| |
|
Конная подготовка |
Методика обучения верховой езде
1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЕЗДЕ В МАНЕЖЕ Обучение
верховой езде в манеже имеет своей целью выработать активного,
смелого и ловкого всадника, умеющего управлять лошадью и
преодолевать препятствия, а также подготовить всадника для
езды в поле по разнообразной местности и в различную
погоду. Все обучение проводится в строгой
последовательности и по детально разработанному плану. Одним
из решающих условий успеха в верховой езде является правильная
организация обучения, а также полное и своевременное ее
материальное обеспечение. При организации конной
подготовки необходимо предусмотреть закрепление лошадей за
каждым всадником в соответствии с индивидуальными
особенностями всадника I лошади. Строго распределить учебное
время, порядок проведения занятий, пользование лошадьми,
манежем и его оборудованием. Главное внимание при обучении
необходимо сосредоточить на выработке правильной, крепкой и
непринужденной посадки, на умелое и сноровистое управление
лошадью. Так как эти вопросы являются главными и решающими для
успешного усвоения остальных вопросов, то они требуют и
наиболее длительного времени на их усвоение и поэтому
значительная часть учебного времени должна быть сосредоточена
на них. При первоначальном обучении необходимо иметь в
виду, что езда в смене не является самоцелью, а только
средством, поэтому подход к каждому всаднику должен быть
строго индивидуальным. Каждый урок по конной подготовке в
начале обучения должен начинаться с осмотра всадника, лошади и
проверки правильности подгонки конского снаряжения и
седловки. Обучение посадке на лошадь и слезание сначала
следует проводить по разделениям, добиваясь правильности
выполнения каждого приема в отдельности и лишь затем
обучать 153 выполнению всех приемов посадки в целом,
добиваясь при этом не только правильности выполнения, но и
быстроты и четкости действий всадника. Выработку и
укрепление посадки следует начинать с отработки равновесия и
по мере успеваемости всадников переходить к ее укреплению и
привитию гибкости и непринужденности, практикуя для этого
езду без стремян короткими репризами, гимнастические
упражнения и преодоление низких препятствий вдоль стенки
манежа без стремян и поводьев. К отработке приемов
управления лошадью следует переходить после нескольких
занятий параллельно с отработкой посадки. Начинать управление
нужно с элементарных вопросов применения поводьев, шенкелей и
корпуса. По мере укрепления посадки и выработки
непринужденности следует переходить к заездам, вольтам,
остановкам и поворотам. Эти приемы сначала следует
отрабатывать на шагу, а затем на рыси и галопе. При отработке
этих элементов главное внимание необходимо обращать на
сочетание всадником всех средств управления. В хорошем
качестве обучения верховой езде серьёзную роль играет
подготовка руководителя, его личный опыт, мето-дические навыки
и инициатива. Используя свой опыт и знания, руководитель
сможет найти наиболее доходчивые и понятные способы обучения
каждого всадника в отдельности, не допуская шаблона.
Применение одних и тех же методических приемов для отработки
того или иного упражнения ко всем всадникам, без учета их
индивидуальных особенностей (характера, темперамента,
физического развития), не принесут пользы. Все обучение
верховой езде должно проходить практически. Но оно будет
успешным только тогда, когда всадники перед исполнением нового
приема ознакомятся с теорией выполнения данного приема. Кроме
того, знакомство с теорией должно сопровождаться образцовым
показом руководителем изучаемого приема, так как зрительное
его восприятие во многом способствует быстроте и правильности
усвоения. Поэтому самым верным и доходчивым методом
обучения верховой езде будет образцовый показ руководителя,
обоснованный теоретически и проработанный практически
обучаемыми. Строгая последовательность в отработке
упражнений, постепенный и своевременный переход от простого и
легкого к более сложному и трудному должны быть основой всего
обучения, а требовательность руководителя должна повышаться по
мере прохождения курса обучения и усвоения
пройденного. Неотъемлемой частью методики обучения верховой
езде являются повторение и напоминание пройденных правил и
практическая тренировка.
