пятигорск | пятигорск глазами а. и. арнольди |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Пятигорск глазами А. И. АрнольдиОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Пятигорск глазами А. И. Арнольди

Последний долг

Пятигорск, 17 июля 1841 года. Со двора усадьбы Чиляева, расположенной на самом краю города, вышла печальная процессия. Желающих проводить в последний путь Михаила Юрьевича Лермонтова, убитого на дуэли, собралось очень много. Но, несмотря на многолюдье, по дороге на кладбище стояла мертвая тишина. «Так было тихо, что только слышен был шорох сухой травы под ногами», - вспоминала одна из участниц траурной церемонии.

Церковь приравнивала людей, убитых на дуэли, к самоубийцам и запрещала хоронить с соблюдением погребальных обрядов. Запрещены были и воинские почести, положенные умершему офицеру. И все же российское воинство отдало последний долг своему собрату. Товарищи покойного, которые несли его гроб, оказались не случайно подобравшимися людьми, а представителями всех полков Российской армии, в которых довелось за свою короткую жизнь служить Михаилу Юрьевичу Лермонтову, - Лейб-гвардии гусарского, Нижегородского драгунского, Тенгинского пехотного, а так же Гродненского гусарского.

Этот полк представлял Александр Иванович Арнольди. Даже если бы его жизнь не была отмечена больше никакими деяниями, интересными связями и знакомствами, он все равно остался бы в истории, как один из последних спутников великого поэта. Но Александр Иванович был личностью достаточно заметной. Храбрый офицер, окончивший службу в чине генерала от кавалерии, он во время русско-турецкой войны был первым русским генерал-губернатором освобожденной Софии. И родственников этот молодой человек имел хорошо известных в российской истории. Александр Иванович был сыном прославленного воина-артиллериста, отличившегося в сражениях Отечественной войны, основателя гвардейской конной артиллерии, друга Ермолова, Ивана Карловича Арнольди. Первой супругой генерала и матерью Александра была сестра декабриста Николая Ивановича Лорера. После ее смерти генерал женился на вдове Софье Карловне Россет. Ее дочерью от первого брака и, стало быть, сводной сестрой Александра была А. О. Россет-Смирнова, известная дружбой с Пушкиным, Лермонтовым и другими знаменитыми людьми того времени.

Касаться этих родственных связей мы не будем - о них написано вполне достаточно. Гораздо больший интерес для нас представляют его «Записки», то есть воспоминания, содержащие немало сведений о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, в частности, о его жизни летом 1841 года в Пятигорске, где Арнольди тогда лечился. Особенно ценны описания событий 15 июля.

Записки о Кавказе

Арнольди пишет, что в этот день он выехал из Пятигорска в Железноводск, где лечились его родные. Проезжая через колонию Шотландку, он увидел в одном доме приготовления к пикнику, но не обратил на них внимания, так как очень торопился, не желая попасть под дождь - огромная грозовая туча уже настигала его, роняя первые дождевые капли. На полдороге в Железноводск ему встретились Глебов и Столыпин, ехавшие на беговых дрожках, а спустя некоторое время вслед за ними проехали на извозчичьих дрожках Лермонтов и Дмитриевский. Сведения эти, будучи сопоставлены с другими мемуарными материалами, помогают уточнить все, что происходило в последние часы жизни поэта и предшествовало дуэли.

Но ценность «Записок» не исчерпывается этими сведениями. В них мы находим достаточно подробные описания тогдашней жизни на Водах, обрисованный беспристрастным наблюдателем облик курортных поселений и окружавшей их природы. К тому же Арнольди имел возможность сравнивать Пятигорск 1841 года с тем, каким он был во время приезда сюда шестилетнего Александра: «Елисаветинский источник с своим колодцем и маленьким домиком в две ванны и Варвациевский желтый дом были в таком же виде, в каком я их помнил с 1824 года, когда там брали ванны и получили исцеление и отец мой, и мать. Длинный дом, в котором мы жили в 24-м году, тянувшийся по склону горы за гостиницей Найтаки, еще существовал в 41-м году, но на изрытом месте, которое расстилалось перед ним до Варвациевских ванн в 24-м году, красовались уже ряд красивых домиков и тенистый бульвар... Много проложено было новых дорожек на самый Машук, и зигзагами можно было въехать на него в экипаже...»

Содержат «Записки» и запечатленные пером очевидца портреты представителей «водяного общества», а также «топографию» расселения по городку и слободке всех основных лиц из окружения Лермонтова. Названы врачи, лечившие приезжих, указаны источники, которыми они рекомендовали пользоваться. Есть рассказы о времяпрепровождении курортной публики, в частности, довольно подробно описана подготовка к балу в Гроте Дианы, состоявшемся за неделю до роковой дуэли. Все эти сведения тем более ценны, что показывают нам Пятигорск начала 40-х годов XIX столетия, менее известный, чем город предыдущего десятилетия.

Встречаются у Арнольди неточности и даже явные ошибки. Так, он говорит о существовании в 1841 году Михайловской галереи в мавританском стиле, которая, как известно, была построена С. Уптоном в конце 40-х годов. Рассказывая о событиях 15 июля, автор «Записок» утверждает, что выехал в Железноводск «часу в восьмом утра». В этом случае получается, что и начало грозы, и пикник в Шотландке, и дуэль пришлись на десять-одиннадцать часов утра, что явно противоречит известным фактам. Надо полагать, что, вспоминая происшедшее несколько десятков лет назад, почтенный старец просто-напросто спутал время своего выезда.

Будучи художником-любителем, Арнольди сделал наброски лермонтовских мест, сохранившие для потомков первоначальный вид дорогих нам уголков Кавказских Минеральных Вод. Эти рисунки, как и мемуары одного из последних спутников поэта, дают ему право на дополнительную благодарность потомков, сполна оценивших дань любви и уважения, которую он отдал великому сыну России.

Вадим Хачиков, заслуженный работник культуры РФ,



Таренко Анна Евген  2014-03-01 22:20:50
С большим интересом прочитала воспоминания Александра Ивановича Арнольди о его последней встрече с Лермонтов М.Ю.Лермонтовым. Описание природы и окружающей среды ещё больше настраивают душу на тяжесть ужасной утраты Лермонтова М.Ю - человака неповторимого таланта. Я, Татаренко Анна Евгеньевна, внучка двоюродной сестры Арнольди А.И урожденной Арнольди Елизоветы Павловны,

[Ответить]
↑ +2 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!