переправы вплавь очень часто можно наблюдать случаи, когда неудачно
image



Рис. 137. Переправа вплавь с расседланной лошадью без снаряжений" и обмундирования

поставленные в голову лошади отказываются плыть, поворачивают назад и увлекают за собой сзади идущих лошадей, срывая тем переправу. Наоборот, смело идущая впереди лошадь в силу чувства стадности увлекает за собой остальных, и переправа проходит без всяких заминок.
При подходе к реке надо разомкнуть строй по фронту и в глубину на интервалы не менее 6 метров и на дистанцию не менее 10 метров, в противном случае лошади будут мешать одна другой и затруднять переправу.
При спуске в воду, как только лошадь потеряет дно и начнет плыть, всадник спокойно, без шума и брызг должен слезть с лошади в воду со стороны течения реки и плыть с ней рядом, загребая одной рукой (наружной от лошади), а другой (внутренней к лошади) придерживаться за гриву лошади, не далее двух ладоней от холки, и слегка направлять ее поводьями в нужном направлении (рис. 137).
При переправе через широкую реку надо иметь в виду, что лошади, потеряв опору и не видя противоположного берега, нередко стремятся возвратиться назад и поворачивают к берегу или бросаются на других лошадей. Если всадник начинает препятствовать этому, то лошадь стремится освободиться от него, начинает бить передними ногами, поднимая при этом голову и шею, а задними ногами стремится опереться о землю,

Для противодействия лошадям в этом случае очень полезно руку, находящуюся ближе к лошади, накладывать своим изгибом у локтя на шею лошади ближе к голове, а пальцами этой же руки взять за кольцо трензельного повода с наружной стороны. Такой прием позволяет всаднику прижимать
image



Рис. 138. Плавание с держанием за хвост лошади
тяжестью своего тела голову лошади к воде и лишает ее возможности высоко поднимать голову и принимать вертикальное положение.
Если лошадь сбивается с направления или пытается возвратиться обратно, ее следует направить плавным набором
image



Рис. 139. Переправа всадника в обмундировании с поседланной лошадью.
соответствующего повода, не допуская при этом резких дерганий. Туловище всадника должно быть горизонтально и большей своей частью погружено в воду. Чтобы не мешать лошади плыть и не беспокоить ее, не следует прикасаться к ней ногами, а тем более шуметь и брызгать.

В том случае, если всадник оторвался от шеи лошади, следует уцепиться за ее хвост и плыть сзади, не боясь того, что лошадь может ударить ногами, так как пока она плывет, она не сможет этого сделать (рис. 138). Наоборот, при плавании следует опасаться ударов передними ногами лошади, с особенности тогда, когда, она стремясь найти опору задними ногами, становится вертикально.
При подходе к противоположному берегу, как только лошадь станет на дно ногами, всадник садится на нее, выезжает на берег и занимает место по указанию руководителя.
Переправа вплавь всадника в обмундировании с поседланной лошадью. Этот вид переправы является наиболее трудным, так как намокшее снаряжение и обмундирование своей тяжестью давят на лошадь и всадника и заставляют их затрачивать много сил. Переправа проводится в таком же порядке, как и с расседланной лошадью. Однако перед тем, как ввести лошадь в воду, нужно вынуть железо изо рта лошади, несколько ослабить заднюю подпругу, чтобы она не стесняла дыхание лошади, подтянуть стремена вверх по путлищам или перекинуть их через седло, во избежание попадания в них задними ногами лошади, и завязать узлом поводья так, чтобы лошадь могла свободно вытянуть шею (рис. 139).

Составители: Г. М. Ефремов, В. Г. Неволин

Читать на тему:

  • «Коневодство на Северном Кавказе» Автор: Н. Будаев, 2006
  • «Конный туризм» Авторы: И. Ф. Бобылев, Г. Г. Котов, С. П. Филиппов, 1985г
  • «Книга о лошади» Автор: князь Сергий Урусов

  • БИБЛИОТЕКА

    Краткие сведения о лошади
    Содержание и уход за лошадью
    Конское снаряжение, его подгонка и уход за ним
    Основы верховой езды
    Верховая езда и гимнастические упражнения на лошади
    Преодоление препятствий, владение шашкой, вольтижировка и джигитовка
    Полевая езда
    Конно-строевая и пешая строевая подготовка
    Конный спорт
    Методика обучения верховой езде









    Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!