Первоначальное обучение
верховой езде в манеже облегчает дальнейшее обучение
всадников. Манежем называется ровная площадка местности
размером не менее 20Х40 метров, имеющая форму прямоугольника,
ровный и мягкий грунт. Манежи могут быть открытыми,
огороженными по сторонам изгородью, и закрытыми, имеющими
стены и крышу. Перед началом каждого занятия манеж должен
быть к нему подготовлен, очищен от камней, палок, режущих
предметов и оборудован соответственно проводимому занятию
необходимыми препятствиями, станками и т. д. Прежде чем
приступить к практическому обучению верховой езде, всадникам
нужно рассказать о лошади, ознакомить с правилами ухода за ней
и ее сбережении, добиться от них знания конского снаряжения,
необходимого для верховой езды, научить правилам седловки и
подгонки снаряжения, посадки на лошадь и разбору
поводьев. Необходимые сведения о лошади даются на
практических занятиях, во время которых рассказ сочетается с
показом и объяснениями на лошади. Правилам ухода за лошадью,
лучше всего обучать практически и наглядным показом в конюшне
необходимых мероприятий. Там же надо проводить практическую
тренировку обучаемых, для чего занятия целесообразнее
проводить перед уборкой лошадей, на которых и можно закреплять
полученные знания. Конское снаряжение можно изучать как в
оборудованном классе, так и в конюшне, главным образом в
порядке практической тренировки обучаемых в разборке, сборке
и вьючении седел после предварительного объяснения этого
руководителем. Приемам седловки, посадки на лошадь, разбору
поводьев слезанию с лошади первоначально лучше всего учить на
деревянном макете лошади, а затем в начале каждого занятия по
верховой езде проверять правильность седловки и
подгонки -снаряжения. При отсутствии макета обучение
седловке, посадке на лошадь и слезанию можно начинать сразу на
лошади. Обучая правилам седловки, руководитель должен
объяс-нить те действия, из которых складывается седловка, а
затем практически показать, как она производится и на что
следует обращать внимание. После практического показа
обучаемые по команде руководителя седлают лошадь, исполняя
каждый элемент седловки по разделениям. Если же занятия
проводятся на макете, то руководитель, показав, как нужно
седлать, по очереди предлагает каждому обучаемому произвести
седловку под его наблюдением. При обучении посадке на
лошадь руководитель предвари-тельно объясняет и практически
показывает правила держания поседланной и взнузданной лошади,
движение с ней и приемы посадки, а затем заставляет каждого
обучаемого произвести посадку по разделениям под его
наблюдением. После того, как обучаемые усвоят правила
седловки и посадки на лошадь, дальнейшая тренировка в их
выполнении должна проводиться на быстроту, правильность и
четкость. Однако следует иметь в виду, что на эти вопросы не
следует отводить много времени, так как они будут все время
повторяться в процессе верховой езды перед началом занятий, а
задача руководителя будет заключаться в том, чтобы проверять
знания и практические навыки в седловке и посадке на лошадь и
обнаруженные недочеты своевременно исправлять. Обучение
непосредственно верховой езде выгоднее проводить в смене с
индивидуальным подходом к каждому всаднику. Смена может
состоять из 12-16 человек, так как при большем количестве
руководитель будет не в состоянии своевременно и подробно
обнаружить ошибки у каждого всадника и исправить их.
Продолжительность каждого занятия по верховой езде не должна
быть более двух часов. Руководитель должен следить, чтобы
посадка всадника на лошадь была крепкой, гибкой и
непринужденной. Это достигается выработкой у всадника
равновесия и крепкого сцепления с лошадью всеми прилегающими
частями тела к седлу. Особое внимание руководителю следует
обратить на выработку равновесия. Равновесием называется
способность всадника сохранять устойчивое положение на лошади
в движении. Занятия по выработке равновесия целесообразнее
всего проводить на вольту диаметром 15-20 метров рысью,
наблюдая при этом за правильностью уклона корпуса всадника.
