| |
|
Кавказ |
11 января 1629 год. Отписка терского воеводы И. А. Дашкова с товарищами в Посольский приказ о разведках залежей
Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои Ивашко Дашков, Богдашко Приклонской челом бьют.
В нынешнем, государь, во 137-м году генваря в 11 день писали мы, холопи твои, к тебе, ко государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии. И февраля, государь, в 21 день приехал на Терек ис Кабарды князь Пшимах Канбулатовичь Черкаской, и мы, холопи твои, по твоему государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу велели быть в твою государеву сьезжую избу князь Пшимахе Конбулатовичю и твое государево жаловальное слово ему, князь Пшимахе, сказали, что ево, князь Пшимахи, служба и раденье к тебе ко государю многая есть и твое государево жалованье шубу и шапку ему князь Пшимахе, дали.
И по твоему государеву указу ему, Пшимахе, говорили. – Приезжал к тебе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, с Терка Коншов-мурза Битемрюков и сказывал на Москве в Посольском приказе твоим государевым диаком, что проведал он, князь Пшимах, и он, Коншов-мурза, в Кабарде землицу невелику, словет Таабаста, а владеют де тою землицею Ибак-мурзины дети Илдар да Сыхав да Илмамет мурзы. А
родитца де в той землице серебряна и меденая многая руда. И не в давных летех делали в той землице серебро Ибак-мурзин уздень Мамик Ажедаев да Канмурзин уздень Иналук, и ныне те уздени в лицах, да и после деи того ис тое руды серебро они делывали, а ныне де они не делают для того, что боятца твоей государевы опалы. А ходу деи до той землицы от Терки Суншею-рекою и сухим путем шесть ден. И только деи ты, государь, изволишь послать для тое руды, и тебе, государю, будет прибыль. А для береженья будет надобно ратные люди многие, чтоб тем людем, которые для того твоего государева дела будут, быть бестрашным. А без ратных деи людей быть нельзя, потому что Ибакмурзины тебе государю служат и заклады их в Терском городе есть, только деи они некрепки, и чтоб от них какие шатости не было. А в прошлых де, государь, годех был в аманатех брат их двоюродной Сыхавмурза, и ис Терского города переменен, а в его место ныне на Терке брат же им Шейбак-мурза по матери, а
отца с ними не одново, и того деи, государь, опасатца, чтоб оне его не отступились. И ныне деи бы с теми мурзами укрепитца гораздо, взять бы у них в Терской город аманатов добрых, что было кому мочно верить. А как деи Ибак-мурзины дети в тому крепятца, заклады добрые дадут, и в той де землице серебро делати мочна. А в которое де, государь, время в том месте серебро делать, и в то время для обереганья от черкаских людей надобно на Сунше-реке поставити крепость, зделати острог в прежнем месте, где бывал наперед сего острог. А как в том месте острог поставят, и меж деи того места, где острог поставят, и Ибак-мурзиных детей кабаков кочюют терские казаки, которые живут в Гребенях с пятьсот человек, и твоим деи, государь, людем будет на них надежно. И для того дела серебряные руды присланы с нами, холопи твоими, с Москвы на Терек Цысарские земли немцы рудознатец Самойло Фрик с товарыщи.
И князь Пшимах Канбулатовичь против твоего государева указу нам, холопем твоим, сказал. – Посылал он, князь Пшимах, Коншов-мурзу к тебе, ко государю, к Москве, что он, князь Пшимах, проведал землицу Таабасту, а сказывают деи в той землице Таабасте, что в ней серебряная руда есть, а сам он, князь Пшимах, в той землице Таабасте не бывал и тое-землицы не знает, а слышал деи он, князь Пшимах, от сторонних людей. А ходу деи, государь, до той землицы Таабасты от Терсково города на коне поспеть в семой день, а з запасом деи, государь, ехати на телегах двенатцать ден, а от гор, только ехати з запасом на лошедях верхи или пешим на себе нести запас, и поспеть де в полтора дни. А будет деи ты, государь, изволишь острог поставить под теми горами, где та руда, и от того острогу через горы будет ходу
пешими людьми полтора дни. А от старого деи, государь, Суншенского прежнево острогу к той руде водяным путем ходу нет. А про ту деи, государь, землицу Таабасту он, князь Пшимах, сам не ведает и с Коншов-мурзою того он, князь Пшимах, к тебе, ко, государю, к Москве о мастерех и будет ли тебе государю в той руде прибыль или нет, о том он не писывал. Лише деи, государь, он, князь Пшимах, Коншовмурзе велел тебе, государю, известить, что он, князь Пшимах, от сторонних людей проведал, что есть землица Таабаста, а в ней родитца серебреная руда, и будет ты, государь, производишь в той землице серебряной руды отведать, и тебе б, государю, послати многих ратных людей для тое руды опыту, потому что Ибаковы дети тебе, государю, некрепки. А сам деи он, князь Пшимах, в той землице не бывал и руды не видал. А как в прежних годех Ибак-мурзин уздень Иналук в той землице серебро делали, и то он, князь Пшимах, подлинно ведает, а того он, князь Пшимах, не упомнит, которой из них серебро делывал, потому что он, князь Пшимах, в те поры был молод. Да боясь деи от тебя, государя, опалы, те мастеры то серебряное дело покинули, а ныне мочно ли тех прежних мастеров сыскати. И князь Пшимах нам, холопем твоим, сказал, что тех прежних мастеров Мамика да Иналука сыскати немочно, потому что они ныне живут в Кабарде старого Шелоха в кабакех у Ибаковых детей у Илдара з братьею.