Эти уроки для начинающих очень трудны, поэтому больших
репризов рысью делать не следует, а необходимо чаще переходить
на шаг и менять направление движения. 10-15 минут работы на
вольту-вполне достаточная нагрузка для начала обучения, после
чего всадников следует выводить из круга. Затем в течение
всего занятия смену следует выводить на вольт несколько раз на
4-5 минут. Заканчивать занятия надо гимнастическими
упражнениями, которые способствуют укреплению посадки и
выработки равновесия. Гимнастические упражнения сперва
проводятся на шагу, а затем на рыси. Сначала выполняются
наиболее простые и легкие упражнения, далее они постепенно
усложняются. Когда всадники научатся сохранять равновесие и
правильную посадку, можно переходить к отработке крепости
посадки. Прочность и крепость посадки зависят от умения
всадника держаться на лошади плотно прилегающими внутренними
сторонами ног от бедра до колена.
Прежде чем научить
всадников держать колени плотно прижатыми к седлу,
руководитель должен объяснить и показать правильность
положения колен на крыльях седла. При этом необходимо
добиться, чтобы всадник понял, что колени должны лежать на
крыльях седла позади коленных подушечек, как бы упираясь на
них. Пытаться доставать каблуками до боков лошади не следует,
так как от этого колени отойдут от крыльев, носки опустятся и
сцепление с лошадью будет меньше, в результате посадка не
будет крепкой. После объяснения и проверки правильности
усвоения перечисленных вопросов руководитель приступает к
практической отработке крепости и гибкости посадки. Всю
работу по укреплению посадки всадника следует проводить на
учебной и облегченной рыси со стременами и без стремян.
Однако надо иметь в виду, что на первых порах это является
очень трудным приемом для всадника и очень часто приводит к
по-тертости внутренних сторон его ног, отбивает у него желание
продолжить занятия, а порой и выводит занимающегося из строя.
Поэтому на первых занятиях езду облегченной и учебной рысью
необходимо проводить небольшими репризами (2-3 минуты), чаще
переходить на шаг, давая тем самым возможность обучаемым
постепенно усваивать и закреплять пройденные уроки. По мере
укрепления посадки требовательность к всадникам должна
постепенна повышаться, а сама езда усложняться. Для усложнения
и повышения требований в укреплении посадки большое влияние
оказывает облегченная рысь без стремян, но ею также не следует
злоупотреблять, так как она является трудной и утомительной
для всадника. Непринужденность посадки следует отрабатывать
тогда, когда всадники приобретут достаточно крепкую посадку и
научатся облегчаться. Преждевременные требования в этом
отношении не достигнут цели, так как всадники, неуверенно
чувствуя себя в седле, все свои усилия и внимание будут
сосредоточивать на то, чтобы крепче держаться на лошади и не
упасть с нее, а это всегда сопровождается некоторой
напряженностью и натянутостью. Основными упражнениями на
занятиях по выработке не-принужденности посадки являются
упражнения, развивающие независимость действия одних частей
тела всадника от других. Всадник, действуя шенкелями, должен
научиться не нарушать вертикального положения корпуса и
нормального положения кистей рук, а при различных уклонах
корпуса не изменять нормального положения шенкелей. Общая
непринужденность и эластичность посадки лучше всего
вырабатываются длительной практикой.
Обучение
управлению лошадью следует начинать с момента перехода
всадников к практической езде, т.е. с началом отработки
посадки. Занятия по управлению лошадью начинаются с
ознакомления со средствами управления, которыми располагает
всадник. Построив смену, руководитель должен рассказать, что
средствами управления являются поводья, шенкеля и корпус, и
объяснить их назначение. Все сказанное должно сопровождаться
практическим показом. При переходе к практическому обучению
управления лошадью надо тщательно и систематически
отрабатывать заезды, вольты, остановки и повороты. Эти
эволюции сначала отрабатывают на шагу, а затем на рыси и
галопе, постепенно усложняя и увеличивая работу всадника при
обучении управлению. Главное внимание при этом следует
обращать на согласованное применение всадником всех средств и
способов управления (повод, шенкель, корпус). Отработка
вопросов верховой езды в манеже проводится в строгой
последовательности, а каждое занятие должно быть тщательно
продумано и подготовлено. При подготовке к проведению
занятий руководитель последовательно разрешает ряд вопросов,
которые обеспечат ему целеустремленное проведение урока и
достижение поставленной цели. Такими вопросами будут: 1)
определение учебной цели, учебных вопросов и содержания
занятий; 2) составление плана занятия; 3) выбор метода
проведения занятия в целом и по отработке отдельных учебных
вопросов; 4) место, время и материальное обеспечение
занятия. Цель занятия вытекает из общего плана обучения и в
сжатой форме определяет задачи, которые ставятся перед
обучаемым на занятии. Не следует задаваться общей целью
(усовершенствовать посадку, научить управлять или ездить и т.
п.), так как это достигается длительным временем. На
отдельном занятии вполне достаточно отработать два или три
новых элемента при условии дальнейшего закрепления их на
последующих занятиях. В соответствии с поставленной целью
руководитель намечает ряд учебных вопросов, которые должны
охватывать определенные упражнения, подлежащие отработке на
данном занятии. Количество учебных вопросов может быть
различно, но не более трех-четырех. В плане урока руководитель
устанавливает последовательность отработки учебных вопросов и
время, необходимое для каждого из них, предусматривает
распреде-ление смены на группы, если необходимо, определяет
места занятий каждой группы и порядок пользования
препятствиями, станками для рубки и т. п. Приступая к
выбору методических приемов отработки отдельных упражнений,
руководитель продумывает, в каком порядке надо будет объяснить
и показать то или иное упражнение, как должна быть построена
смена, как нужно тренировать обучаемых в исполнении
показанного упражнения и на что обращать особое внимание для
предупреждения характерных ошибок обучаемых. Вся
проделанная подготовительная работа должна найти свое
отражение в кратком плане-конспекте, составленном до начала
занятий. В конспекте занятий, составленном в произ-вольной
форме, указывается цель урока и учебные вопросы, общий план
урока, его содержание и расчет времени на отработку каждого
урока, команды и указания руководителя, время и место занятий,
материальное обеспечение занятий (приложение 1). Следует
иметь в виду, что занятия по конной подготовке не складываются
только из одной верховой езды, а включают еще преодоление
препятствий, владение шашкой, вольтижировку и проводятся в
комплексе. Заканчивать урок конной подготовки нужно кратким
раз-бором, на котором руководитель каждому всаднику в
отдель-ности указывает на достижения и ошибки, а также
устанавли-вает причины этих ошибок и способы их устранения в
после-дующих занятиях.
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЮ
ПРЕПЯТСТВИЙ
Занятия по преодолению препятствий следует
начинать с показа всадникам движений прыгающей лошади без
всадника, чтобы дать им представление о технике прыжка. Для
такого показа выводится хорошо прыгающая и спокойная лошадь.
Перед началом показа прыжка руководитель объясняет отдельные
элементы прыжка и дает краткую характеристику движений и
работы лошади в каждом моменте прыжка. Затем, пуская лошадь
на препятствия, руководитель обращает внимание обучаемых на
движения лошади в момент подхода, подъема, подвисания и
опускания, а также указывает, как должен вести себя всадник в
каждом моменте с тем, чтобы облегчить работу лошади. После
показа прыжка лошади без всадника руководитель на своей лошади
преодолевает препятствие, практически показывая посадку
всадника и управление лошадью на прыжке. На первое показное
занятие нужно отвести специальное время. В дальнейшем же все
обучение преодолению препятствий проводится в комплексе с
верховой ездой, на что в конце каждого занятия отводится 15-20
минут. При обучении преодолению препятствий вначале от
всад-ников следует добиваться правильной и крепкой посадки, а
в дальнейшем, по мере усвоения посадки, постепенно прививать
навыки в управлении лошадью при прыжке. Практическое
обучение всадников начинается с преодоления одиночных
невысоких (30-40 см) препятствий по прямому направлению в
смене, а затем по несложному маршруту самостоятельно.