Да князь Пшимаха ж нам, холопем твоим, сказал. – Как деи ты, государь, велел отпустить с Москвы Коншов-мурзу, а наперед деи его отпущен с Москвы терской сын боярской Борис Станиславов, и приехав тот Борис на Терек, сказал про ту серебряную руду Фадею Волошенинову, а Фадей деи Волошенинов сказал Баруке мурзе з братьею, что в Кабарде в руде делати серебро. И Барука приказывал в Кабарду про ту серебряную руду х Казыевым детем х Акатожуке з братьею с Хатожукиным узденем с Кулахматом. И по их приказу во всей Кабарде князем и мурзам и всем людем учинилося ведомо.
Да князь Пшимах же сказал. – Как деи Коншов деи мурза с Москвы еще не бывал, а он деи, князь Пшимах, поехал в Кабарду, и в Кабарде ему, князь Пшимахе, говорили князи и мурзы про серебряную руду, что он, князь Пшимах, такое дело затевает, а прежние деи князи и мурзы такова дела не затеивали. А как деи приехал в Кабарду Каншов-мурза для тое серебреные руды, и хотел деи он, князь Пшимах, с Коншов-мурзою ехати в горы, и они деи,
князи и мурзы, догадались, что они едут в горы для серебреные руды, и им, князь Пшимахе и Коншову, князи и мурзы говорили: только деи они поедут в горы, и им деи, князь Пшимахе и Коншову, быть убитым. Да после того с неделю спустя послал он, князь Пшимах… Коншов-мурза привез тое руды на опыт, и он, князь Пшимах, тое руду послал к нам, холопем твоим, на Терку, И как деи, государь, с Терки в Кабарду приехала Барукина сестра Хабаз, и про ту серебряную руду, что Коншов-мурза привез, в Кабарде росказала, и они деи ее веры поняли, и рнясь деи тому, кумытцкой Айдемир Салтан-Мамутов да Ибаковы дети Илдар да Суркаи, собрався с ратными людьми, пошли в горы в Балкары в то место, где ту серебреную руду имали, на его, князь Пшимахиных, ясачных людей да на Коншов мурзы племянников на Абшины з братьею Тазримовых детей на ясачных людей кабаки войною. И Апшика деи, государь, з братьею против Аидемиря да Илдара да Суркая стоят и с ними бьютца.
Да князь Пшимах же сказал, что он привел под твою государеву высокую руку Казыевых детей и Шолоховых и всех кабардинских кабаков, и почели было кочевать блиско города. А ныне деи, государь, послышали про ту серебряную руду и на весну деи хотят итти с того места в горы.
Да князь Пшимах же нам, холопем твоим, сказал. – Только деи ты, государь, изволишь в той землице Таабысте делати сереб... мочно делати с твоими государевыми со многими ратными людьми, сперва острастя кабардинских и горских князей и мурз и всех кабардинских и горских людей, да постояв годы з два, то деи мочно та серебреная и руда достать.
А которые, государь, немцы водоприводные мастеры присланы с нами, холопи твоими, на Терек Самойло Фрик с товарыщи, и те, государь, немцы Самойло Фрик с товарыщи за то водоприводное дело нялись делати. И мы, холопи твои, тем водоприводным мастером немцом Самойлу Фрику с товарыщи то водоприводное дело велели делати до твоего государева царева и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу.
В следующем документе балкарские князья будут фигурировать как племянники не Каншао Битемрюковича, а самого Пшимаха Камбулатовича. В следующем документе новокрещенные черкесы, бывшие в Балкарии вместе с Пшимахом, не смогут ответить на вопрос, чьими детьми являются балкарские князья Апши (Апшика) с братьями, а здесь указывается, что они являются сыновьями Тазрима (Тазрита?). Интересно, что в балкарской героической песне «Кайсыны» упоминается князь Жабо Тазритов, сыновья которого Кайсын и Бекмурза погибают во время устроенного ими набега в Имеретию. (Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX – начала XX в. Составление, предисловие, статьи об авторах и комментарии Т. Ш. Биттировой. Т. I. Нальчик: «Эльбрус», 1993. С. 88).
Подданные Апши здесь названы как ясачные люди Пшимаха, тогда как в следующем документе уточняется, что они подчиняются Алегуко Шогенукову. Но самое существенное состоит в том, что балкарцы вооруженной рукой отражают вторжение в их пределы совместной экспедиции кумыкского владельца Айдемира, сына знаменитого Султана Мута, и его союзников – малокабардинских князей Ильдара и Суркая. В начальной части этого документа сообщается о том, что Ильдар и Суркай Ибаковичи являются владельцами района (землицы) Таабыста, где находится месторождение серебра. Поскольку район мог находиться в западной части Балкарии, например, на Хазны-доне, то есть в непосредственной близости от Дигории, то притязания князей Таусултановых вполне объяснимы.
| |
|