Повышение препятствий и усложнение маршрута следует
производить по мере укрепления посадки, усвоения элементов
управления и проводить в индивидуальном порядке с расчетом
нагрузки на лошадь 10-12 прыжков за урок. Основной целью
первых занятий по преодолению препятствий по маршруту должно
быть привитие всадникам навыков в свободном и уверенном
управлении лошадью при совершении ряда прыжков. При
прохождении всадников по маршруту руководитель должен
наблюдать: за движением лошади к препятствию по прямой линии,
за отдачей повода и положения посадки всадника на каждом
прыжке, за ровным и однородным темпом движения по всему
маршруту, за правильным исполнением всех заездов и поворотов
между препятствиями. После того, как всадники достаточно
будут натренированы в преодолении препятствий на специально
оборудованном участке, преодоление препятствий целесообразно
проводить в поле, в комплексе с полевой ездой. Для этого
подбираются маршруты с достаточным количеством естественных
препятствий, а если нужно, то расставляются заранее
изготовленные искусственные препятствия.
3. МЕТОДИКА
ОБУЧЕНИЯ ВЛАДЕНИЮ ШАШКОЙ
Главнейшим условием успешного
обучения владению шашкой является последовательность
отработки приемов и упражнений и переход от более простого к
сложному. Начинать обучение владению шашкой следует сначала
в пешем строю и на макете, а затем на лошади-на шагу и рыси и,
наконец, на галопе и карьере. Одним из трудных вопросов
владения шашкой является выработка сильного и меткого удара.
Это требует наиболее продолжительного времени обучения и
тренировки. Поэтому руководитель должен уделить большое
внимание выработке взмаха, развитию плеча и расчету, в
особенности при владении шашкой на быстрых
аллюрах. Первоначальная отработка всех приемов и упражнений
шашкой в пешем строю и на макете лошади должна прово диться в
специально отведенные для этого часы, а обучение на лошади - в
комплексе с верховой ездой. На первом занятии обучаемые
должны получить ясные представления о назначении и
материальной части шашки, о сущности удара и укола, об их
меткости и силе. Это занятие лучше всего организовать в
манеже, где рассказ можно сопровождать практической рубкой
отличными рубаками, чтобы показать силу и меткость удара
шашкой. Обучение владению шашкой в пешем строю является
подготовительным этапом к владению шашкой в конном строю. При
обучении необходимо соблюдать такую последовательность:
вынимание и вкладывание шашки, развитие руки и плеча с шашкой
и, наконец, выработку сильного и меткого удара. При
обучении правилам вынимания и вкладывания шашки сначала нужно
рассказать и показать, как выполняются эти приемы, а затем
предложить практически выполнить показанный прием по
разделениям и без разделений, добиваясь при этом сознательного
усвоения и выполнения показанного. Все же на эти вопросы не
следует отводить много времени, так как они неизбежно будут
повторяться на всех последующих занятиях по владению
шашкой. Обучение развитию руки и плеча с шашкой в пешем
строю проводится на ровной площадке, где, разомкнув обучаемых
в шахматном порядке, руководитель лично показывает приемы
удара шашкой вниз направо и вниз налево, повторяя их
три-четыре раза сначала медленно по разделениям, а затем
слитно и быстро. Проделав это и подав команду: "Шашки-к бою",
руководитель проверяет правиль-ность выполнения приемов и
приступает к непосредственному выполнению приемов. Внимание
руководителя при этом должно быть обращено на силу удара и
кругообразный взмах клинком, на оттяжку (резкий рывок к себе)
клинка в момент подхода его к цели, для обеспечения "режущего"
удара, на уклон корпуса и перенос его тяжести на ногу в
сторону удара (при ударе вниз направо - на правую ногу, при
ударе вниз налево - на левую ногу) и на то, чтобы рука
двигалась не по отвесу, а в косом направлении. Сила удара
вырабатывается после того, как обучаемые приобретут
необходимую свободу руки и силу взмаха. Выработка сильного
удара проводится непосредственно по цели. Для этого на
площадке, где происходят занятия, оборудуются станки с лозой
(глиной) по числу обучаемых. Обучение начинается с удара
вниз направо, а затем вниз налево и, наконец, направо. Станки
ставятся с той стороны, в которую наносится удар, и настолько
впереди, чтобы вытянутая вперед в руке шашка приходилась
своим центром удара по середине цели. Первоначально это
расстояние обучаемые могут измерять вытягиванием руки с
шашкой, а затем необходимо требовать, чтобы они определяли
это расстояние на глаз. Занятие начинается с показа
руководителем образцового удара, после чего он по очереди
пропускает каждого обучаемого и, исправляя его недочеты,
заставляет дальше заниматься самостоятельно или под
наблюдением руководителя. Выработка меткости удара у
обучаемых вырабатывается параллельно с выработкой силы удара
на всех занятиях. При рубке в пешем строю в движении
большое значение имеет правильное определение расстояния до
цели и выбор момента удара. Поэтому к рубке в движении следует
переходить после того, как будет достигнута достаточная
меткость и сила удара на месте. Для рубки в движении цели
расстанавливаются по прямой, на расстоянии восьмидесяти шагов
одна от другой. Если рубка производится направо и налево, то
цели для рубки налево расстанавливаются параллельно целям для
рубки направо, а между рядами целей должен быть свободный
проход для обучаемого. Дистанция между целями измеряется от
первой правой до первой левой, от первой левой до второй
правой цели и т. д. При рубке в движении руководитель
следит за тем, чтобы обучаемый наносил удары, не
останавливаясь, без всякого замедления и не опаздывал выносить
руку вверх и наносить удар. Необходимо требовать, чтобы при
рубке на шагу обучаемый выносил шашку вверх своевременно, не
ближе трех-четырех шагов до цели. Сначала обучаемых
целесообразнее пропускать только по одной цели направо, затем
по одной цели налево, а после этого переходить к рубке по двум
или нескольким целям. Удары и уколы на лошади следует
начинать тогда, когда всадники научатся сохранять правильную и
крепкую посадку и управлять лошадью, и после того, как они в
основном научатся действиям шашкой в пешем строю. При
переходе к обучению шашкой на лошади необходимо особенно
следить за тем, чтобы всадники, сидя на лошади, воспроизводили
все те приемы, которые выработаны в пешем строю и на макете
лошади. Последовательность обучения на лошади должна быть
та же, что и при обучении в пешем строю, т. е. обучение
производится сначала на месте, затем на шагу, рыси, галопе и
на полевом -галопе. Занятия по изучению действий шашкой можно
проводить в смене. Обучать же практической рубке по целям
необходимо только каждого всадника в отдельности. При
обучении ударам и уколам шашкой главное внимание руководителя
должно быть обращено на выработку у обучаемых в момент
нанесения удара или укола мягкости левой руки в управлении
лошадью, спокойного шенкеля и верного глазомера. Для
практической отработки приемов ударов и уколов шашкой на
лошади применяются следующие цели: лоза, глина, соломенный
жгут, шар, кольцо, чучело. Первоначально всадники тренируются
в выполнении приемов рубки и уколов по двум-трем целям, а
затем в комплексе рубки лозы, глины и уколов по маршруту, на
котором устанавливаются пять-шесть целей.
4. МЕТОДИКА
ОБУЧЕНИЯ ПОЛЕВОЙ ЕЗДЕ
К обучению полевой езде надо
приступать после того, как всадники получат необходимые навыки
в управлении лошадью и укрепят посадку при езде в
манеже. Езду необходимо проводить в составе группы (смены),
в разнообразных походных колоннах, на разнообразных, за-ранее
подобранных и подготовленных для этого маршрутах или участках
с постепенным переходом от простого и легкого к более сложному
и трудному. Полевую езду следует начинать с изучения
уравнивания аллюров по дорогам, в определенные отрезки
времени, а затем переходить к езде по ровной местности, без
дорог, по пересеченной местности, в лесу, по болотам и,
наконец, по скользкому грунту и льду. При обучении
уравниванию аллюров всадником надо указывать, во сколько
времени проходит лошадь один километр шагом, рысью и полевым
галопом, но предупреждать, что это взяты средние нормы,
рассчитанные на основную массу лошадей и на сохранение сил
лошади и всадника. Затем на заранее намеченном участке с
отмеренными километрами, разбив всадников на небольшие группы,
или пропуская их по одиночке, заставлять обучаемых пройти один
километр шагом в норму времени 10 минут, затем один километр
рысью в 5 минут. Только пропустив обучаемых таким образом
несколько раз, руководитель выводит всю группу по отмеренному
пути и на ходу дает указания, как нужно сидеть в седле,
успокаивать лошадь, как сдерживать или высылать ее в том
случае, когда она горячится или идет медленно. Для
проведения такого занятия вполне достаточно одного часа. В
дальнейшем обучение всадников уравниванию аллюров и движению
по дорогам надо проводить при тренировке в прохождении
различных аллюров в установленное время на небольшие (3-5 км)
расстояния. К обучению движению по пересеченной местности
следует приступать после того, как всадники в основном усвоят
необходимые правила в уравнивании аллюров по дорогам и без
дорог по ровной местности. Сначала обучаемых необходимо
ознакомить со всеми видами встречающихся полевых препятствий
и способами их преодоления, а затем уже приступать к
непосредственному обучению движения по пересеченной
местности. Для проведения каждого занятия предварительно
подбирается такой участок, который бы обеспечил выполнение
поставленной цели и задачи. Ознакомив с видами препятствий
и способами их преодоления, руководитель указывает маршрут
движения, препятствия, которые нужно преодолеть, и время для
этого. Затем предлагает каждому всаднику выполнить через
определенные промежутки времени один и тот же маршрут или
различные маршруты в одно и то же время. Сам руководитель
должен выбрать такое место, откуда можно было бы наблюдать за
действиями всадников. Пропустив обучаемых несколько раз по
разным маршру-там и убедившись, что они в основном усвоили
необходимые вопросы езды по пересеченной местности,
руководитель в дальнейшем может проводить эти занятия в
составе группы (смены), размыкая ее на определенные расстояния
по фронту и в глубину и усложняя постепенно условия
езды. Для занятий в лесу сначала необходимо выбирать
небольшой и сравнительно легко проходимый участок леса. Группу
(смену) следует вести расчлененной по фронту на интервалах
одного всадника от другого в 10-15 шагов. Сначала такой
участок проходят шагом, а затем рысью. После езды по
сравнительно легкому участку в дальнейшем подбирают более
сложный. К обучению езде по топким местам и болотам
следует приступать после предварительного обследования
руководителем вязкости и глубины того или иного участка. На
всех занятиях полевой езды особое внимание надо обращать на
умение всадника сберегать силы лошади, а после каждого занятия
подводить итоги, указывая в них достижения и недостатки
каждого всадника. В конце этапа обучения желательно
провести переходы на значительные расстояния (40-50 км) в
норму времени 7-8 часов по маршрутам различной местности.
Составители: Г. М. Ефремов, В. Г. Неволин
Читать на тему: «Коневодство на Северном Кавказе» Автор: Н. Будаев, 2006«Конный туризм» Авторы: И. Ф. Бобылев, Г. Г. Котов, С. П. Филиппов, 1985г«Книга о лошади» Автор: князь Сергий Урусов
| |
|